ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-6361/2021
г. Москва Дело № А40-45760/20
апреля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: | Т.Б.Красновой, ФИО1, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.12.2020 по делу №А40-45760/20 (2-237) судьи Махлаевой Т.И.
по заявлению ООО «Опинтер»
к Московской областной таможне
о признании незаконными решения,
при участии:
от заявителя: | ФИО2 по дов. от 07.04.2021; |
от ответчика: | ФИО3 по дов. от 30.12.2020; |
УСТНОВИЛ:
ООО «Опинтер» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне о признании незаконными решения от 19.02.2020 №10013000/09/19022020/А0004, решения о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 25.02.2020 № 10013000/У2020/0001719; обязании Московскую областную таможню в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести возврат таможенных пошлин, сборов за таможенные операции и пени в размере 2 525 289,20 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2020 заявленные требования удовлетворены. При этом суд пришел к выводу о незаконности и необоснованности принятых таможенным органом решений.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывают на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств по делу, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Обществом представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решение по результатам таможенного контроля от 19.02.2020 10013000/09/19022020/А0004 послужило основанием для направления Обществу уведомления о неуплаченных таможенных платежах от 25.02.2020 № 10013000/У2020/0001719 вместе с таможенным приходным ордером №10013070/250220/ТС-4303793.
Денежные средства в размере 2 525 289,20 рублей, указанные в уведомлении о неуплаченных таможенных платежах от 25.02.2020 №10013000/У2020/0001719 и таможенном приходном ордере, ООО «Опинтер» не оплачены, пятнадцатидневный срок для исполнения обязанности по уплате указанных таможенных пошлин, сборов за таможенные операции и пени истекает 18.03.2020.
Основанием для принятия оспариваемых решения и уведомления, а также начисления таможенных пошлин, сборов за совершение таможенных операций и пени, явилось невыполнение, по мнению таможни, таможенным представителем ООО «ОПИНТЕР» обязательств, предусмотренных приказом ФТС России от 15.09.2014 №1772 «О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчика (транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц-получателей товаров» (далее приказ ФТС России от 15.09.2014 № 1772), а именно:
- Обществом в нарушение требований Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 № 1772, после отказа таможенного в выпуске товаров были повторно поданы новые Реестры (неплатные);
- в новых Реестрах указаны иные сведения о весовых и стоимостных характеристиках товаров, которые подпадали под нормы Соглашения для освобождения от уплаты таможенных платежей, имеются случаи исключения нескольких товаров из реестра в целях выпуска товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей;
- изменение сведений о весовых и стоимостных характеристиках товаров документально Обществом не подтверждено;
- Обществом нарушено действующее законодательство, выразившееся в неуплате таможенных платежей в связи с превышением количественных (весовых/стоимостных) норм Соглашения; повторная подача Обществом недостоверных сведений о количественных (весовых/стоимостных) нормах Соглашения в нарушение пункта 26 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 № 1772, привела к неуплате к неуплате таможенных платежей в сумме 30 079,94 евро.
Данные обстоятельства зафиксированы в Акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 19.02.2020 №10013000/09/19022020/А0003, на основе которого вынесено оспариваемое решение по результатам таможенного контроля от 19.02.2020 № 10013000/09/19022020/А0004.
Решение по результатам таможенного контроля от 19.02.2020 13000/09/19022020/А0004 и уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 25.02.2020 № 10013000/У2020/0001719 являются по мнению Общества незаконными.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ, ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии всех необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО «Опинтер» требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Указанные решение и уведомление приняты Московской областной таможней в отношении Реестров, поданных ООО «ОПИНТЕР» в электронной форме в ходе проводимого ОТС России эксперимента по совершению таможенных операций в отношении товаров для очного пользования, приобретенных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах н доставляемых в их адрес транспортнымиэкспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки (экспрессперевозчиками) на основании индивидуальных накладных, в порядке, предусмотренном приказом ФТС России от 15.09.2014 №1772 «О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц - получателей товаров» (далее - Порядок, утвержденный приказом ФТС России от 15.09.2014 № 1772).
Реестры, перечисленные в Приложении к Акту проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств №10013000/09/19022020/А0003 (далее - Приложение к Акту) и ставшие предметом проверки со стороны Московской областной таможни (графы 1 и 10 Приложения к Акту), были поданы ООО «ОПИНТЕР» как таможенным представителем от имени и по поручению физических лиц - получателей товаров, указанных в графе 13 данного Приложения к Акту, в марте - июле 2017 года на ОТО и ТК № 2 Киевского таможенного поста Московской областной таможни. Указанные Реестры с учетом пункта 1 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 №1772, использовались при декларировании товаров для личного пользования, приобретенных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах и доставляемых в их адрес транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки, в качестве пассажирской таможенной декларации.
