ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-59962/19 от 17.10.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб-сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№09АП-47866/2019

г.Москва Дело №А40-59962/19

28 октября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,

судей:

С.Л.Захарова, ФИО1,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу Центрального управления Ростехнадзора

на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.06.2019, принятое судьей Л.А.Дранко (79-466)

по делу №А40-59962/19

по заявлению ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ»

к Центральному управлению Ростехнадзора

об оспаривании решения,

при участии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 21.02.2019;

от ответчика:

ФИО3 по дов. от 29.01.2019;

У С Т А Н О В И Л:

ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ» (далее также – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее также – ответчик, административный орган, Центральное управление Ростехнадзора, Управление) о возврате заявления и прилагаемых к нему документов от 21.12.2018 №01-25/36246-л, об обязании Центрального управления Ростехнадзора выдать Обществу лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.

Решением суда от 21.06.2019, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить полностью по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. Указывает, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что газопровод является движимым имуществом и государственная регистрация права собственности на газопровод не требуется.

Представитель заявителя в судебном заседании, а также в представленных в порядкест.81 АПК РФ письменных объяснениях возражал против доводов и требований ответчика, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением от 24.10.2018 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее также – ОПО) – сети газопотребления обособленного подразделения ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ» (далее также – Объект), который зарегистрирован за Обществом в государственном реестре ОПО в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (peг. номер А02-91509-0001 от 13.02.2017, III класс опасности) с приложением документов.

Письмом от 29.10.2018 №01-25/29537-л Управление уведомило Общество о необходимости устранения выявленных нарушений и предоставления недостающих документов (сведений), а именно: копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности сооружений (газопровод); документа об уплате государственной пошлины.

Управление также сообщило, что на основании ст.13 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае непредставления Обществом в 30-дневный срок вышеуказанных недостающих документов ранее представленное заявление и прилагаемые к нему документы подлежат возврату заявителю.

27.11.2018 для устранения выявленных Управлением нарушений Общество представило недостающие документы, в том числе платежное поручение №519 от 26.11.2018 в подтверждение оплаты государственной пошлины за оказание государственной услуги по лицензированию; сопроводительное письмо, зарегистрированное Управлением под №01-50/464-л, в котором Общество указало причину отсутствия необходимости предоставления документов, подтверждающих факт законного владения заявителем газопроводом.

21.12.2018 Управлением принято решение о возврате заявления и прилагаемых к нему документов по причине неустранения Обществом нарушений в 30-дневный срок в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ» в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Суд первой инстанции, вопреки доводам заявителя жалобы, пришел к правильному выводу о наличии в рассматриваемом случае совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ» требований.

Как усматривается из материалов дела, опасный производственный объект, сеть газопотребления обособленного подразделения ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ» включает в себя: здание газифицированной котельной; газопроводы; котел паровой ДЕ-4/14ГМ, зав. №90192, peг. №2868, с экономайзером ЭБ 2-94И, зав. №1350; котел паровой ДЕ-10/14ГМ, зав. №61509, peг. №2835, с экономайзером ЭБ 2-94И, зав. №1412; газорегуляторную установку котельной.

Данное обстоятельство подтверждается заключениями экспертиз промышленной безопасности (ЭПБ), которые были представлены Обществом в составе документов, приложенных к заявлению.

Таким образом, указанные технические устройства, здание и сооружение (газопроводы) на ОПО составляют собой единый объект – сеть газопотребления обособленного подразделения ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ».

Согласно пп.1 п.26 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. Приказом Ростехнадзора от 11.08.2015 №305 (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2015 №39229, далее также – Административный регламент), к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях).

В рассматриваемом случае вместе с заявлением Обществом были представлены свидетельства о государственной регистрации права ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ» серии 58 АБ №640974 и серии 58 АБ №700591 на земельный участок с кадастровым номером 58:18:0010113:199 общей площадью 34 797 кв.м, расположенный по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, р.<...>, разрешенное использование: для размещения производственных цехов и вспомогательных помещений маслозавода, на котором находится котельная, в которой размещается Объект (сеть газопотребления обособленного подразделения ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ»), а также на само здание котельной с кадастровым номером 58:18:0010113:392 площадью 423,8 кв.м, расположенное по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, р.<...>.

