ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-25496/2018
г. Москва Дело № А40-42818/18
28 июня 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: | Мухина С.М., ФИО1, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу "САМТ-Фонд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2018 по делу № А40-42818/18, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению Росаккредитации
к "САМТ-Фонд"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: | ФИО2 по доверенности от 06.09.17; |
от ответчика: | ФИО3 по доверенности от 26.03.18; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по аккредитации (далее также - Росаккредитация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении НО «САМТ-Фонд» к административной ответственности по ч.1 ст.14.47 КРФоАП.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2018 заявление удовлетворено; НО «САМТ-Фонд» привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.14.47 КРФоАП с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Ответчик не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее необоснованной, представил письменные пояснения, в которых просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, Федеральная служба по аккредитации осуществляет федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц (пункт 5.1.7).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон № 412-ФЗ) к полномочиям Росаккредитации как национального органа по аккредитации относится осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены в статье 27 Федерального закона № 412-ФЗ.
Поступление в Федеральную службу по аккредитации информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений, является основанием для проведения проверочных мероприятий в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона № 412-ФЗ.
Приказом Росаккредитации от 16.10.2017 № 182-П-ВВ «О проведении внеплановой выездной проверки» (далее - Приказ № 182-П-ВВ) с целью проверки сведений, указанных в обращениях гражданина, направленного в адрес Росаккредитации письмами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также результатов систематического наблюдения за исполнением аккредитованными лицами обязательных требований, инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении Некоммерческой организации «Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве» (далее - «САМТ-Фонд»), аккредитованной в качестве органа по сертификации специальных и специализированных автотранспортных средств и услуг на автомобильном транспорте, аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.10MT22 (далее - ОС) и испытательной лаборатории средств механизации и транспорта в строительстве «САМТ-Фонд», аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21MT05 (далее - ИЛ).
Согласно пункту 7 Приказа № 182-П-ВВ предметом проверки явилось соблюдение аккредитованным лицом («САМТ-Фонд») обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 8 Приказа № 182-П-ВВ установлен срок проведения проверки с 19.10.2017 по 16.11.2017. Пунктом 13 Приказа № 182-П-ВВ установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки.
Как следует из материалов дела на основании приказа Росаккредитации от 16.10.2017 № 182-П-ВВ должностными лицами Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации были осуществлены выходы по адресу фактического места осуществления деятельности ОС и ИЛ, указанному в реестре аккредитованных лиц.
В ходе проверки рассмотрены материалы дела сертификата соответствия от 24.03.2017 № ТС RU С-CN.MT22.B.05737 (учетный номер бланка 0524160), выданного ОС «САМТ-Фонд», зарегистрированного в Национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме (далее - Реестр), и подтверждающего соответствие серийно выпускаемых импортных запасных частей и комплектующих, применяемых для технического обслуживания и ремонта транспортных средств LIFAN, GEELY, BYD, FAW, HOWO, ВАЗ, VOLVO, Toyota, LEXUS, NISSAN, MITSUBISHI, VOLKSWAGEN, FORD), МAZDA, Меrcedes-Benz, Honda, Land Rover , Peugeot, Renault (согласно приложения к сертификату соответствия, бланки № 0337403-0337408), требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТСО18/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
В поле 6 сертификата соответствия от 24.03.2017 № ТС RU C-CN.MT22.B.05737 «Полное наименование заявителя» в качестве заявителя (уполномоченного изготовителем лица) указано товарищество с ограниченной ответственностью «Тау Экспресс», адрес места нахождения юридического лица: 040009, Республика Казахстан, Алматинская область, город Талдыкорган, <...>; адрес места осуществления деятельности: 040009, Республика Казахстан, Алматинская область, город Талдыкорган, <...>; бизнес-идентификационный номер: 170240005972.
