ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-64414/2021 от 24.03.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

31 марта 2022 года                                                             Дело № А40-64414/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года 

Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего - судьи Колмаковой Н.Н.,

судей: Кобылянского В.В., Петровой В.В.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, по доверенности от 08.12.2020

от ответчиков:

- от Министерства обороны Российской Федерации: ФИО2, по доверенности от 25.11.2020

- от Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации: не явился, извещен

от третьего лица: ФИО3, по доверенности от 30.12.2020

рассмотрев 24 марта 2022 года в судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2021 года

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда

от 14 декабря 2021 года

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации

третье лицо: АО «Газпромнефть-Аэро»

о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик 1), Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик 2) о взыскании 152 060 рублей 80 копеек.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено АО "Газпромнефть-Аэро".

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 года, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что обжалуемые судебные акты являются незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм права.

Представленный ОАО "РЖД" отзыв на кассационнуюжалобу судебной коллегиейприобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы жалобы, представитель истца просил оставить принятые судебные акты без изменения.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.

Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации  явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое было удовлетворено, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Заслушав представителей сторон и третьего лица, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Перевозчик) и Федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ, Владелец) заключен Договор N 117 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Черняховск Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 01.06.2020.

В соответствии с п. 1 Договора локомотивом Перевозчика осуществляется -подача вагонов, прибывших в адрес Владельца, в лице войсковой части 30866, являющейся структурным подразделением Владельца, расстановка их на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, примыкающего через стрелочный перевод N 44 к пути N 8 станции Черняховск.

Согласно п. 4 Договора N 117 движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

В соответствии с п. 19 Договора N 117 "Владелец, в лице войсковой части 30866, несет ответственность за повреждение вагонов, поданных на железнодорожный путь необщего пользования в соответствии со статьей 104 Устава железнодорожного транспорта РФ. По каждому случаю повреждения вагонов Перевозчиком составляются акты формы ГУ-23 и ВУ-25М, которые подписываются представителями Владельца, в лице войсковой части 30866, и Перевозчика. При ремонте поврежденных Владельцем, в лице войсковой части 30866, вагонов, Владелец, в лице войсковой части 30866, возмещает Перевозчику стоимость ремонта".

Пунктом 21 Договора N 117 предусмотрено, что Владелец, в лице войсковой части 30866, обеспечивает безопасные условия труда работников ОАО "РЖД", выполняющих свои должностные обязанности в пределах железнодорожного пути необщего пользования, путем своевременной очистки путей, междупутий, соблюдения габаритов, осуществления освещения, содержания в исправном состоянии технических средств и инвентаря, обозначения негабаритных мест, а также путем выполнения других мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда на пути необщего пользования.

Между ОАО "РЖД" (Перевозчик), ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ Владелец) и АО "Газпромнефть-Аэро" (Грузополучатель) заключен Договор             N 117.1/Г о порядке подачи и уборки вагонов для Грузополучателя АО "Газпромнефть-Аэро", не имеющего складов и погрузочно-разгрузочных площадок на железнодорожном пути необщего пользования войсковой части 30866 при станции Черняховск Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 31.05.2020 (далее - Договор N 117.1/Г).

В соответствии с п. 1 Договора N 117.1/Г осуществляется для Грузополучателя локомотивом Перевозчика подача, расстановка на места выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, примыкающего через стрелочный перевод N 44 к пути N 8 станции Черняховск.

11.09.2020 в соответствии с условиями Договора N 117 и Договора N 117.1/Г на железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожной станции Черняховск Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" "принадлежащий Владельцу), локомотивом ТЭМ-18ДМ N 251, принадлежащем ОАО "РЖД", подавалась группа вагонов, прибывших в адрес АО "Газпромнефть-Аэро".

11.09.2020 в 15 час. 25 мин. при проведении маневровых работ локомотивом перевозчика ТЭМ-18ДМ N 251 на путях необщего пользования Владельца произошел сход трех вагонов: N 51044881 (порожний), N 51024982 (порожний), N 51044121 генный, топливо авиационное для турбинных двигателей "ТС-1. Высший сорт. АК-305.

Вагоны сошли с рельс двумя тележками.

По факту схода с рельс трех указанных вагонов был составлен акт общей формы 5013 от 11.09.2020, подписанный представителями АО "Газпромнефть-Аэро" ФИО5 и начальником склада ГСМ войсковой части 30866 ФИО6, без возражений.

Протоколом совещания у первого заместителя начальника вагонного депо Калининград ФИО7 от 14.09.2020 N КЛНГ ДИВЧ-332/пр., подписанным первым заместителем начальника вагонного депо Калининград ФИО7, дежурным по станции Черняховск ФИО8 и начальником службы войсковой части 30866 ФИО6, зафиксирован факт схода с рельс трех вагонов: N 51044881, N 51024982, N 51044121 по причине ненадлежащего содержания указанного пути необщего пользования, а именно: раскантовки рельсов и кустовой гнилости шпал, что привело к уширению колеи более 1550 мм. Совещание постановило: "признать виновным в сходе с рельс трех вагонов N 51044881, 51024982, 51044121 войсковую часть 30866".

