ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
01 ноября 2023 года Дело № А40-55994/23
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 10.08.2023;
от заинтересованных лиц: от ФНС России: ФИО2, доверенность от 21.09.2023; от Минцифры России: ФИО3, доверенность от 23.11.2021;
рассмотрев 25 октября 2023 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованных лиц - ФНС России и Минцифры России
на решение от 12 мая 2023 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 02 августа 2023 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-55994/23
по заявлению АО «РАСУ»
об оспаривании действий и решения
к ФНС России, Минцифры России,
УСТАНОВИЛ:
АО «РАСУ» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФНС России (далее - налоговый орган) и Минцифры России (далее - министерство) о признании незаконными действий налогового органа по предоставлению недостоверных сведений в адрес министерства об отсутствии по состоянию на 01.11.2022 согласия от общества, обеспечивающего возможность раскрытия сведений, необходимых для принятия решения о сохранении государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, о признании недействительным решения министерства об аннулировании аккредитации общества как организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФНС России и Минцифры России обратились с кассационными жалобами, в которых ФНС России просит решение и постановление отменить в части удовлетворения требований к ФНС России и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к ФНС России в полном объеме, Минцифры России просит решение и постановление отменить в части удовлетворения требований к Минцифры России и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к Минцифры России в полном объеме.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованных лиц поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании решения министерства от 22.06.2022 № АО-20220622-5629612237-3 о предоставлении государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, общество внесено в реестр аккредитованных организаций за номером 29273.
В ответ на запрос общества министерство прислало выписку из реестра аккредитованных организаций от 27.12.2022 № АО-20221227-11444152878-3, согласно которой аккредитация общества аннулирована с 20.12.2022.
На письмо общества от 29.12.2022 № 341-1/22630 министерство ответным письмом от 23.01.2023 № П11-2-05-200-3988 сообщило, что аккредитация общества аннулирована в соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1729 (далее - Постановление № 1729), на основании информации, представленной налоговым органом об отсутствии по состоянию на 01.11.2022 согласия от общества, обеспечивающего возможность раскрытия сведений, необходимых для принятия решения о сохранении государственной аккредитации.
Посчитав действия налогового органа по предоставлению недостоверных сведений в адрес министерства незаконными, а решение министерства об аннулировании аккредитации общества недействительным, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно подпункту «д» пункта 4 Положения, государственную аккредитацию вправе получить организация, которая соответствует следующим критериям, в частности: организация обеспечивает возможность раскрытия уполномоченному органу сведений за предыдущий и текущий годы (в случае если организация подает документы на получение государственной аккредитации в течение года, в котором она зарегистрирована, за текущий год) и на период не менее двух календарных лет после подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации, представив в налоговые органы соответствующее согласие в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации.
Согласно подпунктам «б» и «ж» пункта 22 Положения, государственная аккредитация аннулируется уполномоченным органом, в том числе, в случаях, если организация не соответствует критериям, предусмотренным пунктом 25(1) настоящего Положения; организацией представлены недостоверные сведения о соответствии условиям, предусмотренным пунктами 4-10 настоящего Положения, и (или) критериям, предусмотренным пунктом 25(1) настоящего Положения.
В соответствии с требованиями пункта 15 Положения и приложения № 2 «Перечень документов (сведений), необходимых для получения государственной аккредитации» к Положению, именно налоговый орган передает в адрес министерства сведения о наличии согласия на раскрытие информации уполномоченному лицу.
Таким образом, суды правомерно заключили, что решение об аннулировании государственной аккредитации принимается министерством на основании сведений, представленных налоговым органом, о наличии/отсутствии согласия, обеспечивающего возможность раскрытия необходимых сведений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, указанное согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, общество направило по месту налогового учета в ИФНС России № 24 по г. Москве 18.10.2022 посредством ТКС, то есть исполнило требования подпункта «д» пункта 4 Положения. Таким образом, общество дало согласие на признание общедоступными следующих сведений: код 0200 - сведения об организации; код 0300 - сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности; код 0500 - сведения, полученные по результатам налогового контроля; код 0600 - сведения о сумме налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов исчисленных организации; код 1000 - сведения об объектах налогообложения; код 1100 - сведения из налоговых деклараций (расчетов); код 1300 - сведения о страховых взносах; код 1400 - иное в части сведений о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС.
Данное согласие направлено в налоговый орган 18.10.2022, то есть до опубликования министерством 20.10.2022 на сайте https://digital.gov.ru информации о том, что ИТ-компаниям необходимо направить согласие на раскрытие налоговой тайны до 31.10.2022 в соответствии с инструкцией министерства по направлению согласия и указанием кода комплекта сведений - 20009.
Поскольку общество не применяет пониженные тарифы страховых взносов, для подтверждения соответствия критериям необходимы сведения о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений и о доходах организации (по данным бухгалтерской отчетности организации).
Общество дало согласие на признание общедоступными, в том числе, сведений по коду 1100 - сведения из налоговых деклараций (расчетов) и по коду 1300 - сведения о страховых взносах.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что согласие общества, направленное в налоговый орган, в полной мере соответствует требованиям подпункта «д» пункта 4 Положения, так как оформлено по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы» (далее - Приказ № ММВ-7-17/615@), действующим на момент подачи согласия, и обеспечивает возможность раскрытия сведений об обществе в указанной части любым лицам, в том числе федеральным органам исполнительной власти, в частности, министерству.
