ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-44868/2021 от 19.10.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

26 октября 2021 года Дело № А40-44868/21

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2021 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 19.11.2020;

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 21.05.2021;

рассмотрев 19 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу

заинтересованного лица - Центрального МУГАДН

на решение от 10 июня 2021 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 17 августа 2021 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-44868/21

по заявлению ИП ФИО3

об оспаривании приказа

к Центральному МУГАДН,

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО3 (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному МУГАДН (далее - Управление) о признании недействительными приказа от 16.02.2021 № 77.10-1/17-1036 об отказе в выдаче дополнительных карточек допуска, уведомления от 16.02.2021 № 77.10-1/17-1036 об отказе в выдаче дополнительных карточек допуска и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя в установленном законом порядке путем выдачи запрошенных им дополнительных карточек допуска транспортных средств к осуществлению международных автомобильных перевозок (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2021 года в заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Центральное МУГАДН обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, предпринимателем в Управление подано заявление на предоставление государственной услуги (код услуги в реестре государственных услуг 10000751628) - допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, в частности, получение дополнительных карточек допуска на транспортное средство, зарегистрированное 11.02.2021 за № 77.351.

Данная государственная услуга предоставляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным приказом Минтранса России от 18.07.2011 № 186 (далее - Административный регламент).

Заявление подано в связи с необходимостью получения дополнительных карточек допуска на транспортные средства к действующему допуску от 13.04.2020 № МКГ-77-089101 сроком действия 5 лет.

24.02.2021 предпринимателем на почте получено письмо с уведомлением об отказе в выдаче дополнительной карточки допуска от 16.02.2021 № 77.10-1/17-1036.

Решение об отказе оформлено приказом от 16.02.2021 № 77.10-1/17-1036. В качестве причины отказа указано на наличие в заявлении неполной или недостоверной информации (подпункт «а» пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1588 «Об утверждении Правил допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»).

Предприниматель, посчитав приказ от 16.02.2021 № 77.10-1/17-1036 и уведомление от 16.02.2021 № 77.10-1/17-1036 незаконными, обратился в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из отсутствия правовых оснований для отказа Управления в выдаче дополнительной карточки допуска, так как вся необходимая для оказания государственной услуги информация представлена Управлению предпринимателем.

При этом суды правомерно руководствовались следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В части государственной услуги «Допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок (в частности получение дополнительных карточек допуска на транспортное средство)» предусмотрен соответствующий Административный регламент.

Пункт 13.2 Административного регламента определяет исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги получение дополнительных карточек к действующему допуску, в частности, заявление о выдаче дополнительной карточки допуска свободной формы с указанием:

- номера удостоверения;

- сведений о каждом вновь приобретенном транспортном средстве, предусмотренных абзацем третьим и четвертым подпункта 2 пункта 13.1 Административного регламента.

Суды правомерно отметили, что в соответствии с указанными нормативными правовыми документами допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок является по своей сути специальным разрешением на осуществление указанной деятельности, карточки же выдаются владельцу такого разрешения на каждое транспортное средство, то есть порядок получения допуска и порядок получения дополнительных карточек не являются тождественными и регулируются разными пунктами Административного регламента.

Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель уже имеет действующий допуск к международной перевозке от 13.04.2020 № МКГ-77-089101, выданный сроком на 5 лет в соответствии с Административным регламентом, что подтверждает соблюдение всех условий допуска предпринимателя к таким перевозкам. Указанный допуск предпринимателя является действующим.

В соответствии с пунктом 47 Административного регламента, при условии обращения заявителя в надлежащий (по территориальности) территориальный орган должностное лицо, ответственное за прием документов, проверяет представленные документы на полноту и правильность заполнения.

В соответствии с пунктом 48 Административного регламента, в случае представления неполного пакета документов либо неправильного (неполного) их заполнения должностное лицо, ответственное за прием документов, направляет заявителю уведомление об устранении недостатков.

Также судами установлено, что уведомление об устранении недостатков в адрес предпринимателя не направлялось.

В качестве причины отказа Управление указало неверное заполнение бланка заявления, а именно: неуказание в заявлении информации об экологическом классе транспортного средства, на которое потребовалась дополнительная карточка допуска.

При этом, как указали суды, Управление утверждает, что требования о наличии информации об экологическом классе в заявлении предъявляет пункт 15 Правил допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1588 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 15 Правил, для получения российским перевозчиком в период действия представленного ему удостоверения допуска дополнительных карточек допуска в отношении вновь приобретенных транспортных средств такой российский перевозчик (его представитель) представляет в уполномоченный орган заявление о представлении дополнительных карточек допуска, в котором указываются необходимая информация, в том числе и экологический класс транспортного средства.

Однако, как правомерно отметили суды, установленной формы заявления Правила не предусматривают, а также не предусматривают процедуру получения допуска и дополнительной карточки, а лишь устанавливают условия. Форму заявления, как и всю процедуру получения допуска и дополнительных карточек, предусматривает и устанавливает Административный регламент, в частности приложением № 1. Установленная форма не является примерной или рекомендуемой, форма заявления является установленной и обязательной к применению.

Судами также учтено, что в указанной форме заявления отсутствует раздел для внесения информации об экологическом классе транспортного средства.

При этом суды установили, что предприниматель заполнил заявление в соответствии с установленной Административным регламентом формой.

Суды также установили, что с целью предоставления информации об экологическом классе транспортного средства предприниматель приложил паспорт транспортного средства (ПТС), в пункте 13 которого указан экологический класс транспортного средства.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что предпринимателем в Управление предоставлен необходимый пакет документов для получения дополнительных карточек допуска.

Судами установлено и не опровергнуто Управлением, что предприниматель смог соблюсти одну из цепочек обязательных требований равной юридической силы для получения дополнительных карточек (пункт 1 части 1 статьи 6 и часть 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ - пункт 13.2 Административного регламента), в связи с чем имел право на получение таких карточек по процедуре и в рамках, установленных цепочкой нормативных правовых документов.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что у Управления не имелось оснований для отказа предпринимателю в выдаче дополнительных карточек допуска, и, соответственно, не имелось законных оснований для отказа в осуществлении государственной услуги по заявлению предпринимателя.

В связи с изложенным заявленные предпринимателем требования обоснованно удовлетворены судами.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2021 года по делу № А40-44868/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального МУГАДН - без удовлетворения.

Председательствующий-судья В.В. Кузнецов

Судьи Р.Р. Латыпова

Е.Е. Шевченко