В поле 7 сертификата соответствия от 24.03.2017 № ТС RUC-CN.MT22.B.05737 «Полное наименование изготовителя» в качестве изготовителя указано «HuoerguosiWeiliinternationaltradelimitedliabilitycompany , адрес места нахождения юридического лица (адрес места осуществления деятельности): XinjiangYiliHuoerguosiport 5 TimesjiayuanNO.5322, CHINA, Китай». Из содержания поля 11 сертификата соответствия от 24.03.2017 № ТС RU C-СКМТ22.В.05737 «Сертификат соответствия выдан на основании» следует, что сертификат выдан на основании одобрений типа транспортного средства № E-RU.MT02JB.00106.niP3 сроком действия с 31.12.2014 по 31.12.2015 (LIFAN), № E-CN.MT02.B.00786 сроком действия с 16.08.2013 по 31.12.2015 (FAW), № E-RU.MT02.B.00141.П1P3 сроком действия с 11.08.2014 по 04.12.2015 (GЕЕLY), № E-RU.MT02.B.00031.П1Plсроком действия с 15.08.2012 по 22.06.2014 (ВYD), № РОСС CN.MT02.E05179 сроком действия c 25.04.2007 по 31.12.2007 (HOWO), № E-RU.MT02.B.00193 сроком действия с 19.09.2011 по 19.09.2014 (ВАЗ), № E-8Е.МТ02.В.00623.Р3 сроком действия с 22.08.2013 по 22.08.2016 (VOLVO), № E-ZA.MT02.B.00041.П1 сроком действия с 16.09.2013 по 31.12.2015 (Toyota), № Е-ВЕ.МТ02.В.00381.П1 сроком действия с 16.09.2013 по 31.12.2015 (LEXUS), № E-RU.MT02.B.00923.P1 сроком действия с 23.09.2014 по 27.06.2017 (NISSAN), № E-JP.MT02.B.00594.П1P1 от 18.07.2014 сроком действия с 31.12.2015 (MITSUBISHI), № E-DE.MT02.B.00093.P3 сроком действия с 12.09.2014 по 31.12.2015 (VOLKSWAGEN), № E-RU.MT02.B.00275.P1 сроком действия с 16.09.2013 по 31.12.2015 (Ford), № E-РО1. MT02.B.00700.P1 сроком действия с 10.12.2013 по 31.12.2015 (MAZDA), выданных органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования «САТР-Фонд» Межотраслевого Фонда «Сертификация автотранспорта», аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.11MT02.
Сертификат подписан ФИО4 - руководителем (уполномоченным лицом) ОС, и ФИО5 - экспертом ОС.
Схема сертификации не указана, обозначен «серийный выпуск». В соответствии с заявкой на проведение сертификации - 11с. Статус сертификата соответствия: «Действует».
Нарушения, выявленные в ходе рассмотрения указанных материалов, отражены в Акте проверки от 17.11.2017 № 176-АВП и заключаются в следующем.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно пункту 1 TP ТС 018/2011 указанный технический регламент в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16 (требования безопасности), независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
Пунктом 81 TP ТС 018/2011 установлено, что подтверждение соответствия проводится аккредитованными органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, в отношении компонентов, поставляемых как сменные (запасные) части для находящихся в эксплуатации транспортных средств.
29.05.2014 Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская федерация, движимые стремлением укрепить экономики государств-членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию, в г. Астане подписали договор о евразийском экономическом союзе, который согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2015 № 1775-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, является составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе техническое регулирование в рамках Союза осуществляется, в том числе, исходя из принципа применения и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий.
TP ТС 018/2011 включен в область аккредитации органа по сертификации «САМТ-ФОНД». Следовательно, при осуществлении работ по подтверждению соответствия продукции требованиям данного технического регламента на органе по сертификации «САМТ-ФОНД» лежит обязанность без изъятий соблюдать установленные им требования.
В силу пункта 3 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению № 9 к данному Договору.
Пунктом 5 Приложения № 9 «Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза» к Договору о Евразийском экономическом союзе (далее - Протокол о техническом регулировании) установлено следующее: «Оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.
Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.
Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом Союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента Союза...».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 184-ФЗ техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия; технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту; подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 184-ФЗ технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента, правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения; содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Из пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон № 412-ФЗ) следует, что данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации).
Статьей 4 Федерального закона № 412-ФЗ определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации; область аккредитации – сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
Таким образом, поскольку отношения в области оценки соответствия являются предметом технического регулирования, то и общественные отношения, связанные с соблюдением аккредитованным лицом критериев аккредитации в процессе осуществления деятельности в своей области аккредитации также входят в предмет технического регулирования.
В свою очередь законодательство об аккредитации в части установления требований, которым должно удовлетворять аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в своей области аккредитации, является частью законодательства о техническом регулировании, что справедливо для Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее - Критерии аккредитации), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (далее - Приказ № 326), а также иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к аккредитованным лицам при осуществлении ими деятельности в области оценки соответствия.
В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Частью 6 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ предусмотрено, что перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.
Согласно пункту 8 Критериев аккредитации от органов по сертификации требуется наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.
Таким образом, при аккредитации органы по сертификации, а также в процессе деятельности данные органы по сертификации в целях реализации положений Федерального закона № 412-ФЗ должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям, установленным Критериями аккредитации.
Одним из таких критериев, согласно пункта 6 Критериев аккредитации, является наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14 Критериев аккредитации.
Пунктом 14 Критериев аккредитации установлено, что орган по сертификации должен разработать руководство по качеству, содержащее требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем органа по сертификации, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).
Изложенные нормативные предписания в полном объеме распространяются на орган по сертификации продукции «САМТ-Фонд» при осуществлении деятельности в своей области аккредитации, включая проведение им работ по сертификации продукции на соответствие требованиям TP ТС 018/2011.
