ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
23 декабря 2013 года
Дело № А40-52555/13
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ворониной Е.Ю., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ" – ФИО1 дов. от 22.01.2013 г. № 204ЭПМ-01/2013
от ответчика (заинтересованного лица) ГУ МЧС России по г. Москве – не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 19.12.2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ"
на решение от 10.07.2013 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление (20.09.2013 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.,
по иску (заявлению) ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ"
о признании незаконным предписания
к ГУ МЧС России по г. Москве
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными пунктов 6 и 7 Предписания ГУ МЧС России по г. Москве (далее – Управление, административный орган) от 28.02.2013 г. №15 по устранению нарушений требований в области чрезвычайных ситуаций.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2013 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы поданной кассационной жалобы. Полагает вынесенные судебные акты незаконны и приняты с нарушением норм действующего законодательства.
Представитель Управления в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствии данного представителя.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, административным органом 07.02.2013 г. на основании распоряжения от 29.01.2013 г. №15 была проведена плановая выездная проверка деятельности общества, по адресу: <...>, в ходе которой выявлены нарушения положений Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказа МЧС РФ от 21.12.2005 г. №993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», а именно: не соответствуют установленным нормам объемы накопления средств индивидуальной защиты, их хранение, освежение и использование по предназначению для должностных лиц и работников организации; не соответствуют установленным нормам объемы накопления дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно-химических опасных веществ в военное и мирное время, их хранение и использованием по предназначению для должностных лиц и работников организации.
По данному факту 28.02.2013 г. обществу выдано предписание, которым предписано устранить выявленные нарушения.
В пунктах 6 и 7 выданного предписания установлено нарушение статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ, а также пунктов 3, 7 и 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 г. №993).
Посчитав выданное предписание в части указанных пунктов незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утв. приказом МЧС России от 21.12.2005 г. №993) накопление средствами индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Пунктом 7 Положения установлено, что обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
В силу пункта 9 Положения для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
На основании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 03.10.1998 г. №1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Согласно данному постановлению к особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, общество, расположенное в городе Москве, обязано соблюдать требования действующего законодательства с учетом распространяемых на города федерального значения особых требований.
Факт несоблюдения данных требований установлен в ходе проверки и отражен как в акте проверки, так и в выданном предписании.
В нарушении требований статьи 65 АПК РФ общество не представило в материалы дела доказательств соблюдения действующего законодательства.
Позиция подателя жалобы о вынесении оспариваемого предписания неуполномоченным лицом, исследовалась судами и обоснованно отклонена, поскольку в силу Положения о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 г. №303) именно Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномочено выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 г. по делу № А40-52555/13 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.А.Долгашева
Судьи: Е.Ю.Воронина
И.В.Туболец