ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-548/10 от 17.02.2010 АС города Москвы

г. Москва Дело № А40-548/10-122-7

26 февраля 2010 года

Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2010 года

Арбитражный суд в составе:

Судьи: Девицкой Н.Е.

Протокол вел судья: Девицкая Н.Е.

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению  ООО «Новые строительные технологии»

к заинтересованному лицу: ОАТИ г. Москвы

об оспаривании постановления от 17.12.2009 года № 10-Д01-282 о привлечении юридического лица к административной ответственности

При участии:

от заявителя: не явился, извещен,

от ответчика: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Заявитель оспаривает постановление от 17.12.2009 года № 10-Д01-282 о привлечении юридического лица к административной ответственности.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемое постановление не содержит объективную сторону вменяемого административного правонарушения, а также ответчиком нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности.

Ответчик представил заверенные копии материалов дела об административном правонарушении, отзыв, согласно которому возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом постановлении, со ссылкой на его законность и обоснованность.

Судебное заседание проведено в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения. Доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказа­тельства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их сово­купности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заяви­теля заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения админи­стративного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, ус­танавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявше­го оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответст­венности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Судом проверено и установлено, что срок на обращение в суд заявителем соблюден.

Как следует из материалов дела, на основании протокола об административном правонарушении от 15.12.2009 года, составленным главным инспектором АТИ по Зеленоградскому АО ФИО1 в присутствии ФИО2, действующего по доверенности от 06.11.2009 года № 47, начальником АТИ по г. Зеленограду ФИО3 в присутствии вышеуказанного представителя рассмотрено административное дело в отношении Общества, по результатам рассмотрения которого должностным лицом ответчика вынесено оспариваемое постановление от 17.12.2009 года № 10-Д01-282 о привлечении юридического лица к административной ответственности, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.4 КоАП г. Москвы, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно п. 4 ст. 16.3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, принятого Законом г. Москвы от 21.11.2007г. № 45, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.4 настоящего Кодекса, рассматривает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий контроль в сфере внешнего благоустройства городских территорий.

Таким органом является ОАТИ г.Москвы.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.5 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 16.3 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 16.4 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом установлено, что протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами ответчика. Срок привлечения к административной ответственности соблюден.

Признавая постановление незаконным, и отменяя его, арбитражный суд исходил из следующего.

В ходе изучения материалов административного дела судом установлено, что выводы административного органа о совершении заявителем административного правонарушения основаны на доказательствах, полученных с нарушением закона, что недопустимо в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, а именно.

В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что протокол об административ­ном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено ответчика с нарушением требований ст.ст. 25.1, 25.4, 28.2 и 29.7 КоАП РФ без участия законного представителя Общества, не извещенного над­лежащим образом о дате, месте и времени проведения указанных процессуальных действий надлежащим образом.

В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен от 15.12.2009 года № 10-Д01-282с уча­стием представителя ФИО2, действовавшего на основании доверенности от 06.11.2009 г., которая, хотя и соответствует тре­бованиям ст.ст. 186 и 186 ГК РФ, однако не может быть принята в качестве доказательства надлежащего извещения законного представителя заявителя о дате, месте и времени со­ставления протокола об административном правонарушении, поскольку не содержит указа­ния на номер или на иные реквизиты административного дела или административного про­изводства.

Согласно п.24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших и судебной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях» суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представ­ление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном администра­тивном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Согласно ст.25.4 КоАП РФ и п.24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответ­ствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является за­крытым. В связи с этим, судам необходимо учитывать, что представитель юридического ли­ца, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение самого законного представителя.

Как отмечено выше, дело об административном правонарушении рассмотрено с участием вышеуказанного представителя.

Таким образом, данное процессуальное нарушение ст.28.2. 29.7 КоАП РФ, с учетом разъяснений, изло­женных Высшим Арбитражным Судом РФ в п. 17 Постановления пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. № 2, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. №  10, является самостоятельным основанием для признания постановления административного органа о привлечении к административной ответственности незаконным и отмене.

Согласно ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соот­ветствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответ­ственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое реше­ние принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд прини­мает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании ст.ст. 1.5. 2.1. 2.2, 2.10, 26.1, 26.2, 26.1 1, 28.2, 29.6-29.7, 29.10 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 66. 71, 123, 156, 167-170, 176, 180, 181, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным полностью и отменить постановление ОАТИ г. Москвы от 17.12.2009 года № 10-Д01-282 о привлечении юридического лица к административной ответственности, вынесенное в отношении ООО «Новые строительные технологии» (адрес: 124460, г. Москва, <...>).

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.Е. Девицкая