ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
04.12.2023
Дело № А40-56559/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2023
Полный текст постановления изготовлен 04.12.2023
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от небанковской кредитной организации акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий»: ФИО1 по доверенности от 24.04.2023, паспорту;
от Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы: ФИО2 по доверенности от 29.12.2021, паспорту;
от государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости»: не явился, извещён;
от Департамента экономической политики и развития города Москвы: ФИО3 по доверенности от 09.03.2023, паспорту;
рассмотрев 29.11.2023 в судебном заседании кассационную жалобу небанковской кредитной организации акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2023,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023
по делу № А40-56559/2023
по заявлению небанковской кредитной организации акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий»
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, государственному бюджетному учреждению города Москвы «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости»
третье лицо: Департамент экономической политики и развития города Москвы
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (далее - организация, НКО АО «НРД» обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - инспекция) и Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости» (далее - Учреждение, ГБУ «МКМЦН), выразившиеся в составлении Акта о фактическом использовании нежилого здания для целей налогообложения от 26.12.2022 N 91230681/ОФИ из содержания которого следует, что нежилое здание с кадастровым номером: 77:01:0003017:3640, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 13 925,9 кв. м фактически используется для размещения офисов и объектов общественного питания на 56,75% (пункты 6.4 и 6.5. Акта).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе организация просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель организации поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представитель департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен в материалы дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что организации на праве собственности принадлежит нежилое здание с КН 77:01:0003017:3640, общей площадью 13 925,9 кв. м, расположенное по адресу: <...> (далее – «Объект недвижимости»).
Указанный объект недвижимости является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база в отношении которых в соответствии с ч. 1 ст. 378.2 НК РФ определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2.3 статьи 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 процентов исчисленной суммы налога в отношении зданий (строений, сооружений), указанных в пункте 1 статьи 1.1 Закона № 64, если по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 1 января года, предшествующего налоговому периоду, за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода, установлено, что менее 20 процентов их общей площади используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с письмом Департамента финансов города Москвы от 13 июля 2015 года № 90-01-01-05-126/15 «О налоге на имущество организаций» по вопросу применения льготы по налогу на имущество организаций, установленной пунктом 2.3 статьи 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», основанием для подтверждения льготы является акт обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, составленный Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Налогоплательщики, являющиеся собственниками здания или помещения в нем, вправе подать заявление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания в целях предоставления льготы.
На территории города Москвы во исполнение ст. 378.2 НК РФ принят и действует порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения определен постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 № 257-ПП (далее - порядок). Настоящий порядок определяет порядок осуществления органами исполнительной власти города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений (далее - объекты нежилого фонда) для целей налогообложения.
Согласно п. 1.2 Порядка, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости» (далее - ГБУ «МКМЦН»).
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и ГБУ «МКМЦН» по итогам проведения мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003017:3640 общей площадью 13 925,9 кв. м, расположенного по адресу: <...>, составлен Акт № 91230681/ОФИ от 26.12.2022 (далее – акт). Согласно выводам, положенным в основу Акта, нежилое здание используется под офисные цели, в объеме 56,75% от общей площади здания.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Согласно предоставленным в дело доказательствам и с учетом статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Акт Инспекции от 26.12.2022 № 91230681/ОФИ составлен в соответствии с законодательством и надлежащим образом подтверждает фактическое использование Здания.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 части 3 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
При этом, согласно пункту 1.4 Постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП «О порядке определения вида фактическогои использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения» (далее - Постановление № 257-ПП) под офисом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1.3 Порядка определено, что мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется Инспекцией на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных ГБУ «МКМЦН».
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного мероприятия работник ГБУ «МКМЦН», уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Инспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка в случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников ГБУ «МКМЦН» в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, Акт, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Суды установили, что инспекцией проведено мероприятие по определению вида фактического использования в отношении здания, по результатам которого составлен Акт от 26.12.2022 № 91230681/ОФИ. Акт составлен с доступом в Здание.
Исследовав представленные доказательства, в том числе фототаблицу, являющуюся неотъемлемой частью Акта 2022 года, суды пришли к выводу о подтвержденности факта использования здания в целях размещения офиса НКО «АО «Национальный расчетный депозитарий». В соответствии с заключительной частью Акта Здание используется для размещения офисов и объектов общественного питания - 56, 75%.
Суды установили, что акт обследования, составленный в отношении Здания, подтверждает использование его для размещения офиса.
Судами установлено, что здание принадлежит Небанковской кредитной организации АО "Национальный расчетный депозитарий", которая является коммерческой организацией, ее основной вид деятельности - "Денежное посредничество прочее" (ОКВЭД 64.19).
Указанный вид деятельности предусматривает аккумулирование свободных денежных средств различных экономических субъектов и предоставление их от имени организации на определенных условиях; привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; и прочее.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся, в том числе привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; оказание консультационных и информационных услуг.
При осуществлении указанных, а также иных предусмотренных законом банковских операций кредитной организацией осуществляется, в том числе прием и обслуживание клиентов, что является одним из признаков офисного помещения.
Согласно информации с официального сайта Организации: https://www.nsd.ru/about/ Заявитель осуществляет следующие виды деятельности: обслуживание ценных бумаг, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии", а также других российских и иностранных эмиссионных ценных бумаг; услуги, включая расчетно-кассовое обслуживание, регистрацию внебиржевых сделок (депозитарий), информационные услуги, услуги по управлению ликвидностью и технологические сервисы.
Суды отклонили довод организации о том, что отдельные помещения в нежилом здании, используемые Обществом как «кабинеты», не должны рассматриваться в качестве офисных для целей налогообложения в силу своего «вспомогательного» назначения, поскольку такой подход противоречит толкованию вышеуказанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса, а также выработанному подходу в судебной практике (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2023 по делу № А40-276692/2021 (по заявлению ПАО "Сбербанк России"), Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 N 46-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 N 2596-0, определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2017 № 9-АПГ17-2, от 23.03.2017 № 57-АПГ17-1 и др.), поскольку кредитная организация осуществляет хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, направленную на извлечение прибыли, посредством использования офисных помещений.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 по делу № А40-56559/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья Ю.С. Петропавловская
Судьи О.В. Анисимова
Е.Е. Шевченко