ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-50014/16 от 23.01.2017 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

24 января 2017 г.

                          Дело № А40-50014/16

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 24  января 2017 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.

судей: Буяновой Н.В., Егоровой Т.А.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 д. от 16.06.16, ФИО2 д. от 01.01.16

от МИФНС:  ФИО3 д. от 31.10.16, ФИО4 д. от 12.01.17, ФИО5 д. от 12.01.17

рассмотрев 23 января  2017  года в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества «ВОСТОКГАЗПРОМ»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 июня 2016,

принятое судьей Суставовой О.Ю.

на постановление

Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2016,

принятое судьями  Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В.

по заявлению открытого акционерного общества «ВОСТОКГАЗПРОМ» (ИНН <***>; ОГРН <***>)

к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (ИНН <***>; ОГРН <***>)

о признании недействительным решения

установил:

Открытое акционерное общество "ВОСТОКГАЗПРОМ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее по тексту - МИФНС, ответчик) о признании недействительным решения от 28.09.2015 N 20-14/102 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 17 июня 2016 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав принятый судебный акт тем, что решение ответчика соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя в сфере экономической деятельности.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Общества, в которой заявитель со ссылкой на несоответствие выводов судов  фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, вынести новый судебный акт и признать решение ответчика от 28.09.2015 N 20-14/102 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным.

В заседании суда кассационной инстанции представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. По мнению налогоплательщика, суды ошибочно квалифицировали  его имущество как не имеющее признаков магистрального трубопровода и отказали в применении льготы по налогу на имущество, предусмотренной  п. 11 ст. 381 НК РФ.

Представитель Инспекции в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда возражал против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах. Отзыв на кассационную жалобу представлен и приобщен к материалам дела.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

   Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ответчиком в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.

По результатам проверки принято решение N 20-14/102 от 28.09.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оспариваемым ненормативным правовым актом общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 2 727 871,00 руб., доначислен налог на имущество за 2012, 2013 года к уплате в сумме 13 639 355,00 руб.

Основанием для вынесения оспариваемого ненормативного акта послужили выводы МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о том, что на спорное имущество (продуктопровод и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью продуктопровода), принадлежащее обществу на праве собственности, не распространяются положения пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку продуктопровод не является магистральным трубопроводом.

При проверке установлено, что спорный объект зарегистрирован заявителем как продуктопровод Мыльджинское-Лугинецкое, длиной 83,6 км и диаметром трубы 273 мм, и проложен от Мыльджинского газоконденсатного месторождения (Мыльджинское ГКМ) до Лугинецкого газоконденсатного месторождения (Лугинецкое ГКМ). Продуктопровод сдан обществом в аренду ОАО "Томскгазпром" в соответствии с договором аренды от 01.01.2004 N 01-01-04/1-А.  ОАО "Томскгазпром" осуществляло добычу природного газа, в ходе осушки которого образовывался нестабильный газовый конденсат, который подавался к транспорту в спорный продуктопровод. Далее стабильный газовый конденсат транспортировался по продуктопроводу до приемно-сдаточного пункта (ПСП) Лугинецкого месторождения, где смешивался с нефтью и направлялся в систему магистральных трубопроводов ОАО "АК "Транснефть".  В соответствии с договором об оказании услуг ОАО "АК "Транснефть" обеспечивает прием и учет продукции от ОАО "Томскгазпром" в объемах по показаниям систем измерения количества и показателей качества в пункте отправления СИКН N 567 Лугинецкое. От СИКН N 567 Лугинецкое нефть, включая стабильный газовый конденсат, подается к транспорту в магистральный нефтепровод Игольско-Таловое - Парабель, принадлежащий ОАО "АК "Транснефть".

Суды сделали обоснованный вывод, что продуктопровод "Мальджинское ГКМ-Лугинецкое ГКМ", а также относящиеся к нему объекты фактически имеют признаки базового трубопровода и выполняют функцию по транспортировке соответствующего продукта от места добычи до системы магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть", следовательно, спорный продуктопровод не является магистральным трубопроводом.

Данный вывод судов соответствует фактическим обстоятельствам и сделан при правильном применении норм права.

В соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего использования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень имущества).

Постановлением Правительства Российской федерации от 29.03.2011 N 218 "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены "Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации.".

