ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-55560/2017 от 28.02.2018 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

06 марта 2018 года

Дело № А40-55560/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2018 года

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,

судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от заявителя: общества с ограниченной ответственностью «ФармЭнерго» – Веснина С.Ю., доверенность от 26 февраля 2018 года;

от заинтересованного лица: Министерства энергетики РФ – Горшков М.С., доверенность от 22 ноября 2016 года ;

от третьего лица: Администрации города Красноярска – Калужских Т.И., доверенность от 26 января 2017 года;

рассмотрев 27 февраля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ФармЭнерго»

на решение от 24 июля 2017 года,

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Кастальской М.Н.

на постановление от 30 октября 2017 года,

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Свиридовым В.А., Захаровым С.Л., Чеботаревой И.А.

по делу № А40-55560/2017,

по заявлению ООО «ФармЭнерго»

к Министерству энергетики РФ,

третье лицо: Администрация города Красноярска,

о признании недействительным приказа,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ФармЭнерго» (далее – ООО «ФармЭнерго», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго РФ) о признании недействительным приказа от 28 декабря 2016 года № 1442 об утверждении Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года; об обязании Минэнерго РФ вернуть Схему теплоснабжения города Красноярска до 2033 года (Доработанный проект) на доработку в Администрацию города Красноярска.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2017 года, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с выводами судов, ООО «ФармЭнерго» обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права. По мнению заявителя, выводы судов об отсутствии необходимости проведения повторных публичных слушаний противоречит как нормам права, так и правоприменительной практике, суд не провел исследование ненормативного правового акта в полной совокупности (со схемой теплоснабжения) на предмет нарушения принципов разработки схем теплоснабжения, в результате неправильного определения полноты обжалуемого акта, заявителю было неправомерно отказано в проведении экспертизы по делу, обстоятельство о проведении экспертизы схемы теплоснабжения Минэнерго РФ суд посчитал установленным фактом, тогда как в решение и в материалах дела отсутствуют доказательства данного факта.

В судебном заседании представитель ООО «ФармЭнерго» поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители Минэнерго РФ и Администрации города Красноярска, в судебном заседании и представленных отзывах, возражали против удовлетворения кассационной жалобы, указав при этом на законность и обоснованность судебных актов.

Отзывы Минэнерго РФ и Администрации города Красноярска на кассационную жалобу, поданные в соответствии с требованиями статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, приказом Минэнерго РФ от 28 декабря 2016 года № 1442 утверждена Схема теплоснабжения города Красноярска до 2033 года.

ООО «ФармЭнерго» посчитав указанный приказ нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд с настоящим заявлением. Свои требования мотивирует несоответствием Схемы теплоснабжения города Красноярска пункту 7 статьи 23 Закона о теплоснабжении, пунктам 12, 13 , 14, 16, 18 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. По мнению заявителя, Схема теплоснабжения, разрабатывалась без участия представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, регулирующих органов, путем доработки «внутри» ведомства, не прошла этап обязательных публичных слушаний, несмотря на кардинальные изменения схемы, текст схемы был предан публичности только лишь с одновременным опубликованием на сайте Администрации г. Красноярска Приказа об ее утверждении. Также, в нарушение пунктов 7, 8, 5 статьи 3 Закона о теплоснабжении, пункта 16, пп.е), г) пункта 6 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, Схема теплоснабжения содержит целый ряд существенных недостатков, нарушающих принципы недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности, экологической безопасности теплоснабжения, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. Вопреки требованиям пунктов 12,15,16 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, пункта 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции утверждаемая Схема теплоснабжения, фактически закрепила созданные условия устранения с рынка хозяйствующих субъектов и создании монополии.

Осуществляя проверку законности оспариваемого приказа Минэнерго РФ по доводам заявителя суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого ненормативного акта закону.

Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (пункт 1 статьи 1 Закона о теплоснабжении).

Для целей Закона о теплоснабжении под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 20 статьи 2).

В соответствии с пунктами 1, 2, 11 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся разработка государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии России, утверждение правил организации теплоснабжения, требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.

В силу части 7 статьи 23 Закона о теплоснабжении требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение части 7 статьи 23 Закона о теплоснабжении, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 утверждены Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения (далее – требования).

Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения. (Часть 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении).

Как следует из пункта 2 Требований, проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти городов федерального значения размещают информацию о разработке проекта схемы теплоснабжения, материалы по разрабатываемой и (или) ранее утвержденной схеме теплоснабжения, проекты схем теплоснабжения соответственно на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органов исполнительной власти городов федерального значения в сети Интернет (пункт 7 Требований).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 3 календарных дней с даты принятия решения о начале разработки схемы теплоснабжения размещают на официальном сайте уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения и информацию о порядке предоставления сведений, предусмотренных пунктом 10 настоящего документа (пункт 8 Требований).

