ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-53914/2023 от 08.12.2023 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

08 декабря 2023 года

Дело № А40-53914/23

Арбитражный суд Московского округа

в составе судьи Стрельникова А.И.,

без вызова сторон,

рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства кассационную жалобу

ОАО «Российские железные дороги»

на решение от 19 июня 2023 года

Арбитражного суда г. Москвы,

на постановление от 07 сентября 2023 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

по иску ООО «СТМ-Сервис»

к ОАО «Российские железные дороги»

о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ООО «СТМ-Сервис» обратилось с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании 581.805 руб. 42 коп. долга, а также 29.090 руб. 27 коп. неустойки, начисленной за период с 27.09.2021г. по 14.03.2023г.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2023 года, исковые требования были удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца были взысканы 581.805 руб. 42 коп. задолженности, 26.000 руб. пени, а также 15.218 руб. расходы по оплате госпошлины, а в удовлетворении остальной части иска было отказано (л.д. 11-14, 36-39).

Дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просил обжалуемые решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В поступившем отзыве на жалобу истец просил обжалуемые акты оставить без изменения.

В соответствии с ч. 2 ст. 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.

Изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 30.04.2014 г. между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) был заключен договор № 284 на сервисное обслуживание локомотивов, в соответствии с которым заказчик поручил и обязался оплатить, а исполнитель принял на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов заказчика в порядке и сроки, определенные договором. Согласно договору, сервисное обслуживание – это проведение комплекса работ и оказания услуг по обслуживанию, обслуживанию непредвиденному, работ по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования (МПИ), а также работ по техническим решениям для продления срока службы локомотивов (РПСС-2, РПСС-3) в течение предусмотренного настоящим договором периода, направленных на поддержание локомотивов в технически исправном состоянии, позволяющем их эксплуатацию. Таким образом, предмет договора на сервисное обслуживание включает следующие категории: обслуживание, обслуживание непредвиденное и работы по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования (МПИ). При этом работы по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования (МПИ) - это проведение работ и оказание услуг по заводскому ремонту МПИ и закупке нового линейного оборудования, проводимые для целей обслуживания и обслуживания непредвиденного. В соответствии с разделом договора термины и определения, линейное оборудование - основное оборудование локомотивов, в том числе в виде МПИ. Линейное оборудование локомотивов включает в себя следующие позиции: дизели (включая коленчатый вал, турбокомпрессор, блок дизеля); тяговые электродвигатели (в т.ч. якоря и остовы); экипажная часть (колесные пары, рама и тележки); тяговые трансформаторы; тяговые генераторы; вспомогательные машины. Стороны в договоре в регламенте взаимодействия сторон согласовали следующий порядок сдачи-приемки и оплаты работ по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования. В соответствии с п. 3.1.18 договора, заказчик обязался оплачивать исполнителю работы по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования в пределах суммы, установленной п. 6.11 договора. В п. 4.1.12 договора установлена обязанность исполнителя производить работы по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования. Согласно п. 2.14.24 Регламента, исполнитель ежемесячно по окончанию отчетного периода на основании подтверждающих документов о проведенных работах по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования (МПИ) обязан сформировать акты выполненных работ по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования (МПИ) с указанием выполненного ремонта или приобретения нового оборудования. Согласно положениям п. 2.14.25-2.14.31 Регламента, подписанные со стороны исполнителя акты по форме приложения № 27 передаются заказчику, который обязан принять и подписать акты, либо представить исполнителю мотивированный отказ. При отсутствии мотивированного отказа акты считаются принятыми и должны быть отражены в бухгалтерском учете заказчика (ОАО «РЖД»).

Таким образом, работы по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования считаются принятыми, а их стоимость согласованной, с даты подписания сторонами акта выполненных работ по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования (МПИ) по форме приложения №27. В соответствии с п. 6.10. договора в редакции дополнительного соглашения № 10 от 31.08.2017г., стоимость работ по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования определяется как затраты на ремонт, транспортировку, включая, в случае необходимости, таможенные платежи, а также затраты на приобретение и транспортировку нового линейного оборудования - по согласованным сторонами ценам. Затраты по транспортировке нового линейного оборудования предъявляются к учёту и оплате заказчиком в размере 5% от стоимости единицы установленного нового линейного оборудования, в том числе узлов и деталей, закупаемых исполнителем у иностранных производителей. В п. 7.2. договора был установлен порядок оплаты.

