ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-4902/2022 от 05.07.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, дом 12

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-33896/2022

город Москва

08.07.2022

дело № А40-4902/22

резолютивная часть постановления оглашена 05.07.2022

постановление изготовлено в полном объеме 08.07.2022

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2022 по делу № А40-4902/22,

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к Московской областной таможне

о признании незаконным решения;

при участии:

от заявителя – не явился, извещен;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 21.12.2021;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2022 в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований о признании недействительным решения Московской областной таможни от 14.10.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары от 07.09.2021 10013160/070921/0550150, отказано.

Предприниматель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель таможенного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 07.09.2021 при таможенном декларировании товаров заявителем подана таможенная декларация 10013160/070921/0550150 в Московскую областную таможню за ввозимый товар на сумму 310.843, 20 китайских юаней.

Таможенная стоимость товара в размере 3.832.944, 39 руб. определена заявителем на основании контракта № 100 от 08.04.2021 о поставке товара, заключенного с компанией - поставщиком QUANZHOU JINGSHANG IMPORT AND EXPORT TRADING CO., LTD по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), предусмотренному ст. ст. 39, 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

14.10.2021 Московской областной таможней принято решение о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары от 07.09.2021 10013160/070921/0550150, в котором указано, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, а именно более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей, а именно: декларации 10720010/080721/0052988.

Предприниматель полагая, что решение таможенного органа от 14.10.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары от 07.09.2021 10013160/070921/0550150, является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения таможенному законодательству.

Рассмотрев повторно в совокупности имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд апелляционной инстанции суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего

С 01.01.2018 таможенная стоимость товаров определяется в соответствии положениями главы 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к договору о ТК ЕАЭС от 11.04.2017).

В соответствии с п. п. 9, 10, 13, 14 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом.

Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Положения настоящей главы не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.

В соответствии со ст. 32 договора о Евразийском экономическом союзе в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями указанного Договора.

В соответствии с п. 10 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Согласно п. 15 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Пунктом 1 ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, при выполнении условий указанных в данной статье.

В случае если хотя бы одно из условий, указанных в п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами) не применяется (п. 2 ст. 39 ТК ЕАЭС).

Согласно пп. «а» п. 3 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42, при проведении контроля таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов.

В соответствии с п. 1 ст. 313, п. 6 ст. 324 Таможенного кодекса ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

В данном случае при анализе предоставленных декларантом документов и сведений таможенным органом выявлено, что согласно п.1 контракта № 100 от 08.04.2019, продавец обязуется поставить, а покупатель получить и оплатить товар, в ассортименте, по ценам и в количестве, приведенным в спецификациях к контракту, которые являются его неотъемлемой частью.

В соответствии с п. 2 контракта, цены на товар устанавливаются в китайских юанях и включают в себя стоимость тары, маркировки, упаковки, укладки товара, транспортировки в соответствии с условиями поставки.

Товар будет поставляться партиями, в ассортименте, количестве и по ценам в соответствии с инвойсами, составленными на каждую партию товара в соответствии с условиями настоящего контракта.

Представленные в материалах дела спецификация № JS210505 от 20.07.2021 и инвойс № JS210505 от 05.08.2021 не имеют реквизитов покупателя, печати и подписи. Согласно условиям контракта, спецификация и инвойс являются документами, в которых стороны согласуют все основные условия сделки и данные документы являются неотъемлемой частью контракта, они должны быть согласованы двумя сторонами.

Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В силу п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида.

Согласно п. 4. контракта, продавец продает товар покупателю в китайских юанях с отсрочкой платежа на 180 дней с даты ввоза товара на таможенную территорию РФ.

При этом согласно п. 4.2. контракта возможна предоплата в размере от 5 до 100 % при не поставке товара в течении 120 дней с даты предоплаты, денежные средства должны быть возвращены на счет покупателя, размер предоплаты, условия оплаты и условия возврата аванса согласовываются в спецификациях к контракту. Однако, в представленных заявителем спецификации № JS210505 от 20.07.2021 и инвойсе № JS210505 от 05.08.2021 условия оплаты не согласованы, что противоречит условиям контракта.

Оплата товара заявителем не подтверждена.

Таможенным органом в ходе дополнительной проверки запрошена экспортная декларация страны вывоза товаров и ее заверенный перевод (запрос от 07.06.2021).

В ответ на запрос таможенного органа заявителем представлена экспортная декларация с переводом, согласно которой условия поставки FOB, что подразумевает использование, в том числе и морского транспорта.

Однако, данное обстоятельство противоречит условиям контракта, а также условиям поставки, согласованным сторонами в спецификации № JS210505 от 20.07.2021.

В соответствии с международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс», термин FOB «Free on Воаrd»/«Свободно на борту» означает, что продавец поставляет товар на борт судна, номинированного покупателем в поименованном порту отгрузки, или обеспечивает предоставление поставленного таким образом товара. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. От продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Данный термин может быть использован только при перевозке морским или внутренним водным транспортом. У продавца отсутствует обязанность перед покупателем по заключению договора перевозки. Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от поименованного порта отгрузки.

Условия поставки FCA расшифровка «Free Carrier» named place переводится «Франко перевозчик» указанное название места - означает, что продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, указанному покупателем перевозчику в названном месте.

