ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-44113/19 от 31.07.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-34871/2019

г. Москва                                                                                Дело № А40-44113/19

31 июля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи М.В. Кочешковой, рассмотрев апелляционную жалобу ООО «Сила Архимеда»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2019 по делу № А40-44113/19,

принятое судьей Папелишвили Г.Н. в порядке упрощенного производства

по заявлению ООО «Сила Архимеда» к ответчику: Административная комиссия в городе Череповце Вологодской области о признании незаконным постановления от 15.01.2019 № 60,

без вызова сторон,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Сила Архимеда» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Административной комиссии в городе Череповце Вологодской области с заявлением о признании незаконным постановления от 15.01.2019 № 60.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2019вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 2721 АПК РФ.

Мотивированного решения судом первой инстанции не составлялось.

Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Постановлением № 60 от 15.01.2019 Административной комиссии в городе Череповце Вологодской области ООО «Сила Архимеда» привлечено к административной ответственности по ст. 3.1 закона Вологодской области «Об административных правонарушениях в Вологодской области» за нарушение требований п. 3.3.2, п. 3.8.1, п. 7.1.2, п. 7.4.6.2.7 «Правил благоустройства территории города Череповца», утвержденных решением Череповецкой городской Думы от 31.10.2017 № 185, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Сила Архимеда» в Арбитражный суд г. Москвы.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Решением Череповецкой городской Думы от 31.10.2017 № 185 утверждены Правила благоустройства территории города Череповца (далее - Правила).

Благоустройство территорий в осенне-зимний период (с 1 ноября по 31 мар­та) включает выполнение следующих видов работ: уборка территории от мусора и грязи - ежедневно с поддержанием чистоты в течение дня; подметание при отсут­ствии снегопадов - ежедневно (пункт 3.3.2 Правил благоустройства).

Пунктом 3.8.1 Правил благоустройства установлено, что собственники и (или) иные законные владельцы зданий, строений, сооружений обязаны принимать участие, в т.ч. финансовое, в содержании прилегающих территорий в следующих случаях и порядке: для зданий, строений, сооружений - 2 метра от границ фасада здания, строения, сооружения и входной группы по периметру, независимо от пе­ресечения с тротуарами, расположенными на землях общего пользования.

На основании пункта 7.1.2 Правил благоустройства организация работ по удалению надписей, афиш, плакатов, различного рода объявлений и иной печатной продукции, размещенных за пределами мест и конструкций, установленных соб­ственниками и владельцами объектов, осуществляется лицами, выполнившими надписи, разместившими указанную продукцию, а также собственниками, вла­дельцами или лицами, ответственными за содержание указанных объектов.

В силу требований пункта 7.4.6.2.7 Правил благоустройства запрещается размещение вывесок изготовленных из баннерной ткани, за исключением вывесок из баннерной ткани с креплением к фасаду по металлокаркасу или металлическому коробу.

Общество является правообладателем нежилого здания (магазина) площадью 1103,3 кв. м по адресу <...>, что подтверждается выпис­кой из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.11.2018 № 35/000/004/2018-194626 (выписка имеется в материалах дела).

Из материалов дела следует, что Обществом не произведена уборка террито­рии от мусора и грязи, не произведено подметание территории (при отсутствии снегопада) у нежилого здания; не произведены работы по удалению самовольно-произведенных надписей с фасада здания; вывеска, изготовленная из баннерной ткани, закреплена на фасаде нежилого здания без металлокаркаса, металлического короба, что подтверждается материалами дела в их совокупности и, в частности, актом и фотоматериалами от 20.11.2018, протоколом об административном право­нарушении от 20.12.2018 УЭП № Ю6.

В свой апелляционной жалобе о бщество ссылается на нарушение должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, Порядка организации и осуществления муниципального контроля в области торговой дея­тельности на территории города Череповца, утвержденного решением Череповец­кой городской Думы от 06.11.2014 № 203 (с изменениями), а именно: проведение внеплановой выездной проверки соблюдения требований Правила благоустройства без распоряжения мэрии города и без согласования с органами прокуратуры.

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Фе­дерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) доказатель­ствами по делу об административном правонарушении являются любые фактиче­ские данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производ­стве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события ад­министративного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к администра­тивной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для пра­вильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонару­шении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правона­рушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, веществен­ными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници­пального контроля» положения, устанавливающие порядок организации и прове­дения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государ­ственного контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не требуется и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля.

В рассматриваемом случае проведение обследования территории не требова­ло такого взаимодействия.

В силу ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонару­шении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и до­статочных данных, указывающих на наличие события административного право­нарушения.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбужде­нию дела об административном правонарушении является непосредственное обна­ружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об ад­министративных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на нали­чие события административного правонарушения.

Полномочия должностного лица, составившего протокол об административ­ном правонарушении, определены распоряжением мэрии города Череповца от 14.11.2016 № 1055-р «О наделении должностных лиц, замещающих должности му­ниципальной службы в мэрии города, полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях» (с изменениями), постановлением мэрии го­рода Череповца от 08.02.2011 № 405 «О применении закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-03 «Об административных правонарушениях в Вологодской области» (с изменениями), что не противоречит административному законодатель­ству: пункт 2 часть 2 статься 9.1 «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях» Закона, часть 6 статьи 28.3 КоАП РФ.

