ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
| Дело № А40-44774/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2019 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Котельникова Д.В.,
судей Дербенева А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от ООО «СИЭЙЭН»: не явка, извещено
от ИФНС России № 8 по г. Москве: ФИО1, дов. от 09.01.2019;
ФИО2, дов. от 09.01.2019
рассмотрев 19 февраля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО «СИЭЙЭН»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2018,
принятое судьей Лариным М.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018,
принятое судьями Суминой О.С., Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е.,
по заявлению ООО «СИЭЙЭН» (ОГРН: <***>)
к ИФНС России № 8 по г. Москве
о признании недействительным решения от 29.09.2017 № 14/84
УСТАНОВИЛ:
ООО «СиЭйЭн» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным принятого ИФНС России № 8 по г. Москве (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) решения от 29.09.2017 № 14/84 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 24.07.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых по существу спора судебных актов проверена в порядке ст.ст.284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой заявителя, в которой он, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и на нарушения судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражали по доводам приобщенного к материалам дела отзыва; заявитель явку своего представителя не обеспечил, что согласно положениям части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Обсудив заявленные в жалобе доводы, выслушав объяснения представителей заинтересованного лица и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Из материалов дела судами нижестоящих инстанций при рассмотрении спора по существу установлено, что по итогам проведенной в отношении заявителя выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, удержания и перечисления им в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 инспекцией было вынесено Решение № 14/84 от 29.09.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 11502 958 руб., начислены пени в размере 25 349 402 руб., предложено уплатить недоимку по НДС и налогу на прибыль организаций в размере 76 727 436 руб.
Основанием для вынесения инспекцией оспариваемого решения и определения налогоплательщику дополнительных налоговых обязательств по НДС послужил вывод о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды по договорам, заключенным ООО «ИТС», ООО«ПКФ Фабер», ООО«Кентавр».
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, и суд апелляционной инстанции, оставляя судебный акт без изменения, исходили из того, что приведенные заявителем доводы относительно нарушения процедуры проведения проверки, получения и оформления доказательств, а также принятия решения являются необоснованными, поскольку инспекцией полностью соблюдены требования статей 89, 100, 101 НК РФ при проведении выездной проверки, оформлении ее результатов и принятии итогового оспариваемого решения, безусловные основания предусмотренные пунктом 14 статьи 101 НК РФ для отмены решения налогоплательщиком не приведены и отсутствуют, а приведенные иные нарушения не являются существенными, не подтверждены доказательствами и не могут являться основанием для отмены оспариваемого решения.
При этом судами были оценены и отклонены доводы общества о поддельности подписи заместителя начальника инспекции ФИО3 на решениях от 29.09.2017 №14/84, от 16.08.2016 № 14/28/В1, от 23.06.2016 № 14/28, № 14/28/ЗВ и извещениях от 19.06.2017 №4706/814, от 28.08.2017 № 5179/14, а также заявление о фальсификации указанных доказательств, и отмечено, что факт подписания спорных документов подтвержден ФИО3 в ходе судебного заседания в суде первой инстанции, а представленное обществом экспертное заключение выполнено с нарушением Методики проведения почерковедческой экспертизы, а также Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Также суды в связи с соответствием протоколов допросов свидетелей Советского СВ. и ФИО4 установленной форме и требованиям статей 90, 99 НК РФ отклонили доводы общества о наличии дефектов, отметив, что свидетельские показания Советского СВ. о его непричастности к деятельности ООО «ИТС» и ФИО4 о ее непричастности к деятельности ООО «ПКФ Фабер» подтверждаются результатами почерковедческой экспертизы, а представленная обществом рецензия специалиста ФИО5 №017.09-146 Рец от 15.09.2017 отклонена как недопустимое доказательство вследствие допущенных указанным специалистом нарушений действующего законодательства и методик проведения данного вида исследований. При этом суды отметили как выход указанного специалиста за пределы своих полномочий, так и признание такой рецензии недопустимым доказательством при рассмотрении дела №А40-5341/17-108-68.