По мнению таможни, при таможенном декларировании и выпуске товаров, указанных в Приложении к Акту, была нарушена норма беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, предусмотренная пунктом 11 раздела II Приложения №3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010, что повлекло обязанность таможенного представителя ООО «ОПИНТЕР» по уплате таможенного платежа, сборов за таможенные операции и пени согласно оспариваемому уведомлению (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок к суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 25.02.2020 №10013000/У2020/0001719 (далее также уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 25.02.2020 № 10013000/У2020/0001719).
Между тем, статьей 353 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего на даты таможенного оформления Реестров, предусмотрено, что товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениям.
Пунктом 1 статьи 354 ТК ТС установлено, что таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определенном ТК ТС и (или) международным договоров государств - членов таможенного союза.
Подпунктами 1) и 3) пункта 2 статьи 355 ТК ТС установлено, что товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, а также товары для личного пользования, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в письменной форме. Как предусмотрено пунктом 3 статьи 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии таможенного союза (пункт 4 статьи 355 ТК ТС). В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 180 пассажирская таможенная декларация является видом таможенной декларации. Согласно пункту 3 статьи 352 ТК ТС стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.
Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (далее также Соглашение).
Статьей 13 Соглашения предусмотрены основания возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, за исключением транспортных средства.
Статьей 79 ТК ТС установлено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - Членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 1 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьей 360 Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера.
Пунктом 1 статьи 13 Соглашения установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с Соглашением в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, возникает у декларанта при регистрации таможенном органом пассажирской таможенной декларации.
Заполнение таможенного приходного ордера и начисление таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производит должностное лицо таможенного органа - пункт 1 статьи 360 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Соглашения таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 13 Соглашения предусмотрено, что в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшая при регистрации таможенным органом таможенной декларации, прекращается у декларанта при отказе таможенного органа в выпуске этих товаров. При этом законодатель не ставит в зависимость прекращение указанной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов от причин и оснований, по которым таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товаров.
Как следует из оспариваемого решения по результатам таможенного контроля от 19.02.2020 № 10013000/09/19022020/А0004 и Приложения к Акту, в отношении Реестров, указанных в графе 1 Приложения к Акту, таможенным органом в день регистрации Реестров были приняты решения об отказе в выпуске товаров (графа 3 Приложения к Акту).
Таможенные приходные ордера до решения таможенного органа об отказе в выпуске товаров таможенным органом не формировались, декларантам (физическим лицам - получателям товаров) не направлялись, что исключало возможность уплаты физическими лицами - получателями таможенных пошлин в отношении товаров, задекларированных по Реестрам, указанным в графе 1 Приложения к Акту, до такого решения таможенного органа.
Даже если бы таможенный орган сформировал соответствующие таможенные приходные ордера, то ООО «ОПИНТЕР» с учетом части 5 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не имел правовых оснований для уплаты таможенных пошлин за декларантов - физических лиц-получателей, поскольку такая возможность не была предусмотрена условиями договора с физическими лицами- получателями.
Таким образом, с учетом подпункта 1 пункта 2 статьи 13 Соглашения в даты отказа в выпуске, предусмотренные графой 3 Приложения к Акту, таможенный орган прекратил обязанность по уплате таможенных пошлин у соответствующих физических лиц - получателей (графа 13 Приложения к Акту) в отношении товаров, задекларированных в соответствующих Реестрах, указанных в графе 1 Приложения к Акту, при отсутствии у ООО «ОПИНТЕР» правовых оснований для уплаты таможенных пошлин за таких физических лиц.
В связи с этим, Московская областная таможня, исчислив подлежащие уплате таможенные пошлины и пени в уведомлении о неуплаченных таможенных платежах от 25.02.2020 № 10013000/У2020/0001719 и в таможенном приходном ордере от 25.02.2020 № 10013070/250220/ТС-4303793 на даты регистрации Реестров, указанных в графе 1 Приложения к Акту, нарушила требования подпункта 1 пункта 2 статьи 13 Соглашения.
Приказ ФТС России от 15.09.2014 №1772 «О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортными- экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц - получателей товаров» не зарегистрирован в Минюсте России и не опубликован официально, в связи с чем не является нормативным правовым актом, который может установить обязанности и повлечь правовую и экономическую ответственность для физических и юридических лиц иную, чем это предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области таможенного дела согласно статье 3 ТК ТС и статье 4 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Судом правильно отклонен довод таможни о том, что основанием для возникновения у Общества обязанности по уплате таможенных пошлин, сборов за совершение таможенных операций и пени и для их начисления является нарушение порядка совершения таможенных операций товаров, предусмотренного данным приказом ФТС России от 15.09.2014 № 1772.
