ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-57975/15 от 06.04.2017 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

7 апреля 2017 года

Дело № А40-57975/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2017 года

Полный текст постановления изготовлен 7 апреля 2017 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.

судей: Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,

при участии в заседании:

от заявителя: ООО "Эдиль-Карьер" – ФИО1 доверенность от 25 января 2017 года,

от заинтересованного лица: Министерство обороны РФ – ФИО2 доверенность от 11 апреля 2016 года,

рассмотрев 30 марта- 06 апреля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны РФ

на решение Арбитражного суда города Москвы

от 15 сентября 2016 года,

принятое судьей Дудкиным В.В.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда

от 02 декабря 2016 года,

принятое судьями Савенковым О.В., Векличем Б.С., Александровой Г.С.,

по заявлению ООО "Эдиль-Карьер" (ОГРН: <***>)

о признании отказа Министерства обороны РФ от заключения договора аренды незаконным

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Эдиль-Карьер" (далее - ООО "Эдиль-Карьер", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Минобороны РФ N 141/37493 от 16 декабря 2014 года от заключения договора аренды земельного участка площадью 169 182 кв. м с кадастровым номером 39:04:420003:7, , находящегося по адресу: Калининградская обл., Гусевский р-н, ориентир - участок N 19 для геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на месторождении "Буйлинское"; об обязании ответчика принять решение о предоставлении в аренду части земельного участка и издать соответствующий акт, об обязании Департамента имущественных отношений Минобороны РФ заключить с ООО "Эдиль-Карьер" договор аренды части земельного участка площадью 169 182 кв. м кадастровый номер 39:04:420003:7 на срок предусмотренный пунктом 10 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ до 01 ноября 2026 года.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 апреля 2015 года в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2015 года решение суда первой инстанции отменено, требования заявителя удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2016 состоявшиеся по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. Отменяя судебные акты кассационный суд указал на ошибочность выводов апелляционного суда относительно того, что отсутствие официального опубликования информации в соответствии со статьей 2.1 Закона о недрах о включении месторождения "Буйлинское" в Перечень недр федерального значения препятствует его отнесению к участку недр данной категории, поскольку он соответствует критериям установленным части 3 статьи 2.1 Закона о недрах.

При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2016 года исковые требования удовлетворены. Суд признал оспариваемый отказ Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от заключения договора аренды спорного земельного участка незаконным. Обязал Департамент имущественных отношений Минобороны РФ заключить с ООО "Эдиль-Карьер" договор аренды части земельного участка площадью 169 182 кв. м кадастровый номер 39:04:420003:7 на срок предусмотренный пунктом 10 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ до 01 ноября 2026 года. Обязал Департамент имущественных отношений Минобороны РФ принять решение о предоставлении истцу в аренду части земельного участка площадью 169 182 кв. м кадастровый номер 39:04:420003:7, находящегося по адресу: Калининградская обл., Гусевский р-н, ориентир - участок N 19 для геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на месторождении "Буйлинское" и издать соответствующий акт.

Признавая незаконным отказ в заключении договора суды исходили из того, что отсутствие официального опубликования информации о включении месторождения "Буйлинское" в Перечень недр федерального значения в соответствии с Законом о недрах и Постановлением Правительства Российской от 07 ноября 2008 года N 823, препятствует его отнесению к участку недр данной категории. Суды указали на правомерность распоряжения спорным земельным участком органом субъекта Российской Федерации в связи с отнесением месторождения "Буйлинское" участкам недр местного значения, поскольку оно содержит запасы общераспространенных полезных ископаемых: песчано-гравийной смеси.

Министерство обороны РФ в лице Департамента размещения государственного заказа МО РФ, не согласившись с выводами судов, настаивает на отмене судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, Министерство развития инфраструктуры Правительства Калининградской области с 07 мая 2008 года не вправе было изменять и дополнять лицензию, выданную истцу, таким правом обладали Роснедра (пункт 5.3.9 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293; пункты 37 - 60 Административного регламента). Земельный участок предоставлен для нужд обороны и является участком недр федерального значения в силу прямого указания в законе.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.