Как следует из содержания заявки на получение сертификата соответствия TP ТС 018/2011, поданной в ОС «САМТ-фонд» товариществом с ограниченной ответственностью «Тау Экспресс», сертификация продукции, соответствие которой обязательным требованиям подтверждает сертификат соответствия от 24.03.2017 № ТС RU C-CN.MT22.B.05737, производилась по схеме 11с. Пунктом 6 «Схема 11с» Приложения № 19 к TP ТС 018/2011 установлено следующее: «Схема 11с применяется для серийно выпускаемой продукции, реальный объем выборки которой позволяет органу по сертификации в течение срока действия сертификата соответствия проводить объективную оценку возможности изготовителя обеспечить постоянство выпуска продукции с уровнем показателей, подтвержденных при сертификационных испытаниях.
Схема 11с включает следующие действия:
подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с
приложением необходимой технической документации;
рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения;
проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца компонента;
анализ результатов испытаний и выдача заявителю сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию;
при необходимости - маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
инспекционный контроль сертифицированной продукции органом по сертификации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621 утверждено Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям
технических регламентов Таможенного союза (далее - Положение о порядке применения типовых схем), к которому отсылает пункт 5 Протокола о техническом регулировании и с которым гармонизировано содержание TP ТС 018/2011 в части применяемых органами по сертификации схем подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Из содержания пункта 5 Положения о порядке применения типовых схем следует, что выбор форм и схем оценки соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки соответствия и вреда от применения продукции, прошедшей оценку соответствия. При выборе форм и схем необходимо учитывать следующие основные факторы: степень потенциальной опасности продукции; чувствительность заданных показателей к изменению производственных и (или) эксплуатационных факторов; статус заявителя (изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, продавец, поставщик); адекватность степени доказательств соответствия и затрат на проведение оценки
соответствия целям технического регламента.
Пунктом 7 Положения о порядке применения типовых схем определено, что типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.
В общем случае такими действиями (элементами) могут считаться: анализ технической документации; идентификация, испытания продукции, исследования типа продукции; оценка производства, производственный контроль; выдача сертификата соответствия, принятие декларации о соответствии техническим регламентам по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного союза (далее – сертификат соответствия, декларация о соответствии); регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (далее - нанесение единого знака обращения); инспекционный контроль.
При этом необходимо учитывать, что согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ схема подтверждения соответствия - это перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.
Из приведенных нормативных положений следует, что результаты действий органа по сертификации в рамках избранной схемы сертификации являются как доказательством соответствия сертифицируемой продукции требованиям законодательства о техническом регулировании, так и основанием для выдачи сертификата соответствия в отношении такой продукции. При этом исключительно результаты действий, входящих в схему 11с, структура которой определена пунктом 6 Приложения № 19 к TP ТС 018/2011, могут использоваться для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.
При этом результат каждого включенного в схему подтверждения соответствия действия является самостоятельным доказательством соответствия продукции установленным требованиям, и для вывода о соответствии продукции таким требованиям необходимо последовательно выполнить все входящие в схему подтверждения соответствия действия и получить совокупность доказательств - результатов указанных действий. Значит, при осуществлении оценки соответствия невыполнение какого-либо действия, включенного в схему подтверждения соответствия, всякое иное отступление от схемы подтверждения соответствия не позволяет обеспечить получение всех необходимых доказательств соответствия продукции установленным требованиям.
По этой причине нарушение органом по сертификации применяемой схемы подтверждения соответствия влечет за собой юридическую и фактическую невозможность сделать однозначный вывод о соответствии продукции предъявляемым к ней требованиям, и в таком случае орган по сертификации не вправе выдавать сертификат соответствия.
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326, которым утверждены Критерии аккредитации, также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (далее - Перечень документов в области стандартизации), в который включен ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг» (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012). Учитывая юридико-техническую презумпцию соответствия содержания нормативного акта его наименованию, для того чтобы аккредитованное лицо удовлетворяло установленным критериям аккредитации, оно сообразно своему статусу (в рамках настоящего дела речь идет об органе по сертификации) обязано соблюдать положения стандартов, входящих в названный перечень. Следовательно, «САМТ-Фонд» способен обеспечить в своей деятельности соответствие критериям аккредитации только при условии соблюдения требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.
Названным стандартом, в том числе подтверждается необходимость последовательного выполнения органом по сертификации действий, включенных в схему сертификации:
Пунктом 1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 определено, что указанный стандарт содержит требования к компетентности, последовательности действий и беспристрастности органов по сертификации продукции, процессов и услуг, представляющей собой деятельность по оценке соответствия, проводимую третьей стороной (5.5 ИСО/МЭК 17000:2004).
Пункт 7 «Требования к процессу» ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 регламентирует порядок действий, осуществляемых органом по сертификации в процессе сертификации, от подачи заявки (пункт 7.2) до инспекционного контроля (пункт 7.9 и далее согласно уточняющих положений) с указанием на обязанность органа по сертификации применять одну или несколько схем сертификации для осуществления своей деятельности (пункт 7.1.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).
Пунктом 7.3.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 установлено, что орган по сертификации должен провести анализ полученной информации, чтобы удостовериться в том, что: информация о заказчике и продукции достаточна для проведения работ по сертификации; любое расхождение в понимании между органом по сертификации и заявителем устранено, включая достижение согласия по поводу стандарта или нормативного документа; требуемая область сертификации определена (см. 3.10); в наличии имеются средства для выполнения всех оценочных работ; орган по сертификации обладает компетентностью и способностью для выполнения всех работ.