Юридическое лицо, приступившее к разработке проекта схемы теплоснабжения, направляет в органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны разместить на официальном сайте указанное уведомление в течение 3 календарных дней с даты его поступления (пункт 9 Требований).

Пунктами 11, 12, 13 Требований предусмотрено, что проект схемы теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте.

Рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения.

Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней.

Судами установлено, что на сайте администрации г. Красноярска 16 марта 2015 года опубликован проект «Схема теплоснабжения г. Красноярска до 2033 года».

Постановлением Администрации города Красноярска от 20 апреля 2015 года № 235 публичные слушанию по проекту Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года назначены на 18 мая 2015 года.

В публичных слушаниях приняло участие 2157 человек из числа представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, регулирующих и контролирующих органов.

Как установлено судами, по результатам публичных слушаний в Администрацию города Красноярска поступило 283 замечания и 66 предложений. Все замечания и предложения рассмотрены.

Согласно письмам администрации города Красноярска от 26 мая 2015 года N 01-3934, от 18 декабря 2015 года N 01-10636, от 7 июня 2016 года N 01-4013 и от 22 декабря 2016 года N 08/5926-гх в составе направляемых в Минэнерго РФ документов также содержались протокол публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения города Красноярска и заключение о результатах публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения города Красноярска.

Судами сделан обоснованный вывод о соблюдении Минэнерго РФ общих принципов разработки и утверждения схемы теплоснабжения при принятии оспариваемого приказа.

Вопреки доводам ООО «ФармЭнерго» о нарушении при принятии оспариваемого приказа положений Требований, выразившихся в проведении публичных слушаний только при первоначальном рассмотрении проекта схемы, в то время как схема теплоснабжения направлялась на доработку четыре раза, отсутствует установленная законом процедура проведения публичных слушаний по проектам схем, в ходе их доработки по замечаниям Министерства энергетики Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения процедура доработки проекта схемы теплоснабжения и проведения повторных публичных слушаний не регламентирована, обязанность повторного проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения, доработанного по результатам рассмотрения поступивших замечаний, отсутствует.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о соблюдении Администрацией города Красноярска процедуры проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения, а доводы заявителя о нарушении процедуры публичных слушаний не указывают на нарушение каких-либо норм права и, по сути являются несогласием Заявителя с рекомендациями, подготовленными по результатам публичных слушаний, а также с тем, что разработчиком проекта схемы теплоснабжения не учтены отдельные замечания и предложения, поступившие после размещения проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте администрации города Красноярска.

Несостоятельны доводы заявителя о том, что судами не проведено исследование ненормативного правового акта в полной совокупности на предмет нарушения принципов разработки схем теплоснабжения, поскольку соответствие схемы теплоснабжения города Красноярска принципам разработки схем теплоснабжения с технической точки зрения не являлось предметом оспаривания в рамках настоящего дела. Доводы заявителя, сводящиеся по существу к нарушению процедуры принятия и утверждения схемы теплоснабжения судами рассмотрены и обоснованно отклонены.

Что же касается доводов заявителя относительно нарушений судами норм процессуального права, выразившихся в отказе в проведении экспертизы по ходатайству заявителя, то они также несостоятельны и не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку вопросы о правомерности проведения либо не проведения повторных публичных слушаний, соблюдения требований действующего законодательства при утверждении оспариваемой схемы, не требуют специальных познаний, в силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в компетенцию арбитражного суда входит определение норм права, подлежащих применению при рассмотрении и разрешении конкретных дел.

В части доводов ООО «ФармЭнерго», что Схема теплоснабжения города Красноярска до 2033 года содержит ряд существенных недостатков, в том числе технических, нарушающих принципы недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности, экологической безопасности теплоснабжения, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей в нарушение пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении, пункта 6 Требований, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений в действиях Минэнерго РФ в данной части.

На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кассационная инстанция соглашается с выводами судов о том, что оспариваемый приказ Минэнерго РФ соответствует требованиям законодательства о теплоснабжении, а связи с тем, что обоснованные предложения участников рынка теплоснабжения города Красноярска, в том числе ООО «ФармЭнерго», могут быть рассмотрены в рамках проведения ежегодной актуализации схемы теплоснабжения, отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2017 года по делу № А40-55560/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий-судья Р.Р. Латыпова

Судьи В.В. Кузнецов

Е.А. Ананьина