ООО «ОПИНТЕР» не оспаривало и не отрицало в ходе рассмотрения настоящего дела своего участия в эксперименте по совершению таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортно-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц - получателей товаров, который был регламентирован приказом ФТС России от 15.09.2014 № 1772.
Вместе с тем, с учетом положений части 3 статьи 15 Конституции РФ, пунктов 8- 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» основанием для возникновения у Общества обязанности по уплате таможенных платежей, сборов за совершение таможенных операций и пени, основанием для начисления указанных платежей и их взыскания с Общества не могут послужить нарушения каких-либо положений приказа ФТС России от 15.09.2014 № 1772, не прошедшего государственную регистрацию в Минюсте РФ и не опубликованного официально в установленном порядке.
Пунктами 6 и 7 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» обращено внимание судов на то, что в силу части 3 статьи 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; в соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина; если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу части 2 статьи 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
Довод Московской областной таможни верно отклонен судом, поскольку данный приказ ФТС России от 15.09.2014 №1772 не подлежал государственной регистрации в Минюсте РФ и официальному опубликованию, поскольку не обладает признаком обязательности для неопределенного круга лиц, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
Приказ ФТС России от 15.09.2014 №1772 регулирует порядок совершения операций в отношении товаров, приобретаемых физическими лицами в иностранных интернет-магазинах и доставляемых в их адрес транспортно-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки - пункт 1 Порядка, утвержденного данным приказом.
Основными лицами, чьи права и обязанности затрагиваются данным приказом, являются физические лица - получатели, которые:
- приобрели товары в иностранных интернет-магазинах,
- инициировали их ввоз на таможенную территорию РФ способом - перемещение товаров в качестве товаров, доставляемых перевозчиком (статьей 353 ТК ТС),
- являются декларантами данных товаров с учетом подпункта 1) статьи 186 и пункта 1 статьи 355 ТК ТС, статьи 8 Соглашения от 18.06.2010 О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования,
- являются лицами, на которых возлагается обязанность по уплате таможенных платежей с учетом пункта 1 статьи 80 и пункта 1 статьи 360 ТК ТС, статьи 13 Соглашения от 18.06.2010 О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования.
Более того, в проверенный таможней период только физические лица - получатели, которые приобретали товары в иностранных интернет-магазинах, имели возможность оплачивать начисленные таможенным органом ввозные таможенные пошлины при декларировании товаров, в том числе в порядке, предусмотренном приказом ФТС России от 15.09.2014 №1772. ФТС России в своем письме от 27.11.2013 №01-11/53787 «Об уплате таможенных платежей таможенными представителями» прямо указало на невозможность уплаты таможенными представителями платежей за физических лиц, в связи с чем таможенные органы не принимали их уплату от таможенных представителей.
Вопреки доводам таможни приказ ФТС России от 15.09.2014 №1772 не содержит перечень каких-либо конкретных таможенных представителей, транспортно-экспедиторских компаний и служб курьерской доставки, что также свидетельствует о распространении действия приказа на неограниченный круг лиц.
Как верно указано судом, довод таможни о том, что приказ ФТС России от 15.09.2014 № 1772 не имеет признака нормативности, прямо подтверждает правомерность заявленного Обществом довода о том, что данный приказ не является нормативным правовым актом, который может установить обязанности и повлечь правовую и экономическую ответственность для физических и юридических лиц иную, чем это предусмотрено таможенным законодательством и иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела.
В связи с этим, невыполнение ООО «ОПИНТЕР» по подаче платного Реестра в соответствии с пунктом 26 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 №1772, как это указано в оспариваемом решении по результатам таможенного контроля от 19.02.2020 №100013000/09/19022020/А0004, не может повлечь наступление обязанности по уплате таможенных платежей при отсутствии иных правовых оснований, предусмотренных в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области таможенного дела.
Соглашение и ТК ТС не предусматривают каких-либо особых сроков подачи пассажирских таможенных деклараций (новых Реестров, используемых в качестве пассажирских таможенных деклараций) после отказа таможенного органа в выпуске товаров в отношении товаров для личного пользования, доставляемых в адрес физического лица перевозчиком. В связи с этим подлежат применению положения пункта 1 статьи 185. подпункта 1 статьи 188 и пунктов 1 и 2 статьи 170 ТК ТС, предусматривающие обязанность декларанта произвести декларирование товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза до истечения срока временного хранения товаров. Указанная обязанность и была выполнена ООО «ОПИНТЕР» при декларировании товаров от имени декларантов - физических лиц получателей по Реестрам, указанным в графе 10 Приложения к Акту.