В приложении «А» к ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 закреплены принципы, относящиеся к органам по сертификации и выполняемой ими деятельности.
Из пункта А.6.2 данного приложения следует, что орган по сертификации несет ответственность за оценивание достаточных объективных свидетельств, на основании которых принимается решение по сертификации; на основании анализа свидетельств орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, если имеются достаточно веские доказательства соответствия, или об отказе в выдаче, если отсутствуют достаточно веские доказательства соответствия, или о не подтверждении результатов сертификации.
Необходимость соблюдения ответчиком требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 обусловлена тем, что указанное юридическое лицо аккредитовано в качестве органа по сертификации, аттестат аккредитации РОСС RU.0001.10MT22.
Согласно абзацу первому пункта 82 TP ТС 018/2011 в качестве заявителя выступает
изготовитель компонентов или его уполномоченный представитель, действующий от его имени.
В случае подачи заявки на подтверждение соответствия компонентов, изготовленных за
пределами единой таможенной территории Таможенного союза, заявителем может являться
импортер или компания, организованная за пределами государств - членов Таможенного союза как оптовый склад для продажи компонентов. Закупки оптового склада непосредственно у изготовителей компонентов должны быть подтверждены документально. Предоставления полномочий от изготовителя импортеру или оптовому складу не требуется.
Согласно пункту 88 TP ТС 018/2011 орган по сертификации рассматривает заявку на подтверждение соответствия типов компонентов транспортных средств и принимает решение о возможности проведения сертификации. Причиной для отказа в проведении сертификации может являться предоставление в орган по сертификации комплекта документов не в полном объеме.
Орган по сертификации на основании представленных заявителем доказательственных материалов о соответствии продукции требованиям настоящего технического регламента принимает решение о проведении сертификации по конкретной схеме сертификации из числа предусмотренных для конкретных компонентов.
Отсутствие доказательственных материалов, подтверждающих соответствие продукции какому-либо из требований, установленных техническим регламентом в отношении этой продукции, не препятствует подаче заявки и учитывается органом по сертификации при принятии решения по заявке.
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке применения типовых схем типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента. В общем случае таким действиям (элементом) может считаться, в том числе анализ технической документации.
Согласно пункту 8 Положения о порядке применения типовых схем анализ технической документации должен быть неотъемлемым элементом каждой типовой схемы и может включать анализ для идентификации продукции; анализ для определения пригодности технической документации для подтверждения соответствия; исследование проекта.
В силу пункта 9 Положения о порядке применения типовых схем состав технической документации, подтверждающей соответствие продукции требованиям технического регламента, устанавливается в конкретном техническом регламенте, а в общем случае может включать, помимо прочего, технические условия/описания (при наличии).
Технической документацией (на продукцию), в соответствии с пунктом 3 «ГОСТ Р 1.15-2009. Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования», является совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат данные, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла продукции. Примечание к приведенному положению стандарта уточняет, что к технической документации относятся технические условия, конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация и т.п.
Таким образом, как следует из взаимосвязанных положений приведенных норм, обязательным действием в рамках схемы сертификации 11с, результаты которого должны использоваться для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента, является анализ представленной заявителем технической документации, к которой относятся технические условия, конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012, устанавливая в главе 7 требования к процессу оценки соответствия, определяет, что решение по сертификации - результат выполнения двух функций: «оценивание» и «анализ». При этом согласно пункту 7.4.9 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 результаты всех мероприятий по оцениванию документируют до проведения анализа.
Следовательно, в комплект документов, предоставляемых заявителем органу по сертификации в подтверждение соответствия продукции требованиям TP ТС 018/2011, включается техническая документация, к которой относятся технические условия, конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация. При этом документированные результаты оценивания их как необходимое действие, предусмотренное схемой 11с, должны использоваться органом по сертификации для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям TP ТС 018/2011.
В ходе проверки «САМТ-Фонд» было представлено руководство по качеству ОС «САМТ-Фонд» (РК ОС CATC 01-05-2015, далее - РК ОС) на 84 листах, утвержденное директором САМТ-Фонд ФИО6 и руководителем ОС ФИО4 20.03.2015, Порядок подтверждения соответствия продукции органа по сертификации специальных и специализированных автотранспортных средств и услуг на автомобильном транспорте «САМТ-Фонд» СК ОС CATC 05-03-2015, утвержденный Директором «САМТ-Фонд» ФИО6 01.06.2017 (Далее - Порядок ОС) а также иные документы системы менеджмента качества ОС.