В соответствии с пунктом 3 "Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации" оператор осуществляет информирование об условиях получения доступа к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 N 844.

Согласно пункту 6 вышеназванных "Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации" услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) предоставляются оператором на основании договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, заключаемого оператором и потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 "Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации" подключение объекта нефтедобычи к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с "Правилами подключения объектов нефтедобычи магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 N 90.

Вышеуказанные "Правила подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти" устанавливают порядок недискриминационного доступа к услугам по подключению объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам и учета объектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, а также дают определения "магистрального трубопровода" и "объектов нефтедобычи", а именно:

"магистральный нефтепровод" - совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, от мест ее приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта;

"мероприятия по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу" - действия, направленные на обеспечение технологической возможности подключения объекта нефтедобычи, и непосредственно технологическое подключение объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу;

"объект нефтедобычи" - единый имущественно-технологический комплекс, исключающий сооружения, технологические установки и оборудование, обеспечивающий осуществление добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти для сдачи в магистральный нефтепровод.

Согласно ст. 3 Постановления Правительства РФ от 29.03.2011 N 218 оператор - субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам), осуществляет информирование об условиях получения доступа к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.

Подключение объекта нефтедобычи к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с Правилами подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 90.

Услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) предоставляются оператором на основании договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам), заключаемого оператором и потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тарифы в области транспортировки нефти (нефтепродуктов) устанавливаются в соответствии с Приказом ФСТ России от 17.08.2005 N 380-э/2 "Об утверждении "Положения об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам".

Согласно материалам дела в проверяемый период отсутствовали утвержденные ФСТ России тарифы на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, принадлежащим заявителю.

Исходя из вышеизложенного, положения пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений специальных законов, предоставляют льготу по налогу на имущество организации исключительно в отношении объектов, предназначенных для транспортировки (перевозки, передачи) различных предметов материального мира, имеющих важное хозяйственное значение для государства (автомобилей, поездов, нефти и газа, электроэнергии) в режиме общего пользования, то есть с предоставлением права доступа неограниченному кругу лиц, в то время как иные объекты, имеющие сходные по своему виду и свойствам качества характеристики, но использующиеся собственникам в режиме не общего пользования, не отвечают требованиям данного пункта.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 определяет, что к имуществу, в отношении которого применяется льготирование, относятся конденсатопровод и продуктопровод магистральный надземный, наземный, подземный, подводный с лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола, электрохимзащитой, линиями и сооружениями технологической связи, средствами телемеханики трубопроводов, вдольтрассовыми проездами.

Указанное постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 не содержит в себе конкретных характеристик трубопровода, которые позволяют отнести его к категории магистральных трубопроводов. В связи с этим виды объектов, примыкающие к газопроводу и поименованные в упомянутом постановлении Правительства от 30.09.2004 N 504 могут быть льготированы исключительно в случае, если сам газопровод относится к категории магистральных трубопроводов.

Истец указал в кассационной жалобе на необходимость применения Стандартов организации СТО ГАЗПРОМ РД 2.5-141-2005 "Газораспределение. Термины и определения", введенного в действие с 18.03.2005 распоряжением ОАО "Газпром" от 03.02.2005 N 18. Нормы указанного  акта были применены судами в совокупности с положениями СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденных приказом Минстроя России от 04.06.1992 N 135, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9.

При этом суды верно исходили из того, что в п. 3.26 Стандарта организации (СТО) Газпром 2-3.5-454-2010 "Правила эксплуатации магистральных газопроводов", указано, что магистральный газопровод - технологически неделимый, централизовано управляемый имущественный производственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных объектов, являющихся его неотъемлемой частью, предназначенных для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями национальных стандартов продукции от объектов добычи и/или пунктов приема до пунктов сдачи потребителям и передачи в распределительные газопроводы или иной вид транспорта и/или хранения.

Суды пришли к правильному выводу о том, что магистральный газопровод предназначен для доведения товара непосредственно до потребителя, либо для передачи товара в распределительные газопроводы, поскольку это следует из указанного определения.

Передача газового конденсата в распределительные трубопроводы означает доведение продукта до распределительной станции, от которой происходит поставка продукта организациям, коммунально-бытовым и промышленным потребителям.