Обязанность подать новую пассажирскую таможенную декларацию (новый Реестр) до окончания календарного месяца, в котором товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза или в котором была зарегистрирована первая пассажирская таможенная декларация (первый Реестр), не предусмотрена требованиями таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области таможенного дела согласно статье 3 ТК ТС и статье 4 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Именно на дату регистрации Реестров, указанных в графе 10 Приложения к АКТУ. согласно пункту 1 статьи 13 Соглашения у декларантов (физических лицполучателей) вновь возникла обязанность по уплате таможенных пошлин.
Учитывая, что установленные пунктом 11 раздела II Приложения №3 к Соглашению нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования физическими лицами - получателями товаров, указанными в графе 13 Приложения к Акту, на дату регистрации Реестров, указанных в графе 10 Приложения к Акту, были соблюдены, обязанности по уплате таможенных пошлин, возникшие при регистрации указанных Реестров, выполнены.
Пунктом 1 статьи 13 Соглашения установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с Соглашением в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, возникает у декларанта при регистрации таможенном органом пассажирской таможенной декларации.
Пунктом 3 статьи 13 Соглашения предусмотрено, что таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.
Согласно пункту 4 статьи 13 Соглашения таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования исчисляются по ставкам, установленным разделами I - III приложения 5 к Соглашению. Пунктом 6 раздела II Приложения № 5 к Соглашению в отношении товаров для личного пользования, за исключением транспортных средств, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, ввозимых в течение календарного месяца в адрес одного получателя, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 1 000 евро, и лиш.вес которых превышает 31 килограмм, установлена следующая единая ставка таможенных пошлин: 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в часта превышения стоимостной нормы 1 000 евро в эквиваленте и (или) весовой 31 килограмм.
С учетом положений пункта 2 статьи 360 и пункта 1 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Учитывая, что на даты регистрации Реестров, указанных в графе 10 Приложения к Акту, установленные пунктом 11 раздела II Приложения №3 к Соглашению нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования были соблюдены физическими лицами - получателями товаров, представленные таможенному органу товары правомерно выпущены таможенным органом без исчисления и уплаты таможенных пошлин по единой ставке, предусмотренной пунктом 6 раздела II Приложения №5 к Соглашению. Обязанность по уплате таможенных пошлин по единой ставке, возникшая согласно пункту 1 статьи 13 Соглашения при регистрации таможенном органом пассажирской таможенной декларации (соответствующего Реестра, указанного в графе 10 Приложения к Акту), прекратилось выпуском товаров в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных платежей в соответствии с пунктом 11 раздела II Приложения №3 к Соглашению, как это предусмотрено подпунктом 7 пункта 2 статьи 13 Соглашения.
Вывод таможни о том, что заявление недостоверных сведений о дате ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза повлияло на принятие решения о выпуске товаров без уплаты таможенных платежей (подпункт 1 пункта 3.2 оспариваемого решения по результатам таможенного контроля от 19.02.2020 № 100013000/09/19022020/А0004) не соответствует фактическим обстоятельствам дела и пункту 6 раздела II Приложения № 5 к Соглашению.
Форма пассажирской таможенной декларации, утвержденная решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 №287, форма Реестра, используемого в качестве пассажирской таможенной декларации, утвержденная приказом ФТС России от 15.09.2014 №1772, не содержат сведения о дате ввоза товаров, в связи с чем ООО «ОПИНТЕР» не заявляла таможенному органу в Реестрах недостоверные сведения о дате ввоза товаров.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определено понятие ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
С учетом приведенной нормы Кодекса не понятно, на какие даты с даты пересечения таможенной границы и до даты выпуска товаров Московская областная таможня указывает в оспариваемом решении по результатам таможенного контроля от 19.02.2020 №100013000/09/19022020/А0004, как о недостоверно заявленных ООО «ОПИНТЕР» и влияющих на возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин.
Таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области таможенного дела, не установлена обязанность по декларированию и выпуску товаров для личного пользования в том же календарном месяце, в котором такие товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза. Совмещение данных обстоятельств и таможенных операций в одном календарном месяце не является условием освобождения от уплаты таможенных платежей, предусмотренным пунктом 11 раздела II Приложения № 3 к Соглашению.
Уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 25.02.2020 №10013000/У2020/0001719 также является незаконным, поскольку направлено с нарушениями требований, предусмотренных требованиями ТК ТС, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) и Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельными (законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 Л; 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Совершение таможенных операций и принятие таможенным органом решений по результатам проверки полученных сведений и документов, в отношении товаров для личного пользования, приобретенных конкретным физическим лицом в иностранных интернет-магазинах, доставляемых в его адрес транспортными-экспедиторскими компаниями или службами курьерской доставки, определено Порядком, утвержденным приказом ФТС России от15.09.2014 № 1772, применительно к каждому отправлению - к каждой индивидуальной накладной (пункты 2 и 24 указанного Порядка).
Сведения о конкретных товарах заявлялись ООО «ОПИНТЕР» таможенному органу в Реестре от имени и по поручению конкретных физических лиц - получателей применительно к сведениям, содержащимся в конкретных индивидуальных накладных в отношении товаров для личного пользования, приобретенных указанными физическими лицами (графы 2, 11 и 13 Приложения к Акту).
С учетом изложенного, обязанность по уплате таможенных пошлин, предусмотренная пунктом статьи 13 Соглашения, пунктом 1 статьи 80, и пунктом 1 статьи 360 ТК ТС в отношении товаров для личного пользования, приобретенных конкретным физическим лицом в иностранных интернет-магазинах и доставляемых в его адрес транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки на основании индивидуальной накладной, возникает у этого конкретного физического лица - получателя применительно к конкретной индивидуальной накладной с момента регистрации соответствующего Реестра (используемого в качестве пассажирской таможенной декларации применительно к конкретной индивидуальной накладной).
Таможенный представитель ООО «ОПИНТЕР» с учетом части 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» несет с указанными физическими лицами - получателями солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.
Частью 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Пунктом 4 статьи 270 ТК ЕАЭС и частью 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что при солидарной обязанности по уплате таможенных платежей уведомления (уточнения к уведомлению) направляются одновременно плательщику и лицам, несущим солидарную обязанность с указанием об этом в таких уведомлениях (уточнениях к уведомлению).
Московская областная таможня в нарушение требований пункта 4 статьи 270 ТК ЕАЭС и частей 1 и 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в адреса плательщиков - физических лиц, указанных в графе 13 Приложения к Акту, не направляла.
Тем самым Московская областная таможня в нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 80 и пунктом 1 статьи 360, статьей 79 ТК ТС, пунктом 1 статьи 13 Соглашения, статьями 114 и 124, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 № ЗН-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» возложила обязанность по уплате таможенных пошлин, сборов за таможенные операции и пени только таможенного представителя - ООО «ОПИНТЕР», обезличив и освободив от обязанности по их уплате плательщиков - конкретных физических лиц - получателей товаров.
Также в уведомлении о неуплаченных таможенных платежах от 25.02.2020 №10013000/У2020/0001719 датой наступления обязанности по уплате таможенных пошлин код вида платежа 6010) и таможенных сборов за таможенные операции (код вида платежа 101С Московской областной таможней определена дата - 01.03.2017 (графа «Срок исполнения обязанности» таблицы). Вместе с тем все Реестры были зарегистрированы таможенным органом в разные даты, всего три Реестра из указанных в Приложении к Акту были зарегистрированы таможенным органом 01.03.2017 (Реестры №№10130202/010317/0010024 10130202/010317/0010140 и 10130202/010317/0010201 - графа 1 Приложения к Акту) большинство товаров даже не прибыли на таможенную территорию РФ до 01.03.2017 в связи с чем 01.03.2017 не является датой наступления обязанности по уплате таможенных пошлин и таможенных сборов за таможенные операции, предусмотренной пунктом 1 статьи 13 Соглашения.
Довод Московской областной таможни о том, что в качестве основания для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов применительно к настоящему делу подлежат применению положения пункта 2 статьи 80 ТК ТС, подлежит отклонению, поскольку с учетом пункта 4 статьи 360 ТК ТС возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования определяются международным договором государств - членов таможенного союза, то есть Соглашением от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования».
Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза - пункт 1 статьи 16 ТК ТС. Учитывая, что ООО «ОПИНТЕР» совершало от имени и по поручению соответствующих физических лиц таможенные операции по таможенному декларированию товаров, что не оспаривается таможенным органом, обязанности таможенного представителя по настоящему делу обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза применительно к обязанностям физических лиц при таможенном декларировании товаров.
ООО «ОПИНТЕР» не нарушило никаких требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области таможенного дела согласно статье 3 ТК ТС и статье 4 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Пунктом 4 статьи 360 ТК ТС предусмотрено, что возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств - членов таможенного союза.
Основания возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования предусмотрены статьей 13 Соглашения от 18.06.2010 О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает у физического лица при регистрации пассажирской таможенной декларации (применительно к рассматриваемому делу - при регистрации соответствующего Реестра) - пункт 1 статьи 80 ТК ТС, пунктом 1 статьи 360 ТК ТС, пунктом 1 статьи 13 Соглашения.
Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращения - пункт 3 статьи 13 Соглашения.
Заполнение таможенного приходного ордера и начисление таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования производит должностное лицо таможенного органа - пункт 1 статьи 360 ТК ТС.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшая при регистрации таможенным органом таможенной декларации, прекращается у декларанта при отказе таможенного органа в выпуске этих товаров - подпункт 1 пункта 2 статьи 13 Соглашения.
При этом законодатель не ставит в зависимость прекращение указанной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов от причин и оснований, по которым таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товаров.
Как следует из Акта проверки документов и сведений и Приложения к нему, в отношении Реестров, указанных в графе 1 Приложения к Акту, таможенным органом в день регистрации Реестров были приняты решения об отказе в выпуске товаров (графа 3 Приложения к Акту).
Таможенные приходные ордера до решения таможенного органа об отказе в выпуске товаров таможенным органом не формировались, декларантам (физическим лицам - получателям товаров) не направлялись, что исключало возможность уплаты физическими лицами - получателями таможенных пошлин в отношении этих товаров до отказа в выпуске.
Таможенный представитель согласно части 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при декларировании товаров и (или) их выпуске несет солидарную с декларантами или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей.
Таким образом, таможенный орган прекратил обязанность по уплате таможенных пошлин у соответствующих физических лиц - получателей (графа 13 Приложения к Акту) и соответственно солидарную обязанность у таможенного представителя ООО «ОПИНТЕР» в отношении товаров, задекларированных в соответствующих Реестрах, указанных в графе 1 Приложения к Акту, при отсутствии у ООО «ОПИНТЕР» правовых оснований для уплаты таможенных пошлин за таких физических лиц (договорами с физическими лицами такая возможность не была предусмотрена, ФТС России в письме от 27.11.2013 №01-11/53787 «Об уплате таможенных платежей таможенными представителями» прямо указало на невозможность уплаты таможенными представителями платежей за физических лиц).
Фактов заявления недостоверных сведений, влияющих на уплату таможенных пошлин в сторону увеличения, в Реестрах, указанных в графе 1 Приложения к Акту, таможенным органом в ходе проверки не выявлено, в Акте проверки и решении по результатам проведенной проверки не зафиксировано.
В связи с этим, Московская областная таможня, исчислив подлежащие уплате таможенные пошлины и пени в оспоренном уведомлении от 25.02.2020 №10013000/У2020/0001719 и в таможенном приходном ордере от 25.02.2020 №10013070/250220/ТС-4303793 на даты регистрации Реестров, указанных в графе 1 Приложения к Акту, нарушила требования подпункта 1 пункта 2 статьи 13 Соглашения.
Доводы Московской областной таможни о том, что ООО «ОПИНТЕР» в тех случаях, когда в первых Реестрах были неправильно заявлены сведения о ввезенных для личного пользования товарах, не воспользовалось пунктом 12 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 № 1772, устанавливающим возможность изменения ошибочно заявленных сведений, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Пункт 12 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 №1772, устанавливает возможность изменить или дополнить заявленные в Реестре сведения до выпуска товаров «если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске (отказе в выпуске) товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений».
В настоящем же судебном деле речь идет о тех случаях, когда после отказа в выпуске по первым Реестрам экспресс-перевозчиком и/или таможенным представителем было установлено, что соответствующий товар подпадает под установленные Соглашением нормы беспошлинного ввоза, а сведения о весе и/или стоимости товаров были указаны в первых Реестрах ошибочно. Реальные сведения о весе и/или стоимости товаров влекли необходимость изменять в реестрах эти сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей. Кроме того, в указанных случаях внесение изменений могло быть произведено Обществом уже после отказа таможенного органа в выпуске товаров. Речь идет о товарах, доставленных в адрес ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и многих других (см. таблицу в возражениях ООО «ОПИНТЕР» от 13.08.2020 на отзыв Московской областной таможни от 10.06.2020 и Приложение к Акту проверки, имеющиеся в материалах судебного дела).
Возможность скорректировать сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, как до, так и после выпуска товаров, приказом ФТС России от 15.09.2014 № 1772 не предусмотрена. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, устанавливающее возможность внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных платежей, не распространялось на пассажирские таможенные декларации.
Единственная возможность скорректировать неправильно заявленные сведения о ввезенных для личного пользования товарах, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных платежей, после отказа в выпуске товаров - это подача новой пассажирской таможенной декларации, применительно к рассматриваемой ситуации - нового Реестра с указанием правильных сведений и приложением подтверждающих документов, что и было сделано ООО «ОПИНТЕР» с разрешения таможенного органа.