Подпунктами 7.4.2 - 7.4.4, 7.4.6 - 7.4.8 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 установлено: орган по сертификации назначает персонал для выполнения каждого оценивания согласно плану использования внутренних ресурсов (см. 6.2.1); орган по сертификации должен обеспечивать доступность всей необходимой информации и (или) документации для выполнения оценивания (к оцениванию могут относиться такие виды деятельности, как анализ проекта и документации, выборочный контроль, испытания, инспекционный контроль и аудит); орган по сертификации должен проводить работы по оцениванию, за которые он несет ответственность, с применением внутренних ресурсов и управлять переданными другой стороне ресурсами в соответствии с планом; продукция оценивается на соответствие требованиям в установленной области сертификации и другим требованиям, определенным схемой сертификации; орган по сертификации должен информировать заказчика обо всех несоответствиях; если выявлено одно или несколько несоответствий и заказчик заинтересован в продолжении работ по сертификации, орган по сертификации предоставляет информацию о дополнительных задачах по оцениванию, необходимых для устранения несоответствий; если заказчик дает согласие на решение дополнительных задач по оцениванию, процесс, описанный в пункте 7.4 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012, должен быть повторен для их выполнения.
При этом согласно подпункту 7.4.9 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 результаты всех мероприятий по оцениванию документируют до проведения анализа (пункт 7.5); такая документация может содержать заключение относительно выполнения требований к продукции (включая косвенные к системе менеджмента качества, определяющей выпуск продукции, если этого требует схема сертификации).
В соответствии с предписаниями подпункта 7.6.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 орган по сертификации несет ответственность за свои решения, касающиеся сертификации, и обладает соответствующими полномочиями для их принятия.
Подпунктом 7.12.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 от органа по сертификации требуется сохранять записи, служащие доказательством того, что все требования к процессу сертификации (данного стандарта и схемы сертификации) фактически выполнены (см. также пункт 8.4).
Согласно подпункту 8.4.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 орган по сертификации должен разработать процедуры определения средств управления, необходимых для идентификации, хранения, защиты, поиска, определения сроков хранения и уничтожения записей, имеющих отношение к выполнению требований данного стандарта.
Подпунктом 8.4.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 предписывается, что органу по сертификации следует разработать процедуры сохранения записей (подпункт 7.12) в течение периода, определяемого контрактными и правовыми обязательствами.
Таким образом, деятельность органов по сертификации, выражается в обязанности документировать все этапы процедуры проведения сертификации таким образом, чтобы соответствующее документирование обеспечивало возможность соблюдения либо несоблюдения органом по сертификации установленных требований к процедуре подтверждения соответствия.
При этом названное подпунктом 8.4.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 условие о сроке сохранения записей в течение периода, определяемого, в том числе правовыми обязательствами, в общем случае следует понимать как необходимость хранения материалов дел сертификатов соответствия в полном объеме в течение как минимум одного года со дня выдачи сертификата соответствия (срок давности привлечения к административной ответственности).
В данный период материалы дела сертификата соответствия должны включать в себя все требуемые в соответствии с установленной процедурой подтверждения соответствия документы, которые в своей совокупности подтверждают, во-первых, безопасность продукции и ее соответствие предъявляемым к ней требований, во-вторых, соблюдение органом по сертификации установленных применяемыми правовыми актами правил проведения сертификационных работ и обоснованность выдачи сертификата соответствия.
Обязанность органа по сертификации формировать материалы дела сертификата соответствия с учетом всех документов и материалов, рассмотренных и (или) оформленных органом по сертификации с соблюдением требований правовых актов, устанавливающих правила проведения работ по сертификации, и в совокупности являющихся доказательствами соответствия сертифицируемой продукции предъявляемым к ней требованиям, прямо обусловлена статусом органа по сертификации как лица частного права, осуществляющего публичные функции, и непосредственно вытекает из следующих взаимосвязанных положений законодательства о техническом регулировании и об аккредитации.
В пункте 2 «Нормативные ссылки» РК ОС содержится ссылка, в том числе на ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012. Принимая во внимание правовую природу документов системы менеджмента качества аккредитованных лиц как локальных нормативных правовых актов, применение ОС «САМТ-Фонд» при проведении работ по сертификации продукции ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 является обязательным.
Необходимость наличия и соблюдения ОС данных документов обусловлена нормативным содержанием пункта 14 Критериев аккредитации, поскольку «САМТ-Фонд» аккредитован в качестве органа по сертификации и с учетом системной взаимосвязи ранее обозначенных правовых норм обязан соблюдать как Критерии аккредитации органов по сертификации, установленные в пунктах 6-16 Критериев аккредитации, так и требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.
Пунктом 97 TP ТС 018/2011 предусмотрено, что изготовитель транспортного средства (шасси) либо официальный представитель изготовителя, отвечающий требованиям, предусмотренным пунктом 26 данного технического регламента, имеет право на получение сертификата соответствия на оригинальные и поставляемые официальными поставщиками изготовителя транспортного средства (шасси) компоненты на основании положительных результатов одобрения типа транспортного средства (шасси).
