ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-61249/2021 от 09.03.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

15.03.2022

Дело № А40-61249/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего судьи Е.Л. Зеньковой,

судей: Ю.Е. Холодковой, Н.Я. Мысака,

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Сабси Сервей Солюшенс»- ФИО1, по доверенности от 08.07.2021, срок 1 год,

рассмотрев 09.03.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сабси Сервей Солюшенс»

на решение от 08.09.2021

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 18.11.2021

Девятого арбитражного апелляционного суда,

о признании ООО «Сабси Сервей Солюшенс» несостоятельным (банкротом); об открытии в отношении ООО «Сабси Сервей Солюшенс» процедуры банкротства - конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника; о включении требования ФНС России в лице ИФНС России № 28 по г. Москве в реестр требований кредиторов должника в общем размере 108 035 416,33 руб., из которых во вторую очередь в размере 59 204 774,07 руб.– основного долга, в третью очередь в размере 19 884 603,66 руб. – основного долга, 24 064 284,80 руб. – пени, 4 881 753,80 руб. – штраф; об утверждении конкурсным управляющим должником ФИО2, член НП «ЦФОП АПК».

установил:

Определением Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2021 принято заявление ФНС в лице ИФНС № 28 по г. Москве о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Сабси Сервей Солюшенс» по упрощенной процедуре отсутствующего должника, возбуждено производство по делу № А40-61249/21.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021, должник - ООО «Сабси Сервей Солюшенс» признан несостоятельным (банкротом); в отношении должника открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника; требования ФНС России в лице ИФНС России № 28 по г. Москве включены в реестр требований кредиторов ООО «Сабси Сервей Солюшенс» в общем размере 108 035 416,33 руб., из которых во вторую очередь в размере 59 204 774,07 руб.– основного долга, в третью очередь в размере 19 884 603,66 руб. – основного долга, 24 064 284,80 руб. – пени, 4 881 753,80 руб. - штраф; конкурсным управляющим должником утвержден ФИО2, член НП «ЦФОП АПК».

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «Сабси Сервей Солюшенс» обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 отменить.

В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.

В судебном заседании представитель ООО «Сабси Сервей Солюшенс» доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в ней.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалоб в их отсутствие.

Изучив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав явившегося в судебное заседание представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 227 Закона о банкротстве в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Согласно пункту 1 статьи 228 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства или о введении процедуры реализации имущества гражданина в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и реструктуризация долгов гражданина при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

В соответствии со статьей 230 Закона о банкротстве положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Для применения положений параграфа 2 главы XI Закона о банкротстве в дело должны быть представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия должника применительно к пункту 1 статьи 227 Закона о банкросттве либо наличие иных оснований, позволяющих в соответствии со статьей 230 этого же Федерального закона рассмотреть дело о банкротстве по правилам для отсутствующего должника.

В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.

Для применения статьи 230 Закона о банкротстве достаточно установления факта отсутствия у должника имущества и денежных средств, необходимых для ведения банкротства.

Введение в отношении должника процедуры конкурсного производства по упрощенной процедуре банкротства в условиях прекращения ведения финансово-хозяйственной деятельности должника, при отсутствии денежных средств и имущества в размере, достаточном для полного погашения судебных расходов в деле о несостоятельности (банкротстве), предельно минимизирует текущие расходы должника, способствует максимальному направлению денежных средств на удовлетворение требований кредиторов, включенных в реестр требований.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что требование ФНС России в лице ИФНС России № 28 по г. Москве основаны на задолженности ООО «Сабси Сервей Солюшенс» по обязательным платежам в бюджет Российской Федерации по уплате налогов на общую сумму 108 035 416,33 руб., из которых подлежащих включению во вторую очередь в размере 59 204 774,07 руб.– основного долга, подлежащих включению в третью очередь в размере 19 884 603,66 руб. – основного долга, 24 064 284,80 руб. – пени, 4 881 753,80 руб. – штраф.

Указанная задолженность образовалась в результате начислений в карточках расчета с бюджетом, по представленным налогоплательщиком в налоговый орган декларациям по транспортному налогу за период 2018-2019г., по страховым взносам за период 6 мес.2018-12 мес.2019, по НДФЛ за период 6 мес.2018-12 мес.2019, по налогу на прибыль за период 2 кв.2018-2 кв.2019, по НДС за период 4 кв. 2018-4 кв. 2019.