Никаких запретов на подачу в таком случае новых неплатных Реестров Приказом ФТС России от 15.09.2014 № 1772 не было предусмотрено. Никаких нарушений данного приказа ФТС России Обществом не было допущено.
Документы, сведения, фотографии, сделанные в зоне таможенного контроля, подтверждающие допущенные ошибки, были представлены таможенному органу в электронном виде при декларировании товаров во вторых Реестрах, указанных в графе 10 Приложения к Акту, проверены таможенным органом, товары после проверки выпущены таможенным органом как ввезенные с соблюдением норм беспошлинного ввоза.
Недостоверных сведений или несоответствий при подаче вторых Реестров таможенным органом выявлено не было, товары были выпущены таможенным органом как ввезенные с соблюдением установленных Соглашением норм беспошлинного ввоза товаров.
Довод таможни о том, что Соглашение от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования» в части оснований возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, установленных статьей 13 Соглашения, не распространяется на порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, приобретаемых физическими лицами в иностранных интернет-магазинах и доставляемых в их адрес транспортно-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки, так же подлежит отклонению.
Пунктом 1 статьи 354 ТК ТС установлено, что таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определенном ТК ТС и (или) международным договоров государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 352 ТК ТС стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.
Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 регулирует вышеназванные вопросы и, вопреки доводу таможни, распространяется на товары для личного пользования, доставляемые перевозчиками в адрес физических лиц; декларирование таких товаров может производиться таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункты 2 и 3 статьи 8 Соглашения).
Пунктом 1 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 №1772, прямо предусмотрено, что заявление, составленное в форме реестра, используется в качестве пассажирской таможенной декларации, подаваемой таможенным представителем от имени и по поручению физического лица-получателя товаров в электронной форме.
Никаких исключений о неприменении положений Соглашения, в том числе его статьи 13, к случаям перемещения приобретенных физическими лицами в интернет-магазинах товарам для личного пользования, доставляемых в их адрес перевозчиками, ни ТК ТС, ни Соглашение от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования не содержат.
Более того, некоторые положения данного Соглашения таможней были применены в ходе проведенной проверки, ссылка на них имеется в тексте оспоренного решения Московской областной таможни по результатам таможенного контроля от 19.02.2020 № 10013000/09/19022020/А0004, послужившего основанием для начисления таможенных платежей в выставленном Обществу оспоренном уведомлении о неуплаченных таможенных платежах от 25.02.2020 № 10013000/У2020/0001719.
Довод таможни о том, что ООО «ОПИНТЕР» нарушало пункт 26 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 15.09.2014 № 1772, размещая товары на склад временного хранения после отказа таможенным органом в выпуске товаров и дожидалось окончания календарного месяца, в котором действовало превышение установленных Соглашением стоимостных/весовых норм, после чего подавало простой, не платный реестр, не принимается судом во внимание.
ООО «ОПИНТЕР», действуя от имени и по поручению физических лиц получателей товаров, при неуплате физическим лицом таможенных пошлин в календарном месяце, в котором был подан первый реестр, и при отсутствии у таможенного представителя реальной возможности уплатить за таких физических лиц таможенные платежи собственными средствами, а также принимая во внимание тот факт, что приказом ФТС России от 15.09.2014 № 1772 такой случай не был урегулирован в рамках эксперимента, Общество при совершении таможенных операций руководствовалось нормами таможенного законодательства и нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела и действовало с разрешения таможенного органа.
Обязанность по декларированию и выпуску товаров для личного пользования в том же календарном месяце, в котором такие товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза, таможенным законодательством и нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела не установлена.
Обязанность подать новую пассажирскую таможенную декларацию (новый Реестр) до окончания календарного месяца, в котором товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза или в котором была зарегистрирована первая пассажирская таможенная декларация (первый Реестр), также не предусмотрена требованиями таможенного законодательства и нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела.
Совмещение данных обстоятельств и таможенных операций в одном календарном месяце не является условием освобождения от уплаты таможенных платежей, предусмотренным пунктом 11 раздела II Приложения № 3 к Соглашению.
Более того, такой обязанности не было предусмотрено и приказом ФТС России от 15.09.2014 №1772.
С учетом понятия ввоза, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, (совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами), никаких нарушений в таможенном оформлении и выпуске товаров для личного пользования, пересекших таможенную границу в одном календарном месяце, а выпущенных таможней в другом календарном месяце, нет.