На компоненты, поставляемые в качестве сменных (запасных) частей для послепродажного обслуживания транспортных средств может быть оформлен сертификат соответствия на основании результатов одобрения типа транспортного средства (шасси) при следующих условиях: идентичность компонентов, поставляемых на сборочное производство транспортных средств, и компонентов, поставляемых для послепродажного обслуживания транспортных средств; представление письма изготовителя транспортного средства, подтверждающего, что изготовитель компонентов, поставляемых в качестве запасных частей, является поставщиком комплектующих для транспортных средств (шасси), либо декларации изготовителя компонентов или его официального дилера о поставке их на сборочные производства транспортного средства (шасси), на которое выдано одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси), либо доказательственные материалы, удостоверяющие, что компоненты, поставляемые в качестве запасных частей, идентичны компонентам, которые поставляются или поставлялись для сборки соответствующих транспортных средств (шасси).
Решение о применимости доказательственных материалов, представленных в целях одобрения типа транспортного средства (шасси), в отношении подтверждения соответствия отдельных групп сменных (запасных) частей в каждом конкретном случае принимает орган по сертификации.
В силу пункта 87 TP ТС 018/2011 состав документов, представляемых заявителем в орган по сертификации в целях подтверждения соответствия, предусмотрен приложением № 12 к данному техническому регламенту.
Согласно пункту 4.2 Приложения № 12 к TP ТС 018/2011 заявитель, не являющийся изготовителем продукции, представляет также письмо изготовителя, в орган по сертификации, подтверждающее: полномочия заявителя на проведение работ по оценке соответствия; обязательства изготовителя по выполнению касающихся него положений технического регламента.
Пункт 88 TP ТС 018/2011 гласит, что орган по сертификации рассматривает заявку на подтверждение соответствия типов компонентов транспортных средств и принимает решение о возможности проведения сертификации. Причиной для отказа в проведении сертификации может являться предоставление в орган по сертификации комплекта документов не в полном объеме.
Орган по сертификации на основании представленных заявителем доказательственных материалов о соответствии продукции требованиям настоящего технического регламента принимает решение о проведении сертификации по конкретной схеме сертификации из числа предусмотренных для конкретных компонентов.
Отсутствие доказательственных материалов, подтверждающих соответствие продукции какому-либо из требований, установленных техническим регламентом в отношении этой продукции, не препятствует подаче заявки и учитывается органом по сертификации при принятии решения по заявке.
Согласно пункту 89 TP ТС 018/2011 по итогам рассмотрения представленных заявителем документов орган по сертификации направляет заявителю решение, в котором отражается: достаточность представленных документов для подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента; применяемая схема и необходимые условия проведения подтверждения соответствия; возможность признания представленных заявителем доказательственных материалов; необходимость проведения испытаний с целью получения недостающих доказательственных материалов.
В силу пункта 94 TP ТС 018/2011 на основании всех необходимых доказательственных материалов орган по сертификации подготавливает заключение о возможности выдачи заявителю сертификата соответствия на заявленные типы продукции и оформляет сертификат соответствия.
В заявке от 02.03.2017 № 2303-СТС (далее также - заявка) заявитель по сертификации в лице товарищества с ограниченной ответственностью «Тау Экспресс» обратился в ОС «САМТ-Фонд» с целью проведения сертификации продукции (запасных частей и комплектующих, применяемых для технического обслуживания и ремонта транспортных средств LIFAN, GEELY, BYD, FAW, HOWO, ВАЗ, VOLVO, Toyota, LEXUS, NISSAN, MITSUBISHI, VOLKSWAGEN, FORD, MAZDA, Меrcedes-Benz, Honda, Land Rover , Peugeot, Renault), выпускаемой серийно изготовителем «Huoerguosi Weili international trade limited liability соmpany», на соответствие требованиям TP ТС 018/2011 по схеме сертификации 11с.
В приложении № 1 к заявке указаны 332 наименования компонентов транспортных средств, в приложении № 2 к заявке обозначено, что центральный склад, с которого осуществляется отгрузка продукции - «Huoerguosi Weili international trade limited liability company), располагающийся по адресу Xinjiang Yili Huoerguosi port 5 Times jiayuan NO.5322, CHINA, Китай. В графе «Изготовители» приведён перечень из названий и адресов 15 изготовителей, расположенных в Китайской Народной Республике.
Согласно пункту 7.2.3 РК ОС «Правила подачи и рассмотрения заявки (заявления) на подтверждение соответствия. Правила выбора схемы подтверждения соответствия» к заявке (на сертификацию) прилагаются документы, предусмотренные соответствующим техническим регламентом, нормативными документами, определяющими схему подтверждения соответствия.
Для удовлетворения заявки (заявления) орган по сертификации должен получить всю необходимую информацию для реализации процесса подтверждения соответствия согласно соответствующей схемы.
Результаты рассмотрения заявки (заявления) на подтверждение соответствия, включая информацию о возможности проведения работ, информацию о выбранной схеме подтверждения соответствия, информацию о результатах определения требований, относящихся к работам по подтверждению соответствия, план работ и другая информация отражаются в решении по заявке (заявлении).