Представитель ООО "Эдиль-Карьер" , в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствие оснований к отмене.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до13 часов 45 минут 6 апреля 2017 года, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Московского округа

Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (с последующими изменениями, далее - Закон о недрах), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Закон о недрах , определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. С учетом природных характеристик участков недр, а также целей использования федеральный законодатель разграничивает их на участки недр федерального и местного значения.

Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в Закон о недрах внесены изменения, которые вступили в силу 07 мая 2008 года .

Согласно частям 1, 2 и пункту 4 части 3 статьи 2.1 Закона о недрах в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения. Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации. К участкам недр федерального значения относятся участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Спорный земельный участок, как следует из имеющихся в деле доказательств и не оспаривается сторонами является собственностью Российской Федерации и используется в целях обороны, безопасности страны и иного специального назначения, относится к категории земель обороны.

В связи с указанным данное месторождение относится к участкам недр федерального значения в силу прямого указания пункта 4 части 3 статьи 2.1 Закона о недрах.

В интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации при определении порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, и (или) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности могут устанавливаться ограничения допуска к участию в таких аукционах созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов (часть 3 статьи 13.1 Закона о недрах).

Вопреки выводам судов, отсутствие спорного земельного участка в перечне участков недр федерального значения, опубликованном в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 823 "О порядке официального опубликования перечня участков недр федерального значения", не отменяет его принадлежность к участкам недр федерального значения, поскольку он соответствует критериям, установленным частью 4 статьи 2.1 Закона о недрах. ( указанная правовая позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 10 июня 2015 года по делу №306-КГ14-8481, от 09 ноября 2015 года N 478-ПЭК15 по делу N А55-19946/2013).

Положения статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах" не содержат указания на то, что участок недр федерального значения приобретает соответствующий статус только с момента его включения в соответствующий перечень при условии наличия признаков, установленных законом для квалификации участков недр федерального значения в качестве таковых.

Подтверждения изменения назначения земельного участка, перевода его из земель обороны в другую категорию в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса, из материалов дела не усматривается. В соответствии с указанной нормой закона перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.

Судами, при разрешения настоящего спора не применены, статьи 29, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2.1, 10.1, 13.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", статьей 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", в силу которых предоставление права пользования участками недр, имеющими статус участков недр федерального значения в силу их расположения в границах земельных участков из земель обороны и безопасности, возможно исключительно на основании решения Правительства Российской Федерации. Соответственно вывод судов о том, что месторождение "Буйлинское" отнесено к участкам недр местного значения, основан на неправильном применении норм материального права.

После вступления в силу Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", а именно с 05 мая 2008 года, лицензирование деятельности осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр, то есть Федеральным агентством по недропользованию (пп. 5.3.8 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293).

В соответствии с частью третьей статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. При этом срок действия лицензии является ее неотъемлемой составной частью, соответственно, по истечении установленного в лицензии срока ее действия прекращается и право на пользование участком недр, которое удостоверяет лицензия (пункт 5 части первой статьи 12 и пункт 1 части первой статьи 20 Закона о недрах.

В связи с отсутствием у ООО "Эдиль-Карьер" лицензии на право пользования недрами, выданной уполномоченным на то Федеральным агентством по недропользованию, Министерство обороны не имело правовых оснований для заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка и правомерно отказало в его заключении в связи с необходимостью обращения за переоформлением лицензии в Федеральное агентство по недропользованию в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденным приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года №315 .

Что же касается выводов судов относительно того, что ранее неоднократно заключались договора аренды, получены согласования собственника на право заключение договора на использование недр на основании выданной лицензии, то они не имеют правового значения и не могут служить основанием для признания отказа Минобороны не соответствующим закону. Поскольку указанные действия были совершены в связи с наличием ранее выданной лицензии действующей до 2014 года.

При таких обстоятельствах, принятые с неправильным применением норм материального права решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2016 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2016 года подлежат отмене.

Поскольку, фактические по делу установлены на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, а также учитывая, что законность решения арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2016 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2016 года по делу № А40-57975/2015 отменить. В удовлетворении заявленных требований ООО "Эдиль-Карьер" – отказать.

Председательствующий-

судья Р.Р. Латыпова

судья И.Ю. Григорьева

судья Д.И. Дзюба