Соглашение от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования» и ТК ТС не предусматривают каких-либо иных сроков подачи пассажирских таможенных деклараций (новых Реестров, используемых в качестве пассажирских таможенных деклараций) после отказа таможенного органа в выпуске товаров в отношении товаров для личного пользования, чем те, которые установлены ТК ТС.
В связи с этим подлежат применению положения пункта 1 статьи 185, подпункта 1 статьи 188 и пунктов 1 и 2 статьи 170 ТК ТС, предусматривающие обязанность декларанта произвести декларирование товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения срока временного хранения товаров. Указанная обязанность и была выполнена ООО «ОПИНТЕР» при декларировании товаров от имени декларантов - физических лиц- получателей по Реестрам, указанным в графе 10 Приложения к Акту.
Именно на дату регистрации Реестров, указанных в графе 10 Приложения к Акту, согласно пункту 1 статьи 13 Соглашения у декларантов (физических лиц-получателей) вновь возникала обязанность по уплате таможенных пошлин (у ООО «ОПИНТЕР» с учетом части 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - солидарная обязанность).
Учитывая, что установленные пунктом 11 раздела II Приложения № 3 к Соглашению нормы беспошлинного ввоза товаров на дату регистрации этих вторых Реестров были соблюдены, обязанности по уплате таможенных пошлин, возникшие при регистрации указанных Реестров, выполнены.
Кроме того, в отношении товаров, доставленных в адрес ФИО8 JL, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 и многих других (см. таблицу № 2 в возражениях ООО «ОПИНТЕР» на отзыв таможни от 13.08.2020 и Приложение к Акту проверки, имеющиеся в материалах дела), все таможенные операции (регистрация и первого и второго Реестра, отказ в выпуске по первому Реестру, выпуск товаров по второму Реестру) были совершены в одном календарном месяце, товары выпущены таможенным органом с соблюдением норм беспошлинного ввоза товаров.
Несмотря на указанное обстоятельство, ввозные таможенные пошлины, сборы за совершение таможенных операций и пени вопреки позиции Московской областной таможни и в нарушение положений пункта 11 раздела II Приложения № 3 к Соглашению были начислены таможней в оспоренном уведомлении.
Довод Московской областной таможни о некорректности применения Федерального закона №289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как на момент совершения таможенных операций действовал Федеральный закон №311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании», относится, видимо, к доводу Заявителя о нарушении таможней порядка направления оспоренного уведомления о неуплаченных таможенных платежах от 10.06.2020 №10013000/У2020/0003836, предусмотренного положениями пункта 4 статьи 270 ТК ЕАЭС и частей 1 и 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
Указанный довод таможни подлежит отклонению, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 397 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ положения статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, устанавливавшие в период совершения таможенных операций порядок направления требований об уплате таможенных платежей, утратили свою силу со дня вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
Согласно пункту 6 раздела II Приложения № 5 к Соглашению от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования» применение ввозной таможенной пошлины в отношении ввозимых товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, не обусловлено порядком совершения таможенных операций, в том числе порядком декларирования.
Все товары, ввозимые в адрес конкретных физических лиц по индивидуальным накладным, указанным в графах 2 и 11 Приложения к Акту проверки, и предъявленные таможенному органу, были выпущены таможенным органом в свободное обращение в пределах установленных таможенным законодательством сроков декларирования товаров и с соблюдением нормы беспошлинного ввоза товаров, предусмотренной пунктом 11 раздела II Приложения № 3 к Соглашению от 18.06.2010, по Реестрам, указанных в графе 10 Приложения к Акту проверки. Ни одно физическое лицо, указанное в графе 13 Приложения к Акту проверки, не получило в свое свободное пользование/обращение товар, в отношении которого подлежала бы уплате таможенная пошлина.
Таким образом, суд правильно согласился с заявителем и указал, что оспариваемые решение по результатам таможенного контроля от 19.02.2020 №10013000/09/19022020/А0004 и уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 25.02.2020 №10013000/У2020/0001719 нарушают имущественные права Заявителя, поскольку незаконно возлагают на него обязанность по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов за таможенные операции и пени в размере большем, чем это предусмотрено пунктом 11 раздела II Приложения № 3 к Соглашению, уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 25.02.2020 № 10013000/У2020/0001719 выставлено с нарушениями пункта 4 статьи 270 ТК ЕАЭС и частей 1 и 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также пункта 1 статьи 80 и пункта 1 статьи 360, статьи 79 ТК ТС, пункта 1 статьи 13 Соглашения, статьей 114 и 124, части 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Судебная коллегия, изучив апелляционные жалобы, приходит к выводу, что доводы таможенных органов были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.12.2020 по делу №А40-45760/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: В.А. Свиридов
Судьи: Т.Б. Краснова
Ж.В. Поташова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.