В Решении по заявке от 02.03.2017 № 2303-СТС на получение сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного Союза TP ТС 018/2011 руководителем ОС «САМТ-Фонд» установлено: Сертификация будет проведена в соответствии с Приложением № 10 Регламента; Экспертиза документации будет проведена ОС «САМТ-Фонд»; Сертификация будет проведена на соответствие требованиям: Технического регламента Таможенного Союза TP ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877: Проверка производства не предусмотрена схемой; Инспекционный контроль продукции будет осуществляться в соответствии с пунктом 95 указанного технического регламента путём испытания образцов, взятых у изготовителя с периодичностью не чаще одного раза в два года; Работы проводятся на основе хозяйственного договора.
В нарушение положений Приложения А Порядка ОС эксперт по сертификации ФИО5 не отразил в решении по заявке: достаточность документов, представленных для оценки соответствия требованиям технического регламента; возможность признания представленных заявителем документов; необходимость проведения испытаний с целью получения недостающих доказательственных материалов.
Кроме того, эксперт ОС «САМТ-Фонд» в решении по заявке не подтвердил правильность выбранной заявителем схемы обязательного подтверждения соответствия, что является нарушением требований пункта 7.4.9 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.
В нарушение пункта 7.2.3 РК ОС, пунктов 87 и 88 TP ТС 018/2011 к заявке не приложены документы, предусмотренные TP ТС 018/2011 и иными нормативными документами, определяющими схему подтверждения соответствия, обязательные к представлению заявителем в орган по сертификации в целях подтверждения соответствия продукции требованиям TP ТС 018/2011, что также свидетельствует о неисполнении ОС «САМТ-Фонд» пункта 7.3.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012.
В деле сертификата соответствия от 24.03.2017 № ТС RU C-CN.MT22.B.05737 приложена декларация от имени Huoerguosi Weili international trade limited liability company в адрес руководителя ОС «САМТ-Фонд» о том, что запасные части и комплектующие, применяемые для технического обслуживания и ремонта транспортных средств LIFAN, GEELY, BYD, FAW производства Huoerguosi Weili international trade limited liabilit y company, используются при сборке сертифицированных в установленном порядке автомобилей LIFAN, GEELY, BYD, FAW, имеющих одобрение типа транспортного средства.
Пунктом 4.1 «Подтверждение соответствия компонентов транспортного средства в форме обязательной сертификации» Приложения № 12 TP ТС 018/2011 установлено, что для проведения обязательной сертификации заявитель может представлять по согласованию в орган по сертификации: заявку на проведение сертификации по форме, установленной органом по сертификации, в которой должны быть указаны: наименование заявителя, сведения, необходимые для заключения с ним договора на проведение работ по сертификации, наименование продукции, а также сведения о ранее выданных документах, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента; общее техническое описание типа компонента транспортного средства, содержащее наименование и адрес изготовителя компонентов, перечень транспортных средств, для установки на которые предназначаются компоненты, сведения о маркировке, назначение компонентов, описание действия компонентов (при необходимости), иные сведения, которые заявитель сочтет необходимым привести в общем техническом описании; имеющиеся на дату подачи заявки доказательственные материалы, подтверждающие соответствие продукции обязательным техническим требованиям, в том числе, результаты проектных расчетов, проведенных проверок, протоколы испытаний.
В качестве доказательственных материалов, подтверждающих соответствие компонентов требованиям приложения № 10 к настоящему техническому регламенту, в орган по сертификации могут представляться: протоколы сертификационных испытаний, выданные аккредитованными испытательными лабораториями; сообщения об официальном утверждении типа в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, выданные в странах - участницах Соглашения 1958 года; иные доказательственные материалы, подтверждающие соответствие зарубежным национальным или международным техническим предписаниям, если органом по сертификации, проводящим подтверждение соответствия, установлена эквивалентность таких предписаний требованиям настоящего технического регламента. При этом должна быть подтверждена компетентность испытательной лаборатории, выпустившей протоколы испытаний, используемые в качестве доказательственных материалов, сертификат соответствия системы менеджмента качества, применяемой изготовителем. При отсутствии такого сертификата заявитель представляет описание условий производства в объеме, обеспечивающем возможность проведения анализа документов в соответствии с приложением № 13 к техническому регламенту; руководство (инструкцию) по эксплуатации (при наличии), чертежи, технические условия, другие документы, содержащие требования к компонентам; перечень используемых национальных стандартов, применяемых для обеспечения соответствия компонентов требованиям технического регламента; копии нормативных документов изготовителя, регламентирующих методы обеспечения и контроля соответствия выпускаемой продукции требованиям технического регламента с указанием объема и периодичности проверок, количества проверяемых образцов, а также места проведения проверок; протоколы контрольных испытаний, акты анализа производства и другие документы по результатам обязательной сертификации и контроля сертифицированной продукции (при сертификации продукции на новый срок); декларации поставщиков импортера, подтверждающие, что компоненты, поставляемые в качестве сменных (запасных) частей, поступают со склада, находящегося под контролем изготовителя транспортного средства (шасси), на которое выдано одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с положениями статьи 5 раздела V TP ТС 018/2011 в комплект технической документации могут входить: основные конструкторские документы, относящиеся к компоненту в целом (технические условия, техническое описание, чертежи общего вида, спецификация); руководство или инструкция по эксплуатации; перечень Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил, стандартов, которые применялись для проверки соответствия требованиям настоящего технического регламента; сертификат соответствия системы менеджмента качества изготовителя компонентов (при наличии). Область сертификации системы менеджмента качества должна включать продукцию, подлежащую подтверждению соответствия; результаты проектных расчетов, проведенных проверок, протоколы испытаний, подтверждающих соответствие показателей безопасности продукции требованиям настоящего технического регламента; ранее полученные сертификаты соответствия продукции международным и (или) национальным требованиям.