Поскольку технические устройства и сооружение газопровода составляют единый объект – сеть газопотребления обособленного подразделения ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ», данные технические устройства и сооружение (газопроводы) не являются обособленными, не выступают самостоятельными объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) согласно п.1 ст.130 ГК РФ относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП.

По смыслу указанных положений ГК РФ право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Между тем газопровод не отвечает признакам недвижимого имущества, отраженным в п.1 ст.130 ГК РФ, в связи с отсутствием у него качества самостоятельного объекта недвижимости, самостоятельного хозяйственного назначения газопровод не имеет. Данный газопровод не является отдельным объектом гражданского оборота, независимо от его физических характеристик (подземная и наземная часть).

Таким образом, указанный газопровод выполняет лишь обслуживающую функцию по отношению к котельной, в связи с чем право собственности на него государственной регистрации не подлежит.

Строение вспомогательного использования не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям.

В связи с отсутствием у такого объекта качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на них не подлежит регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с соответствующим земельным участком.

Согласно Приложению №1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» от 25.11.2016 №495, в составе объекта «сеть газопотребления» учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории (отдельной территории) организации.

Как следует из письма Ростехнадзора от 18.07.2016 №00-06-06/1413 сеть газопотребления представляет собой единый производственно-технологический объект.

При таких данных эксплуатация на законных основаниях сетью газопотребления означает эксплуатацию на законных основаниях всеми входящими в ее состав технических устройств и сооружений, включая газопроводы.

Согласно пп.1 п.26 Административного регламента к заявлению о предоставлении лицензии соискатель лицензии обязан приложить копии документов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии законного основания владения земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на которых располагается опасный производственный объект, а не которые размещаются на опасном производственном объекте.

Между тем сведения (копии документов) обо всех связанных с ОПО земельных участках, зданиях, сооружениях и технических устройствах были представлены Обществом в Управление вместе с заявлением, включая сведения о находящихся на Объекте газопроводах.

Таким образом, Обществом были представлены копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельного участка, а также здания в соответствии с пп.1 п.26 Административного регламента.

Прежний собственник сети газопотребления – ООО «АльянсПрофит» ранее уже получал лицензию №ВП-01-044884 от 11.01.2012 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Между тем в 2014г. все имущество, находящееся по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, р.<...>, было передано в собственность ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ», включая здание котельной, в которой располагается спорный Объект – сеть газопотребления обособленного подразделения ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ».

Переход права собственности на опасный производственный объект предопределяет получение лицензии новым собственником, непосредственно эксплуатирующим ОПО (ч.2 ст.9 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ).

Частью 10 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ установлено, что срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов.

На основании ч.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

В рассматриваемом случае Обществом в установленный срок предоставлены запрашиваемые Управлением документы, заявление о предоставлении лицензии было оформлено надлежащим образом, прилагаемые к заявлению документы представлены в Управление в полном объеме 27.11.2019 – в день, когда были устранены выявленные нарушения путем предоставления недостающих документов, указанных в письме от 29.10.2018 №01-25/29537-л.

Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Управления не соответствует положениям ст.ст.13, 14 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконное решение о возврате документов лишает Общество возможности осуществлять деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта – сети газопотребления.

На основании ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких данных суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения требований Общества о признании незаконным решения Центрального управления Ростехнадзора от 21.12.2018 №01-25/36246-л о возврате заявления и прилагаемых к нему документов, и согласно п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ об обязании Управления выдать ООО «АЛЬЯНС ПРОФИТ» лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм права, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 21.06.2019 по делу №А40-59962/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья Е.В.Пронникова

Судьи С.Л.Захаров

ФИО1

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.