ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-5141/13 от 25.12.2013 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

09 января 2014 года Дело № А40-5141/13-47-48

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 года

Полный текст постановления изготовлен 09 января 2014 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Русаковой О.И.,

судей Алексеева С.В., Калининой Н.С.,

при участии в заседании:

от истца межрегиональной общественной организации «Добровольная организация содействия венным автомобилистам и механикам» – Заборин О.В., доверенность от 16.01.2013

от ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации – Корзинкин А.А., доверенность от 20.05.2013; Военного комиссариата Республики Северная Осетия-Алания – представитель не явился, извещен; Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации – представитель не явился, извещен

рассмотрев 25 декабря 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства обороны Российской Федерации

на решение от 28 мая 2013 года Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Рящиной Е.Н.,

на постановление от 29 июля 2013 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Сазоновой Е.А., Баниным И.Н., Яремчук Л.А.,

по иску Межрегиональной общественной организации «Добровольная организация содействия венным автомобилистам и механикам» (ОГРН 1026300005071, г. Тольятти, д. 42) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19),

Военному комиссариату Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500508325, г. Владикавказ, ул. Гастелло, д. 73А) и Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональная Общественная организация «Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам» (далее- МРОО «ДОСВАМ», истец) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании солидарно с Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Республики Северная Осетия-Алания, субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации задолженности за фактически оказанную услугу по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС солдат, матросов, сержантов и старшин в размере 2 772 000 руб.

До принятия судом решения истец заявил об отказе от исковых требований в части взыскания задолженности с Военного комиссариата Республики Северная Осетия-Алания и уточнении иска в порядке ст. 49 АПК РФ, просил взыскать задолженность с Министерства обороны Российской Федерации, а при отсутствии денежных средств - с Министерства финансов Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 мая 2013 года, оставленным без изменения постановлением от 29 июля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда, уточненные требования удовлетворены. В отношении взыскания задолженности с Военного комиссариата республики Северная Осетия производство по делу прекращено в связи с частичным отказом истца от исковых требований.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты, как незаконные и необоснованные, отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заявитель жалобы приводит доводы об отсутствии у него обязанности по действующему законодательству осуществлять обучение граждан в отсутствие госконтракта и надлежаще выраженной воли заказчика. Кроме того, истец не является получателем компенсации расходов, поскольку не имеет образовательных учреждений и не является транспортной организацией, подготовку граждан не осуществлял и соответственно никаких услуг Минобороны России фактически не оказывал. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не дали надлежащую оценку доводу Минобороны России о том, что договор на подготовку граждан по военно-учетным специальностям между истцом и Минобороны России не заключался.

В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции Министерство обороны Российской Федерации в лице своего представителя настаивало на удовлетворении кассационной жалобы по основаниям, в ней изложенным. Межрегиональная общественная организация «Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам» в лице своего представителя возражала относительно удовлетворения кассационной жалобы, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, представлен письменный отзыв на кассационную жалобу, отвечающий требованиям ст. 279 АПК РФ.

В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенные ответчики – Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Военный комиссариат Республики Северная Осетия-Алания не явились, в связи с чем, суд рассматривает дело в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене в части взыскания денежных средств с Министерства финансов РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между истцом и Министерством обороны Российской Федерации заключены государственные контракты на возмездное оказание услуг по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС солдат, матросов сержантов и старшин в 2009 г., по условиям которых истцом производилась подготовка подлежащих призыву на военную службу граждан по военно-учетной специальности "Водитель автомобилей категории "С" в Северо-Кавказском военном округе.

Истцом в целях исполнения государственных контрактов по указанной подготовке заключены договоры возмездного оказания услуг по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС солдат, матросов, сержантов и старшин" с образовательными учреждениями Республики Северная Осетия-Алания.

Предметом договоров на подготовку в соответствии с заключенным государственным контрактом между Министерством Обороны РФ и истцом, являлись организация профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки (профессиональное обучение) граждан по ВУС солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях Республики Северная Осетия-Алания.

Согласно п. 1.2 договоров Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, предварительно отобранных для подготовки по военно-учетным специальностям (далее ВУС) военным комиссариатом города и района совместно с представителем образовательного учреждения Исполнителя.

Согласно п. 2.1 договоров Заказчик оплачивает Исполнителю аванс в размере 30% стоимости услуг в течение 7-ми банковских дней после представления именных списков с указанием ВУС и приказа о зачислении группы на обучение.

Окончательный расчет производится в течение 7 банковский дней после предоставления Исполнителем следующих документов: оригинала акта ВЭК (военно-экзаменационной комиссии), оригинала протокола ГИБДД, акта сдачи-приема оказанных услуг.

Анализ условий вышепоименованных контрактов позволяет суду кассационной инстанции прийти к выводу о правильной квалификации судами возникших между сторонами правоотношений по поводу возмездного оказания услуг, регулируемых главой 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Суды установили, что во исполнение государственного контракта на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин было подготовлено для Министерства Обороны Российской Федерации 48 человек по ВУС-837 категории "С" (период обучения 01.11.2009 г. по 25.10.2010 г.), 48 x 23 100 = 1 108 800 руб. (договор от 28.10.2009 № 3); 12 человек по ВУС-837 категории "С" (период обучения 01.11.2009 г. по 15.02.2010 г.), 12 x 23 100 = 277 200 руб. (договор от 28.10.2009 № 2); 28 человек, по ВУС-837 категории "С" (период обучения 01.11.2009 г. по 15.01.2010 г.), 28х23100=646 800,00 руб. и 32 человека, по ВУС-837 категории "С" (период обучения 01.11.2009 г. по 15.01.2010 г.), 32 x 23 100 =739 200 руб.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с законом, иными нормативно-правовыми актами и условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Однако ответчиком оплата оказанных истцом услуг до настоящего времени не произведена.