В качестве технической документации в деле сертификата соответствия представлены каталоги запчастей автомобилей F3 BY D, FAW, Geely за апрель 2009 года, в нарушение положений Приложения 12 TP ТС 018/2011 не переведённые на русский язык.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении ОС «САМТ-Фонд» пункта 7.3.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 и положений Приложения 12 TP ТС 018/2011, выразившегося в выполнении органом по сертификации работ по подтверждению соответствия без проведения надлежащего оценивания (анализа) технической документации, представляемой в ОС заявителем по сертификации.
В нарушение схемы сертификации 11с, содержание которой определено пунктом 6 Приложения № 19 к TP ТС 018/2011, ОС «САМТ-Фонд» выдал сертификат соответствия от 24.03.2017 № ТС RU C-CN.MT22.B.05737 без рассмотрения технической документации на компоненты транспортного средства и без проведения испытаний аккредитованной испытательной лабораторией типовых образцов заявленных на сертификацию компонентов.
Кроме того, в нарушение пункта 82 TP ТС 018/2011 заявитель по сертификации ТОО «Тау Экспресс» выступил от имени компании Huoerguosi Weili international trade limited liability company, Китай, которая не является изготовителем автокомпонентов, заявленных на сертификацию.
В приложенных в деле сертификата соответствия от 24.03.2017 № ТС RU C-CN.MT22.B.05737 сообщениях об официальном утверждении типа компонентов транспортного средства изготовителями компонентов указаны предприятия из приложения 2 к заявке по сертификации.
Изложенные фактические обстоятельства с учетом приведенных нормативных положений свидетельствуют о том, что органом по сертификации «САМТ-ФОНД» при выдаче сертификата соответствия от 24.03.2017 № ТС RU C-CN.MT22.B.05737 были нарушены требования, установленные пунктами 7.3.1, 7.4.9 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012, пунктами 82, 87 и 88 TP ТС 018/2011, положений Приложения 12 TP ТС 018/2011, пункта 6 Приложения № 19 к TP ТС 018/2011, что свидетельствует о выдаче сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установив необходимые и достаточные признаки и основания для квалификации действий организации как правонарушения, состав которого описан в диспозиции ч.1 ст.14.47 КРФоАП, и привлечения организации к административной ответственности в связи с выявлением указанного нарушения, административный орган 02.02.2018 составил протокол об административном правонарушении № 51/2018 в отсутствие законного представителя организации, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени проведения вышеуказанного процессуального действия.
Процессуальных нарушений, допущенных административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, судом в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено.
Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проведении проверки административным органом не допущено.
Согласно ч.3 ст.23.1 КРФоАП судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, в том числе ст.14.47 КРФоАП, совершенных юридическими лицами.
Материалы административного производства в отношении ООО «РусНефтеСтандарт» по ч.1 ст.14.47 КРФоАП на основании ч.3 ст.23.1 КРФоАП были направлены заявителем для дальнейшего рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со ст. 4.5 КРФоАП постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Суд обоснованно указал, что выявленное правонарушение не является длящимся, а, следовательно, и исчисление сроков производится с момента совершения административного нарушения.
Таким образом, состав правонарушения для субъекта ответственности - органа сертификации является оконченным в момент выдачи сертификата соответствия в нарушение требований технических регламентов.
Установленный ст. 4.5 КРФоАП годичный срок привлечения организации к административной ответственности на дату принятия решения по настоящему делу не истек.
Объективной стороной состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.47 КРФоАП, является нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КРФоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КРФоАП формы вины (ст. 2.2 КРФоАП) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КРФоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КРФоАП).
Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч. 2 ст. 2.2 КРФоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Из материалов дела следует, что событие административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены заявителем в полном объеме.
Оснований для освобождения организации от ответственности судом не установлено, последняя не приняла всех зависящих от нее мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КРФоАП предусмотрена административная ответственность, в то время как возможность для соблюдения этих норм у организации имелась.
Согласно ст. 2.1 КРФоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КРФоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 3 ст. 4.1 КРФоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Оценив указанные обстоятельства, а также характер совершенного административного правонарушения суд с учетом исполнения обществом предписания правомерно признал обоснованным и соразмерным назначение организации за данное административное правонарушение наказания в виде штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 КРФоАП - 400 000 рублей.
Заявителем жалобы не представлены в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2018 по делу № А40-42818/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Л.Г. Яковлева
Судьи: С.М. Мухин
ФИО1