ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-56312/09-152-415 от 24.12.2009 АС Московского округа

ДП

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КА-А40/13269-09

г. Москва

28 декабря 2009 года

Дело № А40-56312/09-152-415

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2009 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Туболец И.В.

судей Ворониной Е.Ю., Летягиной В.А.

при участии в заседании:

от заявителя ФИО1, дов. от 03.06.2009 № 1080, паспорт 46 99 251567

от административного органа ФИО2, дов. от 22.12.2009 № 73-01-05/2043, паспорт 22 09 475386

рассмотрев 24 декабря 2009 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения здравоохранения Клиническая больница № 83 Федерального медико-биологического агентства

на решение от 25.06.2009

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Роговым А.Н.,

на постановление от 10.09.2009 № 09АП-13321/2009-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Гончаровым В.Я., Векличем Б.С., Пронниковой Е.В.,

по делу № А40-56312/09-152-415

по заявлению Федерального государственного учреждения здравоохранения Клиническая больница № 83 Федерального медико-биологического агентства о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение здравоохранения Клиническая больница № 83 Федерального медико-биологического агентства (далее – клиническая больница № 83) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве (далее - ТУ Росфиннадзора в г. Москве, административный орган) от 30.04.2009 № 10-21/79 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее - КоАП РФ).

Решением названного арбитражного суда от 25.06.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009, в удовлетворении заявленного по делу требования отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, больница подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалась на отсутствие правовых оснований для привлечения его к административной ответственности.

В отзыве на жалобу ТУ Росфиннадзора в г. Москве возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.

В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель административного органа возражал против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит подлежащими отмене обжалованные акты судов двух инстанций по следующим основаниям.

Как установлено судами двух инстанций, в ходе проведенной проверки использования средств федерального бюджета, выделенных в 2008 году на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» по направлению «Высокотехнологичные виды медицинской помощи» (далее - ВМП), выявлен факт использования клинической больницей № 83 средств федерального бюджета, выделенных на выполнение государственного задания по оказанию ВМП, на цели, не предусмотренные приказами Минздравсоцразвития России от 28.12.2007 № 812, от 27.08.2008 № 458н «О государственном задании на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году», утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и регламентирующими порядок выделения указанных средств.

В частности, за счет средств федерального бюджета, полученных по целевой статье расходов 4700200 «Высокотехнологичные виды медицинской помощи», экономической статье расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (код классификации расходов бюджетов Российской Федерации 388.0901.4700200.001.340) по платежному поручению от 24.11.2008 № 4749 произведена оплата дезинфекционных средств (кожного антисептика) на сумму 1900 руб. 80 коп.

Выявленное правонарушение зафиксировано в акте проверки от 18.03.2009, протоколе об административном правонарушении от 31.03.2009, на основании которых ТУ Росфиннадзора в г. Москве 30.04.2009 вынесло постановление № 12-21/79 о привлечении клинической больницы № 83 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 руб.

Больница оспорила это постановление в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленного по делу требования, суды двух инстанций признали доказанным факт совершения больницей вменяемого административного правонарушения, т.к. приобретение дезинфекционных средств по коду 388.0901.4700200.001.340 классификации расходов бюджетов Российской Федерации не предусмотрено и свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.

Что касается процедуры привлечения к административной ответственности, то суды признали ее соблюденной.

Вывод судов двух инстанций о наличии в действиях клинической больницы № 83 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, является ошибочным.

В 2008 году порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации регламентировался Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н, которыми было предусмотрено, что по целевой статье расходов 4700200 «Высокотехнологичные виды медицинской помощи» отражаются расходы на финансовое обеспечение оказания ВМП гражданам России федеральными медицинскими учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, осуществляемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственным заданием на оказание ВМП гражданам России, утверждаемым Минздравсоцразвития России.

Государственное задание на оказание ВМП гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2007 № 812.

Приказами названного министерства от 28.12.2007 № 812, от 27.08.2008 №458н утверждены нормативы финансовых затрат на оказание ВМП, включающие в себя следующие расходы в расчете на одного пролеченного больного: на оплату труда работников с учетом начисления на заработную плату – в среднем до 30% от норматива финансовых затрат; на приобретение медикаментов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов (имплантов, имплантатов, других изделий медицинского назначения, вживляемых в организм человека, и т.д.), предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравсоцразвития России – в среднем до 60 % от норматива финансовых затрат; на приобретение, техническое обеспечение и ремонт медицинского оборудования, используемого при оказании ВМП – в среднем до 10 % от норматива финансовых затрат) указанные средства федерального бюджета предусмотрены по статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 211 «Заработная плата», 213 «Начисление на оплату труда», подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества», 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Указаниями Минфина России, утвержденными приказом от 24.08.2007 № 74н,  было предусмотрено отнесение на статью 340 (увеличение стоимости материальных запасов) в числе прочих расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на приобретение медикаментов.

Пунктом 1 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных материалов и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747 (с изменениями от 30.12.1987), дезинфекционные средства отнесены к числу медикаментов.

Из изложенного следует, что список медикаментов, предназначенных для обеспечения оказания ВМП и приобретаемых по статье классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»¸ конкретно не определен. В приказах Минздравсоцразвития России указано на то, что в состав финансовых затрат на оказание ВМП включены расходы в расчете на одного пролеченного больного на приобретение медикаментов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов (имплантов, имплантатов, других изделий медицинского назначения, вживляемых в организм человека, и т.д.), предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравсоцразвития России. Дезинфекционные средства относятся к числу медикаментов. Указаний о запрете закупки дезинфицирующих средств по данному коду в приказе Минфина России от 24.08.2007 № 74. не имеется

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что расходы клинической больницы № 83 на приобретение дезинфекционных средств, необходимых для выполнения государственного задания по оказанию ВМП, произведенные по целевой статье расходов 4700200 «Высокотехнологичные виды медицинской помощи» по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» за счет средств федерального бюджета, не являются нецелевым использованием средств федерального бюджета и в действиях больницы отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ..

Данный факт также подтверждается письмами Минфина России от 22.07.2009 №12-03-09/3223 и Минздравсоцразвития России от 19.10.2009 № 26-3-7735, согласно которым закупка дезинфекционных средств в рамках выполнения государственного задания по оказанию ВМП не считается нецелевым использованием средств федерального бюджета.

На основании изложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене как несоответствующие законодательству и представленным в дело доказательствам.

Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены судами двух инстанций, суд кассационной инстанции считает возможным вынести новое решение по делу о признании незаконным и отмене оспоренного по делу постановления ТУ Росфиннадзора в г. Москве от 30.04.2009 № 10-21/79 о привлечении клинической больницы № 83 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.14 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 июня 2009 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2009 года по делу № А40-56312/09-152-415 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве от 30.04.2009 № 10-21/79.

Председательствующий И.В.Туболец

Судьи Е.Ю.Воронина

В.А.Летягина