Кроме того, суды правомерно указали, что в приложении № 3 к Приказу № ММВ-7-17/615@ приведен справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными, который не содержит код 20009.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что неуказание кода 20009 в согласии от 18.10.2022 не является препятствием для раскрытия сведений об обществе, необходимых для принятия решения уполномоченным органом о сохранении государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
Суды отметили, что на момент возникновения спорных отношений действовала редакция Положения от 30.09.2022 (окончание действия редакции - 23.02.2023).
При этом суды указали, что по утверждению налогового органа, министерство запрашивало только сведения об организациях, представивших согласия по коду 20009, в связи с чем налоговый орган предоставлял именно информацию по коду 20009.
Вместе с тем, суды установили, что при подготовке ответа на письмо общества от 29.12.2022 № 341-1/22630 министерство письмом от 09.01.2023 № МП-П11-085-238 просило налоговый орган подтвердить информацию об отсутствии согласия общества по состоянию на 01.11.2022. В данном письме министерство не указывало код 20009, но в ответном письме от 17.01.2023 № 19-1-01/0001 налоговый орган сообщил о том, что от общества поступило согласие с некорректно заполненным полем «Иные сведения» (не указан код 20009), то есть налоговый орган повторно предоставил недостоверные сведения.
Министерство и налоговый орган, как правомерно заключили суды, должны были руководствоваться при обмене информацией совокупностью пунктов 4, 5, 6 Положения и запрашивать, а также предоставлять сведения о наличии согласия, обеспечивающего возможность раскрытия сведений о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, а также о доходах организации (по данным бухгалтерской отчетности организации), а не о наличии кода 20009.
Довод налогового органа о том, что согласие общества не соответствовало требованиям Положения, правомерно отклонен судами в связи со следующим.
Суды установили, что общество направило согласие 18.10.2022 по форме Приказа № ММВ-7-17/615@, действующего в спорный период, в котором приведен справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными, который не содержит код 20009. Другие нормы права также не содержали сведения о коде 20009 на момент подачи согласия.
Руководствуясь справочником, общество дало согласие на признание общедоступными, в том числе, следующих сведений: по коду 1100 - сведения из налоговых деклараций (расчетов); по коду 1300 - сведения о страховых взносах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Сведения по коду 1100 представляются в налоговый орган в соответствии с формой по КНД 1151006 «Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций», утвержденной приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме», и содержат информацию о доходах организации.
Сведения по коду 1300 представляются в налоговый орган в соответствии с формой по КНД 1151111 «Расчет по страховым взносам», утвержденной приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875(R) «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме» (с отчетности за I квартал 2023 года применяется форма, утвержденная приказом ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме»).
Согласно письму ФНС России от 28.11.2022 № ЗГ-3-11/13312@, для расчета среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений используются сведения из раздела 3 расчета по страховым взносам, форма и порядок заполнения которого утверждаются приказом ФНС России.
Учитывая изложенное, суды правомерно указали, что сведения о доходах организации и среднемесячном размере выплат можно получить не только по коду 20009 (включающему данные сведения), но и по кодам 1100 и 1300, соответственно. Код 20009 в данном случае уточняет, что сведения организации будут раскрыты налоговым органом только по запросу министерства.
Вместе с тем, суды обоснованно отметили, что согласие общества обеспечивает возможность раскрытия сведений в указанной части любым лицам, в том числе федеральным органам исполнительной власти, в частности, министерству.
Более того, довод налогового органа о том, что код 1300 не позволяет раскрыть сведения, обоснованно отклонен судами, так как не подтверждается нормами права и является полностью противоположным доводу налогового органа, изложенному в отзыве от 04.05.2023 № 7-5-02/0031, так как в четвертом абзаце страницы 5 указанного отзыва налоговый орган пришел к выводу о том, что согласие, направленное обществом, в полной мере обеспечивало возможность предоставления в адрес министерства сведений, предусмотренных пунктом 15 Положения (в том числе о доходах организации и среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений).
Таким образом, суды обоснованно отметили, что общество указало в согласии от 18.10.2022 сведения, которые позволяют министерству получить информацию о доходах организации и среднемесячном размере выплат, соответственно, цель предоставления согласия достигнута.
Довод налогового органа о том, что информация о необходимости указания кода 20009 в согласии на раскрытие налоговой тайны находилась в открытом доступе, обоснованно отклонен судами ввиду того, что документальные доказательства данного факта налоговый орган не предоставил, так как такой информации в классификаторе не было на момент подачи согласия.
Суды правомерно отметили, что после вступления в силу приказа ФНС России от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1085@ «Об утверждении документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации» общество направило 16.01.2023 в адрес ИФНС России № 24 по г. Москве согласие по новой форме с указанием кода 20009.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2023 года по делу № А40-55994/23 оставить без изменения, кассационные жалобы ФНС России и Минцифры России - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи О.В. Анисимова
Е.Е. Шевченко