В обоснование исковых требований истец указал, что в целях выполнения программы установки нового линейного оборудования за 2020 г. он по заданию заказчика приобрел для ответчика новое линейное оборудование - компрессор АКВ 5,25/1 ПУ2 №235. Необходимость приобретения компрессора была зафиксирована в задании заказчика - Программе установки нового и отремонтированного оборудования на 2020г., утвержденной заместителем генерального директора ОАО РЖД, Начальником Дирекции тяги ФИО1 Согласно п. 15.12 договора, исполнение обязательств по договору со стороны заказчика возлагается на Дирекцию тяги - филиал заказчика. Факт приобретения подтверждается универсальным передаточным документом № 103 от 23.01.2020г. Компрессор был оплачен истцом в полном объеме, при этом 20.04.2020г. последний установил компрессор на локомотив, что подтверждается приложенным к иску и подписанным ответчиком отчетом об установке по ф. приложения № 17 № 01 от 20.04.2020, а также актом об установке по ф. ТУ-161 № 1 от 20.04.2020.

25.08.2021 г. истец сформировал финансовый акт выполненных работ и передал на подпись ответчику в лице Эксплуатационного локомотивного депо Южно-Сахалинск, что подтверждается сопроводительным письмом от 25.08.2021 № 2/СТМ-21 и реестром передачи документов. Письмом от 03.09.2021 исх. № 750/ДВ-ТЧЭ-15 заказчик финансовый акт отклонил. При этом общая стоимость затрат истца на приобретение нового линейного оборудования составила 581.805,42 руб. 42 коп., в том числе 554.100,40руб., с НДС - стоимость компрессора и 27.705,02 руб. стоимость затрат истца по транспортировке в размере 5% согласно п. 6.10 договора. Согласно п. 7.1. договора, оплата сервисного обслуживания осуществляется заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя с учетом ранее выплаченного аванса в течение 30 календарных дней с даты получения от исполнителя полного комплекта документов.

Таким образом, у ответчика образовалась задолженность перед ООО «СТМ-Сервис» в размере 581.805 руб. 42 коп. Претензия, направленная в адрес ответчика, была оставлена последним без удовлетворения.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском о взыскании долга и пени, который был удовлетворен частично, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, удовлетворяя исковые требования в части, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 330, 333, 702, 711 ГК РФ, правомерно исходил из того, что ответчик в нарушение условий заключенного между сторонами договора на сервисное обслуживание локомотивов не оплатил приобретенное истцом оборудование.

При этом следует указать и о том, что суд в обжалуемых актах подробно рассмотрел и правомерно отклонил доводы ответчика, касающиеся отсутствия оснований для оплаты заявленного долга, поскольку указанные ответчиком обстоятельства не опровергали представленные истцом доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность исковых требований. В частности, суд верно указал на реальность установки спорного компрессора.

Кроме того, отклоняя довод ответчика о том, что истец понес затраты на приобретение компрессора самовольно, без согласования с заказчиком, суд верно отметил, что новое линейное оборудование было приобретено истцом по поручению ответчика в соответствии с подписанной сторонами программой ремонта на 2020 г. При этом ответчик не представил доказательств того, что истец не выполнил программу ремонта, либо приобрел во исполнение программы другое оборудование, не указанное в исковом заявлении.

С учетом изложенного, суд в обжалуемых актах правомерно установил обязанность ответчика по оплате долга в сумме 581.805 руб. 42 коп.

Помимо указанного, истцом было заявлено требование о взыскании неустойки в сумме 29.090 руб. 27 коп. на основании п. 12.4. договора. Принимая во внимание, что ответчиком были нарушены обязательства по договору, суд в обжалуемых актах с учетом применения ст.333 ГК РФ правомерно взыскал с ответчика пени лишь в сумме 26.000 руб. пени.