Также суды вследствие недоказанности факта отклонили ссылку заявителя на обстоятельства нанесения ему ущерба в ходе выемки, отметив, что выемка производилась в рамках полномочий ст.94 НК РФ для целей проверки обстоятельств деятельности общества.
Относительно непосредственно выводов оспариваемого решения суды по итогам исследования представленных инспекцией документов, как полученных от общества в обоснование учета расходов и налоговых вычетов, так и собранных в ходе налоговой проверки по итогам допросов свидетелей, проведения выемки и экспертного исследования, от кредитных организаций, а также учитывая правовою позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Пленума от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды» и Президиума от 20.04.2010 № 18162/09 и от 25.05.2010 № 15658/09, признали выводы налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды посредством создания видимости совершения сделок со спорными контрагентами, которые являются аффилированными и подконтрольными обществу, при отсутствии реальности и невозможности их исполнения в адрес общества, а также наличия у общества собственных ресурсов для исполнения обязательств перед своими заказчиками, отклонив представленные обществом нотариально удостоверенные показания свидетелей вследствие выявленных обстоятельств подконтрольности контрагентов и получения таких показаний в нарушение ст.103 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» без извещения налогового органа как заинтересованной стороны.
Также суды пришли к выводу о непредставлении обществом достаточных документов, свидетельствующих о проявлении им должной осмотрительности при заключении договоров со спорными контрагентами.
Суд округа, соглашаясь с такими выводами судов нижестоящих инстанций, доводы кассационной жалобы отклоняет, поскольку на момент проведения инспекцией проверки риск утраты либо изменения/подмены документов не являлся в соответствии с положениями ст.94 НК РФ единственным основанием для проведения выемки.
Правомерность выемки тех или иных документов и предметов определяется нормой п.5 ст.94 НК РФ, а именно: наличием либо отсутствием отношения к предмету проверки.
Поскольку судом первой инстанции было установлено, что полученные в ходе выемки сведения, в том числе в электронном виде на жестком диске ноутбука, имели отношение к предмету проводимой выездной налоговой проверки, их выемка не является незаконной.
Довод об отсутствии у налогового органа права копирования информации суд округа отклоняет как противоречащий смыслу норм ст.94 НК РФ, отмечая при этом, что указанное обществом определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315 каких-либо выводов относительно полномочий инспекции на копирование информации в электронном виде не содержит, а по результатам рассмотрения указанного дела в признании действий налоговой инспекции незаконными было отказано.
Возражения относительно правильности оценки судами доводов о неподписании оспариваемого решения заместителем начальника инспекции ФИО3 суд округа также отклоняет, поскольку по существу общество, оспаривая допустимость принятия судом показаний ФИО3 в качестве свидетеля, данных им в ходе судебного заседания, не приводит при этом сведений о том, как изменились бы показания указанного свидетеля в случае его удаления до допроса из зала судебного заседания.
Довод о причинении проведенной выемкой ущерба суд округа отклоняет, поскольку по существу данный довод подлежит рассмотрению в рамках иска о взыскании убытков, т.к. само по себе причинение убытков законность и действительность решения инспекции не опровергает.
Доводы об отсутствии решения в день его направления обществу и о неправильной оценке судами имеющихся в деле и представленных обществом документов, в том числе по существу спора, суд округа также отклоняет, поскольку заявитель фактически требует переоценки обстоятельств дела и доказательств, что выходит за установленные ст.286-287 АПК РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции.
При этом суд округа отмечает, что обстоятельства неявки вызванных налоговым органом свидетелей исключают наличие у суда первой инстанции оснований для удовлетворения ходатайства о допросе соответствующего свидетеля в ходе оспаривания решения инспекции.
Первая и апелляционная инстанции в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно определили предмет доказывания по делу и с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Учитывая изложенное, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2018 года по делу № А40-44774/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Д.В. Котельников
Судьи: А.А. Дербенев
Ю.Л. Матюшенкова