В результате схода вагонов N 51044881, 51024982, 51044121 каждый из них был поврежден в объеме текущего ремонта, что подтверждается актами о повреждении вагонов формы ВУ-25М от 11.09.2020: N 11С (на вагон N 51044121), N 12С (на вагон N 51044881), N 13С (на вагон N 51024982). Данными актами зафиксированы повреждения, в актах указаны обстоятельства, вызвавшие составления актов, и указана виновная сторона в зафиксированных повреждениях, а именно: "Повреждения получены в результате схода вагона с рельс при проведении маневровых работ на путях необщего пользования в/ч 30866 из-за уширения колеи более 1550 мм и кустовой гнилости шпал". Указанные акты о повреждении вагонов формы ВУ-25М от 11.09.2020: N 11С, N 12С, N 13С подписаны представителем предприятия, виновного в повреждении вагонов: начальником службы войсковой части N 30866 ФИО6, без возражений.

Вина ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ в сходе трех вагонов: N 51044881, N 51024982, N 51044121 подтверждается протоколом совещания у первого заместителя начальника вагонного депо Калининград ФИО7 от 14.09.2020 N КЛНГ ДИВЧ-332/пр., актом общей формы от 11.09.2020 N 1/5013, актами от 11.09.2020 N 11С, N 12С, N 13С о повреждении вагонов, уведомлениями формы ВУ-23М ЭТД: N 225, N 226, N 227 на ремонт вагонов, гарантийным письмом от 11.09.2020 г. N 1446, перепиской сторон по данному факту и др.

В связи со сходом с рельс трех вагонов: N 51044881, N 51024982, N 51044121 в адрес истца обратился руководитель (ВРИО начальника) военных сообщений Калининградского управления военных сообщений Министерства обороны РФ ФИО9 с гарантийным письмом N 1446 от 11.09.2020, в котором просил оказать содействие по постановке сошедших вагонов на железнодорожный путь, оплату услуг гарантировал.

На основании указанного гарантийного письма N 1446 от 11.09.2020 и оперативного приказа ОАО "РЖД" N 12 от 11.09.2020 на место аварии был направлен восстановительный поезд ОАО "РЖД", которым в период с 11 по 12.09.2020 проводились работы по постановке на путь сошедших с рельс трех вагонов: N 51044881, N 51024982, N 51044121.

Затраты ОАО "РЖД" по подъему трех единиц подвижного состава (трех загонов: N 51044881, N 51024982, N 51044121) на железнодорожном пути необщего пользования Владельца составили 126 719 рублей (без учета НДС), с учетом НДС - 152 062 рубля 80 копеек, а именно: Работа аварийного автомобиля "Урал-32551": 95 ч. X 3 742 рубля = 35 549 рублей (без учета НДС); Работа маслогидравлического комплекса "Энерпред": 5,0 ч. X 12 586 рублей = 62 930 рублей (без учета НДС); Работа осветительной установки "Световая башня":: X 5,0 ч. X 2 824 рублей = 28 240 рублей (без учета НДС).

Указанные затраты ОАО "РЖД" подтверждаются следующими документами: служебной запиской начальника восстановительного поезда ФИО10 от 15.09.2020 N ИСХ-102/КЛНГ7НВП, графиком работы восстановительного поезда Калининград при проведении работ по подъему 11.09.2020 г. трех единиц подвижного состава на путях необщего пользования, примыкающих к станции Черняховск, калькуляциями стоимости работы 1 часа работы: спецавтомобиля Урал-32551, световой башни, маслогидравлического комплекса.

Направленный в адрес ответчиков для подписания акт выполненных работ (далее - АВР) письмом N ИСХ-918/КЛНГ/НЗЭФ от 14.10.2020 и N ИСХ-972/КЛНГ/НЗЭФ от 27.10.2020 ответчики подписать отказались (письма N 1617 от 15.10.2020 и N 1725 от 30.10.2020), ссылаясь на разработку дополнительного соглашения к заключенному Государственному контракту от 21.11.2019 N 257/6/10529/3685773 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении (далее - Контракт) по вопросу внесения дополнений в Контракт на оказание ОАО "РЖД" Министерству обороны РФ комплекса услуг в случае схода подвижного состава с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Министерству обороны РФ, после подписания которого расходы ОАО "РЖД" в сумме 152 060 рублей 80 копеек будут оплачены.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, установив, что вина ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ в сходе трех вагонов: N 51044881, N 51024982, N 51044121, факт выполнения ОАО «РЖД» на основании гарантийного письма ответчика и стоимость восстановительных работ по устранению последствий схода трех вагонов подтверждается материалами дела, исходя из характера спорных правоотношений, возникших из деликта, а также положений подпункта 31 пункта 10 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082,  статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворили исковые требования.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций установили все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применили нормы материального и процессуального права.

Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2021 года по делу № А40-64414/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                       Н.Н. Колмакова

Судьи:                                                                                               В.В. Кобылянский

                                                                                                           В.В. Петрова