Следовательно, непосредственное обнаружение уполномоченным должност­ным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события администра­тивного правонарушения, является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Доводы жалобы о том, что общество повторно привлекается к административ­ной ответственности за одно и то же правонарушение, суд апелляционной инстанции находит несостоя­тельными в силу следующего.

Комиссией 17.07.2018 вынесено постановление № 1441 о привлечении Обще­ства к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.1 закона об­ласти № 2429-03.

Данным постановлением обществу вменяется нарушение требо­ваний пункта 7.1.2 Правил благоустройства по адресу <...>.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Рос­сийской Федерации от 24.03.2015 № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правона­рушениях» длящимся является правонарушение (действие или бездействие), кото­рое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежа­щем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считает­ся день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об админи­стративном правонарушении, выявило факт его совершения.

Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают ис­числяться со дня обнаружения административного правонарушения.

Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответствен­ности.

При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нару­шителя, и срок, необходимый для ее исполнения.

Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

На момент совершения рассматриваемого правонарушения (20.11.2018), общество было привлечено к административной ответственности за правонаруше­ние, выявленное 22.05.2018 (постановление от 17.07.2018 № 1441).

В силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административ­ную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных пра­вонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае нали­чия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездей­ствия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об администра­тивном правонарушении, постановления о назначении административного наказа­ния, либо постановления о прекращении производства по делу об административ­ном правонарушении.

Учитывая, что 22.05.2018 и 20.11.2018 выявлено невыполнения возложенных на Общество обязанностей по удалению с фасада здания самовольно произведен­ных надписей, установление данного факта ежедневно охватывается единым со­ставом длящегося правонарушения и до прекращения одного дела об администра­тивном правонарушении в виде привлечения к административной ответственности новое дело не может быть возбуждено, а начатое должно быть прекращено.

В силу пункта 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об админи­стративном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опроте­стовано.

В соответствии с разъяснением, данным в пункте 29.1 постановления Пле­нума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых во­просах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или ме­сту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового от­правления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в за­конную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об администра­тивных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ).

Согласно данных комиссии, копия постановления от 17.07.2018 № 1441 о привлечении общества к административной ответственности была получена по­следним 26.07.2018.

Таким образом, с учетом приведенных выше разъяснений Пленума Верхов­ного Суда Российской Федерации и правил исчисления процессуальных сроков, постановление от 17.07.2018 № 1441 вступило в законную силу 07.08.2018.

Следовательно, в рассматриваемом случае привлечение общества за нару­шение требований пункта 7.1.2 Правил благоустройства не может рассматриваться как повторное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение.

Общество, являясь правообладателем нежилого помещения, обязано соблю­дать положения Правил благоустройства и своевременно организовать работы по удалению надписей с фасада здания, уборку прилегающей территории, не допус­кать размещения вывесок на фасаде здания, изготовленных и размещенных с нарушением требований Правил благоустройства.

Ссылка Общества на отсутствие какой-либо производственной деятельно­сти в г. Череповце и невозможность контролировать состояние фасадов здания и прилегающей территории в ежедневном режиме, не имеет существенного право­вого значения в рассматриваемых правоотношениях, поскольку обязанность со­блюдения требований Правил благоустройства к надлежащему содержанию зда­ния и прилегающей территории возлагается на правообладателей зданий; именно они должны принимать меры к недопущению появления на фасадах зданий надписей, размещения вывесок на фасаде здания, изготовленных и размещенных с нарушением требований Правил благоустройства, а также уборке прилегающих территорий.

Доказательств проведения регулярного осмотра фасадов здания и уборки прилегающей территории обществом не представлено.

Характер выявленных нарушений и зафиксированные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства его совершения свидетельствуют о непринятии Обществом свое­временных мер по удалению надписей с фасада здания, уборке прилегающей тер­ритории и демонтажу вывески.

Исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному исполне­нию требований законодательства материалами дела не установлено.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершен­ного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освобо­дить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» необхо­димо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначи­тельность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненно­го ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначитель­ности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Ко-АП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При этом в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возник­ших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонару­шениях» указано, что квалификация правонарушения как малозначительного мо­жет иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом поло­жений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Вместе с тем совершенное правонарушение имеет формальный состав и от­ветственность за его совершение наступает вне зависимости от наступивших по­следствий. Рассматриваемое правонарушение посягает на установленный норма­тивными правовыми актами порядок общественных отношений, складывающихся в сфере порядка по содержанию территорий города.

Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности свое­временного исполнения обществом возложенных на него обязанностей материалами дела не установлено.

Доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер к своевременному выполнению указанных требований и недопущению их в будущем не имеется.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отноше­ниям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий право­нарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

При таких обстоятельствах основания для примене­ния статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что вина юридического лица полностью установлена, неустранимых сомнений в виновности лица не усматривается, в связи с чем, требования ООО «Сила Архимеда» удовлетворению не подлежат.

Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, выяснены все обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению.

Согласно ч. 3 ст. 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

С учетом изложенного апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований является правомерным.

Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.

Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2019 по делу № А40-44113/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.

Судья:                                                                                                             М.В. Кочешкова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.