Исходя из анализа положений ОСТ 51.54-79, СТО Газпром РД 2.5-141-2005, газопровод - это трубопровод, предназначенный для транспорта газа, конденсатопровод - это трубопровод, предназначенный для транспорта газового конденсата. Как для газопровода, так и для конденсатопровода, существуют единые технические требования, установленные СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденные приказом Минстроя России от 04.06.1992 N 13.

Таким образом, положения ОСТ 51.54-79 от 02.04.1979 и СТО Газпром РД 2.5-141-2005 могут быть применены к спорному трубопроводу, следовательно, вид транспортируемой товарной продукции не является основополагающим для определения вида трубопровода.

Суды проанализировали совокупность заключенных заявителем договоров поставки и комиссии, относящихся к использованию трубопровода и движению по нему и установили, что факт передачи товара (нефть, включая стабильный газовый конденсат) в систему магистрального нефтепровода ОАО "АК Транснефть" свидетельствует о том, что ООО "Трейд Нафта" не является конечным потребителем товара, а осуществляет посреднические услуги по купле-продаже продукции (нефть, включая стабильный газовый конденсат). Из этого следует, что согласно СТО Газпром РД 2.5-141-2005, спорный трубопровод отвечает понятию трубопровода подключения, для подачи подготовленного к дальнему транспорту стабильного газового конденсата (СГК) от места добычи до системы магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть", а не до места потребления. Следовательно, указанный трубопровод используется Обществом до места подключения к сетям общего пользования.

Определение понятий "магистральный трубопровод", "магистральный конденсатопровод" в налоговом законодательстве отсутствует, следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для использования соответствующих терминов необходимо руководствоваться отраслевыми стандартами.

Применимым в данном случае стандартом является Стандарт организации (СТО) Газпром РД 2.5-141-2005, который определяет магистральный газопровод, как комплекс производственных объектов, обеспечивающих транспорт природного или попутного нефтяного газа, в состав которого входят однониточный газопровод, компрессорные станции, установки дополнительной подготовки газа (например, перед морским переходом), участки с лупингами, переходы через водные преграды, запорная арматура, камеры приема и запуска очистных устройств, газораспределительные станции, газоизмерительные станции, станции охлаждения газа.

 СТО ГАЗПРОМ РД 2.5-141-2005 от 18.03.2005 определяет отличия магистрального газопровода от иных, в том числе промыслового, базового, газопровода подключения, соединительного, газосборного коллектора, шлейфа, газопровода-подвода и др.

Согласно СНиП III-42-80 "Магистральные трубопроводы", утвержденные Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 16.05.1980 N 67, СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30 (впоследствии актуализированный Сводом правил "Магистральные трубопроводы" СП 36.13330.2012, утвержденным Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС), СТО ГАЗПРОМ 2-3.5-454-2010 "Правила эксплуатации магистральных газопроводов", утвержденный распоряжением ОАО "Газпром" от 24.05.2010 N 130 магистральный трубопровод предназначен для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного и попутного, естественного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от головных перекачивающих насосных и компрессорных станций), производства или хранения до места потребления.

На основании вышеизложенного, суды пришли к законному и обоснованному выводу, что наряду с магистральными трубопроводами имеются иные трубопроводы, которые соответствуют по техническим характеристикам магистральным трубопроводам, но не относятся к льготируемому имуществу в рамках пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.  Спорное имущество правомерно не отнесено к льготируемому.

Доводы кассационной жалобы, по сути, повторяют доводы, приведенные заявителем при рассмотрении дела в первой и  апелляционной инстанциях, и не опровергают законности принятых судебных актов.

Суд кассационной инстанции отклоняет приведенные в кассационной жалобе доводы, поскольку они не опровергают выводы судебных инстанций, а повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судами, вытекают из  несогласия заявителя с выводами судов, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. Несогласие заявителя с их оценкой и иная интерпретация, неправильное толкование им норм закона, не означают судебной ошибки (ст. 71 АПК РФ).

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. ч. 1, 3 ст. 286 АПК РФ).

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (ч. 2 ст. 287 АПК РФ).

Судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.

Доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу ст. 286 и ч. 2 ст. 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.

Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

 Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 июня 2016, постановление  Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2016   по делу  № А40-50014/2016   –  оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                         Ю.Л.Матюшенкова   

Судьи:                                                                                            Н.В. Буянова

                                                                                                       Т.А. Егорова