ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-62740/21-148-325
20 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2021 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) МРУ Росприроднадзора по Москве и Калужской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО «Экопласт»: ФИО1 (дов. № 09/2021-01 от 01.10.2021 г.);
рассмотрев 13 декабря 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО «Экопласт»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 апреля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 г.,
по делу № А40-62740/21-148-325
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Москве и Калужской области
к обществу с ограниченной ответственностью «Экопласт»
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Экопласт» (далее – ООО «Экопласт», общество) осуществляет предпринимательскую деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 23 августа 2019 г. № 077 177 в части сбора отходов IV класса опасности, транспортирования отходов IV класса опасности, обработке отходов IV класса опасности по адресам: г. Москва, в районе парка Чертаново станции Бирюлево-Товарная, Павелецкого направления, 13 км ПК-9-10; г. Москва, Павелецкое направление Московской железной дороги, на перегоне станции Чертаново-Бирюлево-Товарная (далее – лицензия).
10 и 20 февраля 2021 г. на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Москве и Калужской области (далее – МРУ Росприроднадзора по Москве и Калужской области, административный орган) от 20 января 2021 г. № 19-пр проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Экопласт» с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей МРУ Росприроднадзора по Москве и Калужской области на 2021 год, утвержденного приказом МРУ Росприроднадзора по Москве и Калужской области от 29 октября 2020 г. № 520-пр (в редакции приказа от 14 декабря 2020 г. № 625-пр).
В ходе проведения проверки должностными лицами МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области установлено, что сотрудники ООО «Экопласт» в количестве 4 человек (водитель автомобиля ФИО2 - трудовой договор от 20 января 2021 г. № 4; оператор дробилки Брынза О.А. - трудовой договор от 12 января 2021 г. № 2; сортировщик ФИО3 - трудовой договор от 03 декабря 2019 г. № 8; оператор пресса ФИО4 - трудовой договор от 12 января 2021 г. № 3, то есть лица, непосредственно осуществляющие деятельность по обращению с отходами), не имеют документа о квалификации, выданного по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, что является нарушением подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности№ (далее - Положение о лицензировании).
По результатам проверки составлен акт проверки от 20 февраля 2021 г. № 19-А.
На основании полученных данных 26 февраля 2021 г. МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области в отношении ООО «Экопласт» был составлен протокол об административном правонарушении № 08-33/107.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО «Экопласт» к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 апреля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 г., заявленные требования удовлетворены. ООО «Экопласт» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В кассационной жалобе ООО «Экопласт» просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, указывая на наличие у сотрудников документов, подтверждающих квалификацию для работы с отходами I-IV классов опасности. Приведены также доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права и рассмотрении дела в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО «Экопласт» поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО «Экопласт», суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), которым установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац второй статьи 1 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (пункт 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частью 4.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).
Требования к лицензиатам установлены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. № 2290.
Согласно пункту 3, подпункту «а» пункта 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по обращению с отходами (сбор, обработка, утилизация), является наличие у лицензиата работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.
В силу положений пункта 3 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Согласно пункту 6 части 7 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» типовые дополнительные профессиональные программы в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды России от 18 декабря 2002 г. № 868 утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.
Согласно подпункту «а» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом в том числе следующих требований: отсутствие у лицензиата - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Действия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования о привлечении к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО «Экопласт» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку у сотрудников в количестве 4 человек, непосредственно осуществляющих деятельность по обращению с отходами, отсутствует документ о квалификации, выданный по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, что является нарушением подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судом таких обстоятельств не установлено.
Нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении судами не установлено.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности суды не усмотрели.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения судом первой инстанции не истек.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
ООО «Экопласт» в кассационной жалобе приведены доводы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с наличием у сотрудников документов, подтверждающих квалификацию для работы с отходами I-IV классов опасности.
Приведенный довод не может являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку доказательств представления указанных документов при рассмотрении дела как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, обществом не представлено.
В кассационной жалобе заявителем приведены доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права и рассмотрении дела в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Указанный довод был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Так, определением Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2021 г. по настоящему делу о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания было назначено на 28 апреля 2021 г. на 12 час. 05 мин.
Указанное определение было направлено ООО «Экопласт» по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРН), 117461, <...>, этаж 3 (л.д. 36) (идентификационный номер почтового отправления 14579058068513), однако почтовое отправление было возвращено в суд с отметкой органа связи «Возврат отправителю из-за истечения срока хранения», следовательно, ООО «Экопласт» не было обеспечено получение поступившей по месту его регистрации почтовой корреспонденции.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 апреля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 г. по делу № А40-62740/21-148-325 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Экопласт» – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.ФИО5
Судьи В.В.Кузнецов
Е.Е.Шевченко