Судами установлено, что в подтверждение заявленных требований уполномоченным органом представлены копий требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, решений о взыскании налога, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, постановлений о взыскании налога за счет имущества должника.

При этом суды отклонили доводы должника о не предоставлении уполномоченным органом доказательств соблюдения Инспекцией порядка применения мер принудительного взыскания, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно, не предоставление в материалы дела доказательств направления в адрес должника копий требований об уплате задолженности, выставленных в рамках статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации и копий решений о взыскании денежных средств, в том числе электронных, в кредитных организациях, предусмотренного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе сведения подтверждающие вручение копий соответствующих документов, как опровергающиеся материалами дела.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность должна быть исполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате недоимки и пеней налоговый орган направляет налогоплательщику, если он в установленный срок не перечислил налог в бюджет (п.п. 1, 8 ст. 45 НК РФ).

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации и в связи с наличием у ООО «Сабси Сервей Солюшенс» задолженности, выставлены требования об уплате налога, пени и штрафов №№ 4178, 13219, 13218, 13105, 69749, 61690, 111084, 57545, 106192, 101404, 96022, 41247, 34023, 30618, 14621, 14519, 608994, 607066, 605611, 10255, 3508, 3461, 593971, 1966, 1967, 1968, 1965, 591000, 8126, 582599, 5701, 577313, 4599, 563145, 402, 12911, 3635.

Указанные требования об уплате налога, пени, штрафа направлены в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет которым предоставлен доступ налоговому органу.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

Таким образом, отсутствие подписи на копиях документов, предоставленных уполномоченным органом в обоснование своих требований, при наличии цифровой подписи, не требуется.

Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 5 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФПС России от 27.02.2017 №ММВ-7-8/200@, при направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование на бумажном носителе.

Судами установлено, что уполномоченным органом представлены в материалы дела сведения о получении ООО «ССС» Требований по ТКС, а также копии расчетов и деклараций, в соответствии с которыми Должником самостоятельно исчислены к уплате обязательные платежи.

Согласно пункту 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, отраженных в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки.

В силу пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации указанная в декларации сумма налога определяется самим налогоплательщиком и представляет собой его заявление о налоге, подлежащем уплате в бюджет. Поэтому в отсутствие доказательств исполнения обязанности по уплате этой суммы налоговая декларация является достаточным подтверждением наличия задолженности.

Поскольку согласно пунктам 3 - 5, 8.1 статьи 88, пункта 1 статьи 100, статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки составляется и соответствующее решение принимается только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки, но в данном случае такие нарушения налоговой инспекцией выявлены не были (декларация налогоплательщика принята без изменений), основания для составления акта проверки и принятия решения отсутствовали.

В связи с неисполнением требований в установленный срок, на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, вынесены решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика №№ 30665, 17552, 17254, 15014, 14122, 16575, 17497, 30416, 29775, 22291, 22290, 32555, 19339, 150908, 150906, 150907, 149952, 149451, 146489.

Руководствуясь статьей 31, пунктом 7 статьи 46 и статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, вынесены постановления, которые были направлены в адрес судебных приставов, №№ 10506, 7515, 598.

Суды установили, что согласно сведениям с официального сайта Службы судебных приставов, на основании указанных постановлений возбуждены исполнительные производства №№ 3908915/20/77043-ИП от 28.09.2020, 3860717/20/77043-ИП от 14.08.2020, 4261337/21/77043-ИП от 18.01.2021.

С учетом вышеустановленных обстоятельств суды пришли к мотивированному выводу о признании обоснованным заявления ФНС России – соответствующим условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве.

Суд кассационной инстанции считает, что, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили правовую природу спорных правоотношений, с достаточной полнотой установили все существенные для дела обстоятельства, которым дали надлежащую правовую оценку и пришли к правильным выводам.

Опровержения названных установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств в материалах дела отсутствуют, в связи с чем суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства.

Таким образом, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены определения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, предусмотренных в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако они подлежат отклонению, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами фактических обстоятельств дела. Кроме того, указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда апелляционной инстанции и были им обоснованно отклонены. Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в Определении от 17.02.2015 №274-О, статей 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, представляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципа состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы по заявленным в ней доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу № А40-61249/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий-судья Е.Л. Зенькова

Судьи: Ю.Е. Холодкова

Н.Я. Мысак