В соответствии с п. 5.1 контракта срок его действия определен как - "с момента подписания по 31 декабря 2009 г.".

Согласно пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока действия контракта прекращает исполнение обязательств, возникших из договора, только в случае, если это предусмотрено договором. Государственные контракты от 31.10.2008 года такого условия не содержат. В отсутствии такого условия договор признается действующим до определенного им момента исполнения сторонами обязательства, то есть до прекращения обязательств сторон надлежащим исполнением (ст. 408 ГК РФ).

Истец свои обязательства по контрактам выполнил, что не прекращает обязательства, возникшего из контракта, в том числе обязательства Заказчика оплатить результат фактически выполненных Исполнителем услуг. Следовательно, обязательства сторон, возникшие из государственного контракта, не были прекращены по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, и государственный контракт своего действия не прекратил.

В соответствии с пунктом 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не допускается односторонний отказ стороны контракта от его исполнения, государственный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон либо в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Обязанность Российской Федерации в лице ее полномочных органов, по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления услуг по подготовке призывников, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Между тем, как установлено судами, денежные средства для компенсации расходов истца на лицевой счет военного комиссариата ни в спорный период, ни позднее не поступали. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В силу пункта 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений несет главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Согласно подпункту 34 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Минобороны России финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 10 названного Указа министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 № 1132, установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота) (пункт 2), при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, а также поставки техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (пункт 4).

Согласно подпункту 26 пункта 11 Положения о военных комиссариатах основными задачами военных комиссариатов является, в том числе организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. При этом материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке.

Минобороны России обеспечивает военные комиссариаты вооружением и военной техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Балтийского флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Минобороны России на эти цели (пункт 18 Положения о военных комиссариатах).

Принимая во внимание приведенные положения законодательства, Минобороны России в отношении комиссариатов выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств, в связи с чем денежные средства для организации комиссариатов работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, должны были быть выделены последним за счет средств федерального бюджета Министерством обороны Российской Федерации.

Вместе с тем, Министерством обороны Российской Федерации доказательств исполнения обязанности по финансированию компенсационных расходов военкомата на организацию и подготовку граждан по военно-учетным специальностям в спорный период суду в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.

Довод Минобороны России о том, что истец осуществлял деятельность по подготовке граждан не в рамках заключенного госконтракта, а по собственной инициативе и на свой страх и риск, подлежит отклонению.

Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), согласно п. 7 ст. 1 которого, компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного Федерального закона является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" мероприятия, устанавливаемые названной статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, также являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.

Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 704, в соответствии с п. 4 ч. 2 которых компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата. Согласно п. 3 Правил, компенсация расходов, указанных в пункте 2 указанных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ.

Согласно п. 4 Правил - выплата компенсации осуществляется в отношении: расходов, указанных в подпунктах 4 и 6 пункта 2 Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации (образовательных учреждений общественных объединений и транспортных организаций) на основании их счетов средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства федеральному бюджетному учреждению, находящемуся в ведении Министерства обороны РФ.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, возложены на военные комиссариаты.

Согласно пункту 12 Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.05.2001 N 202 (далее -Инструкция), военные комиссары районов, городов без районного деления, иных муниципальных образований, проводят мероприятия по отбору граждан, из числа подлежащих очередному призыву на военную службу, для подготовки по военно-учетным специальностям, комплектуют учебные группы и направляют их в образовательные учреждения; информируют военного комиссара субъекта Российской Федерации, командиров воинских частей о сроках проведения выпускных экзаменов в образовательных учреждениях, выделяют в состав военных экзаменационных комиссий своего представителя.

При таких обстоятельствах довод Министерства обороны РФ об отсутствии у истца договорных отношений с военными комиссариатами в силу изложенных выше норм не может являться основанием для отказа в возмещении имущественных потерь истца, поскольку Федеральный закон N 53-ФЗ не связывает обязанность государства по выплате компенсации фактически понесенных с его реализацией расходов с наличием такого договора.

Таким образом, вывод судов об обоснованности требований истца в части взыскания задолженности с Министерства обороны Российской Федерации суд кассационной инстанции находит правильными.

Вместе с тем, решение от 28 мая 2013 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 29 июля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-5141/13-47-48 в части выводов о взыскании денежных средств с Министерства финансов Российской Федерации подлежат отмене по вышеназванным основаниям.

Поскольку не требуется устанавливать дополнительных обстоятельств и производить оценку новых доказательств, отмена судебных актов связана с неправильным применением судами в указанной части норм материального права, кассационный суд находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований Межрегиональной общественной организации «Добровольная организация содействия венным автомобилистам и механикам» в части взыскании денежных средств с Министерства финансов Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28 мая 2013 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 29 июля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-5141/13-47-48 отменить в части взыскания денежных средств с Министерства финансов Российской Федерации.

В указанной части в удовлетворении исковых требований Межрегиональной общественной организации «Добровольная организация содействия венным автомобилистам и механикам» отказать.

В остальной части решение от 28 мая 2013 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 29 июля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу оставить без изменения.

Председательствующий-судья О.И. Русакова

Судьи: С.В. Алексеев

Н.С. Калинина