Что же касается доводов ответчика о недоказанности факта приобретения истцом компрессора, а также несоответствии подписи представителя ОАО «РЖД», то суд в постановлении, отклоняя их как несостоятельные, обоснованно исходил из нижеследующего. Так, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, на который ссылался ответчик, исследуются документы, не имеющие отношения к настоящему делу: акты-рекламации № 80-19 от 11.11.2019 г., 72-19 от 21.10.2019 г., 33-29 от 09.04.2019, 8-20 от 06.04.2020. Об этом прямо указано на стр. 3 постановления. Вышеуказанные акты-рекламации касаются факта выявления неисправности иного оборудования – дизельных двигателей. При этом, оспаривая подписи на документах, ОАО «РЖД» саму реальность хозяйственных операций не оспаривало, что прямо указано в постановлении. Ответчик указывает, что в электронном паспорте локомотива не указано спорное оборудование компрессор № 235. В соответствии с условиями договора 284 (п. 2.9.4. Регламента), исполнитель в день установки МПИ на обслуживаемые локомотивы формирует отчет об установке МПИ, переданных исполнителю для восстановления с последующей установкой на локомотивы, находящиеся на обслуживании. Отчет составляется в 2-х экземплярах (один остается у заказчика, второй у исполнителя). Также в подтверждение факта установки стороны составляют акт на установку по ф. ТУ-161. Таким образом, первичными техническими документами и допустимыми доказательствами являются отчет об установке (по форме приложения 17) и акт об установке ф. ТУ-161, которые были приложены к исковому заявлению. Подписание вышеуказанных документов (акты ф. ТУ-161, технический акт, отчёт об установке и т.д.) является принятием работ по заводскому ремонту и приобретению нового линейного оборудования и свидетельствует о правомерности заявленных требований. Взамен компрессора № 35 был установлен спорный компрессор № 235, что подтверждается дополнительным доказательством, а именно актом выполненных работ от 20.04.2020 г., подписанным представителями истца и ответчика. Более того, 29.06.2022 г. ответчик демонтировал с локомотива спорный компрессор 235 и передал его истцу для осуществления планового ремонта в объеме ТР-1, что подтверждается актом 105-12 от 29.06.2022, подписанным представителями истца и ответчика.

Таким образом, суд верно установил, что реальность установки компрессора № 235 подтверждается также дополнительными доказательствами. При этом акт осмотра от 16.05.2023 был составлен представителями ответчика, компетентные и уполномоченные представители истца на данный осмотр не вызывались, полномочия лиц, подписавших акт, ответчиком не представлены. Между тем, выкопировки из электронного паспорта не подтверждают доводы ответчика и лишь свидетельствуют о некорректном ведении электронных паспортов со стороны ОАО «РЖД» и ООО «СТМ-Сервис». Кроме того, реальность приобретения компрессора № 235 также подтверждается УПД № 103 от 23.01.2020 г., согласно которому истец приобрел спорное оборудование у поставщика – ООО «Челябинский компрессорный завод». Оборудование было оплачено истцом в полном объеме.

Ссылка ответчика на пункт 2.3.3. договора, в соответствии с которым стороны составляют совместный акт о достижении оборудованием износа, не позволяющего его эксплуатацию, также является несостоятельной, поскольку данный пункт договора расположен в разделе 2 - Содействие и касается оборудования, средств измерений, зданий, сооружений, которые переданы ответчиком истцу в порядке содействия и используются последним при осуществлении сервисного обслуживания, то есть данный пункт не регламентирует вопросы эксплуатации линейного оборудования локомотивов и источником регулирования отношений по приобретению нового линейного оборудования не является.

Таким образом, исходя из представленных в материалы дела доказательств и конкретных обстоятельств дела, суд в обжалуемых актах обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении иска, поскольку ответчик в нарушение условий договора не оплатил приобретенное оборудование, тогда как с учетом вышеизложенных обстоятельств был обязан оплатить стоимость затрат истца на приобретение нового линейного оборудования в сумме 581.805,42 руб. 42 коп., в том числе 554.100,40 руб., с НДС - стоимость компрессора и 27.705,02 руб. - стоимость затрат истца по транспортировке в размере 5%, с чем согласна и кассационная инстанция. При этом следует указать и о том, что суд исследовал все фактические обстоятельства дела и дал соответствующую правовую оценку спорным отношениям, хотя об обратном и было указано в жалобе.

Приведенные ответчиком доводы о фальсификации документов надлежащими и допустимыми доказательствами не были подтверждены, при этом суд апелляционной инстанции верно отметил, что в суде первой инстанции ни заявление о фальсификации доказательств, ни ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы ответчиком заявлено не было.

Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 июня 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2023 года по делу № А40-53914/23 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, настоящее постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.

Судья А.И. Стрельников