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 49 от 26.11.2019 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», при оценке выполнения декларантом требований п. 10 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.

Основой для оценки товаров в таможенных целях должна быть в максимально возможной степени цена сделки оцениваемых товаров (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»).

В связи с чем, у заявителя таможенным органом запрошен прайс-лист.

Прайс-лист является дополнительным документом, назначение которого подтвердить, показать, каким образом формировалась цена, какие были условия предоставления скидок, либо, что за товар предлагается к продаже (например, товары предыдущих коллекций, цель сбыта которых - освобождение складских площадей и т.п.).

В любом случае, для подтверждения сведений, необходимо предоставить информацию о предложении этого товара на рынке изначально (базовую цену) и условия предоставления скидок на переговорах с торгующей стороной.

Вместе с тем, представленные прайс-лист и коммерческое предложение, не содержат сведения об условиях поставки, на которых продавцом предложена стоимость товаров.

Представленные документы носят адресный характер, не являются публичной офертой, следовательно, не могут быть использованы таможенным органом в качестве документов подтверждающих заявленную таможенную стоимость.

При этом предпринимателем не представлены таможенному органу документы, подтверждающие, что такие и аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции на таких же условиях и по такой цене.

Учитывая отличие стоимости сделки по рассматриваемой поставке от стоимости однородных товаров, предпринимателю надлежало предпринять меры, направленные на получение документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость.

В соответствии со ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.

В соответствии с п. 3 ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС указанные в п. 1 настоящей статьи дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации метод 1 не применяется.

Доводы заявителя о том, что таможенным органом допущены нарушения ввиду не указания в решении о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации новую таможенную стоимость товара, а также то, что таможенным органом не направлен расчет таможенной стоимости товара с суммой таможенного платежа необоснованные.

В соответствии с п. 6 ст. 325 Таможенного кодекса ЕАЭС при запросе документов и (или) сведений в соответствии с п. 4 настоящей статьи в целях подтверждения сведений, влияющих на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса ЕАЭС.

При этом таможенный орган направляет декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением случаев, определенных в соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса ЕАЭС, когда предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется.

В соответствии с п. 12 ст. 325 Таможенного кодекса ЕАЭС в случае если проверка таможенных, иных документов и (или) сведений не может быть завершена в сроки выпуска товаров, установленные статьей 119 настоящего Кодекса, в том числе в связи с непредставлением документов и (или) сведений в сроки, установленные пунктом 7 настоящей статьи, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса ЕАЭС.

В соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса ЕАЭС выпуск товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров, производится таможенным органом при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере, определенном в соответствии с п.п. 4, 5 ст. 65 и п. п. 5, 6 ст. 75 Таможенного кодекса ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных пп. 1 п. 2 и п. 3 настоящей статьи, и случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пп. 2 п. 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.3 ст. 54 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в подтверждение принятия обеспечения исполнения обязанностей, принятия генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин таможенный орган оформляет таможенную расписку.

Согласно письму заявителя от 09.09.2021, направленному в электронном виде посредством Единой Автоматизированной информационной системе АИСТ-М заявитель просил выпустить декларацию под обеспечение уплаты таможенных платежей. Таможенным органом направлен расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в размере 1.548.490, 83 руб.

09.09.2021 заявителем посредством ЕАИС АИСТ-М направлена таможенная расписка № 10013160/090921/ЭР-118219.

Согласно графе «С» спорной декларации 09.09.2021 товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления под обеспечение уплаты таможенных платежей.

В связи с тем, что документы и сведения, предоставленные Заявителем не устраняют оснований для проведения дополнительной проверки, таможенный орган в соответствии с п. 17 ст. 325 Таможенного кодекса ЕАЭС уполномочен на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимать решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со ст. 112 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Таможенным органом в решении разъяснено о невозможности применении методов определения таможенной стоимости в соответствии со ст. ст. 41-44 Таможенного кодекса ЕАЭС.

В связи с чем, для определения таможенной стоимости товаров применен метод в соответствии со ст. 45 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Таможенная стоимость рассматриваемых товаров рассчитана таможенным органом согласно расчету размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Решение о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, принято согласно выставленному расчету размера обеспечения уплаты таможенных платежей.

Сведения об источниках, на основании которых таможенный орган определяет таможенную стоимость ввозимых товаров в соответствии со ст. 45 Таможенного кодекса ЕАЭС, а также о произведенных на их основе расчетах, направлены предпринимателю с использованием информационного обмена посредством программного средства АистМ документом «Расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».

Источник ценовой информации - декларация 10720010/080721/0052988 товар № 8, декларация 10720010/080721/0052988 товар № 7, декларация 10720010/080721/0052988 товар № 5.

Товары, подобранные в качестве основы для расчета вновь определенной таможенной стоимости товаров, имеют идентичный код ТН ВЭД, страну происхождения, имеет сходные характеристики и состоит из схожих компонентов, что позволяет ему выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.

На основании изложенного, товар, подобранный в качестве источника ценовой информации, соответствует критерию однородности, установленному ст. 37 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2022 по делу № А40-4902/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья Т.Т. Маркова

Судьи Д.Е. Лепихин

М.В. Кочешкова