ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-65988/14 от 31.03.2015 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                                    Дело № А40-65988/2014

31 марта 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу: ФИО1 (дов. № 251 от 12.02.2015 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ГКУ города Москвы «Единая городская служба заказчика по озеленительным работам в Москве»: ФИО2 (дов. № 19 от 30.03.2015 г.);

рассмотрев 31 марта 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы «Единая городская служба заказчика по озеленительным работам в Москве»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 ноября 2014 г.,

принятое судьей Дубовик О.В.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 г.,

принятое судьями Сазоновой Е.А., Баниным И.Н., Юрковой Н.В.,

по делу № А40-65988/2014

по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (ОГРН <***>, 117105, Москва, Варшавское ш., д.39А)

к Государственному казенному учреждению города Москвы «Единая городская служба заказчика по озеленительным работам в Москве» (ОГРН <***>, 127051, Москва, ул. Трубная, д.26А)

о взыскании денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ: 12 апреля 2013 г. Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, истец) вынесено определение № 15-34/184 от 12 апреля 2013 г. о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – КоАП РФ) и проведении административного расследования с истребованием дополнительных сведений необходимых для его проведения в отношении Государственного казенного учреждения города Москвы «Единая городская служба заказчика по озеленительным работам в Москве» (далее – ГКУ «Мосзеленхоз», учреждение, ответчик).

В ходе проведения документарной проверки Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу было установлено, что ГКУ «Мосзеленхоз» является балансодержателем и землепользователем объекта внешнего благоустройства – «Парк Северное Тушино», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Свободы, вл. 56 – 70, и, следовательно, собственником поверхностного (почвенного) слоя, включая загрязненного грунта.

В 2012 году ГКУ «Мосзеленхоз» выполнял функции государственного заказчика по государственному контракту № 452-ДЖКХ/12 от 05 мая 2012 г. на выполнение работ по капитальному ремонту Парка «Северное Тушино» с устройством элементов досуга и отдыха населения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Свободы, вл. 56 – 70 (далее – государственный контракт, контракт).

Согласно выданного Департаментом строительства города Москвы разрешения на перевозку грунта в городе Москва № 014415 серия ПРУ-123, объем вывезенного загрязненного грунта с земельного участка Парка «Северное Тушино» СЗАО ул. Свободы, вл. 56 - 70 составил 58 030 куб.м. (87 045 тонн), который был впоследствии размещен на полигоне ТБО «Сабурово» в Московской области. За удельный вес насыпного грунта в естественном залегании принята величина 1,5 тонн/куб.м.

Факт загрязнения грунтов химическими веществами и наличие загрязненных грунтов на строительных площадках до проведения земляных работ подтверждается представленной подрядной организацией ООО «Фирма Мон-Компани» документацией о проведении инженерно-экологических изысканий «Отнесение опасных отходов к классу опасности для окружающей среды расчетным методом» (том № 2 к отчету), а также вышеуказанным разрешением на перевозку грунта в городе Москва.

Грунты на территории объекта относятся к 5 классу опасности для окружающей среды и включены в группу «Прочие твердые минеральные отходы» согласно

При этом отходы 5 класса опасности в виде загрязненных грунтов, находившиеся на объекте благоустройства - Парк «Северное Тушино» в 2012 г.. были вывезены с объекта и размещены на полигоне ТБО «Сабурово».

Вывоз загрязненных грунтов при проведении работ по капитальному ремонту Парка «Северное Тушино» с устройством элементов досуга и отдыха населения осуществлялся подрядной организацией ООО «Фирма Мон-Компани» на полигон ТБО «Сабурово», расположенный в Щелковском районе для размещения. Организацией, осуществляющей эксплуатацию полигона ТБО «Сабурово», является ООО «ЭкоПолигон-Щелково».

Ссылаясь на то, что учреждением плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в виде загрязненного грунта с объекта внешнего благоустройства – «Парк Северное Тушино» за 1 – 4 кварталы 2012 года в бюджет не внесена, Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ГКУ «Мосзеленхоз» о взыскании денежных средств в сумме 17 443 818 руб. 00 коп., составляющих плату за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) за 1 - 4 кварталы 2012 года.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 ноября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2014 г., исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе ГКУ «Мосзеленхоз» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая они приняты с нарушением норм материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку ответчик не является собственником образовавшихся отходов, а также не несет бремя уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Отзыв на кассационную жалобу от Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель ГКУ «Мосзеленхоз» поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу возражал против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Частью 1 статьи 16 указанного закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Согласно части 2 указанной статьи к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 632 от 28 августа 1992 г. (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 указанного Порядка плательщиками сборов за вредное воздействие на окружающую природную среду признаются природопользователи, под которыми понимаются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Министерством природных ресурсов Российской Федерации, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации № 190 от 24 марта 1993 г., разработанными в соответствии с порядком определения платы, установлен порядок расчета платы.

Правительство Российской Федерации постановлением от 12 июня 2003 г. № 344 утвердило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08 июня 2006 г. плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Согласно абзацу 7 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что учреждение является лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды на основании заключенного с подрядной организацией государственного контракта, поскольку загрязненные грунты, образовавшиеся в результате деятельности ответчика, являются его собственностью, а передавая их специализированным организациям для вывоза на полигоны ответчик осуществляет деятельность по размещению отходов, и, как следствие, осуществляет негативное воздействие на окружающую среду.

При этом отклоняя доводы ответчика относительно того обстоятельства, что ГКУ «Мосзеленхоз» не является собственником отходов, в связи с чем не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, суды указали на то, что по условиям государственного контракта в обязанности подрядчика – ООО «Фирма «Мон-Компани» вывоз загрязненного грунта не входит.

Кроме того, судами принят во внимание заключенный между ООО «ЭкоПолигон-М» (Исполнитель) и ООО «Фирма «Мон-Компани» (Заказчик) договор № 148 от 18 мая 2012 г., пунктами 3.2.1 и 3.1.8 которого предусмотрено, что исполнитель принимает для технологического применения доставленные отходы, оформляемые актом приема-передачи выполненных работ (3.2.1), при этом на исполнителя право собственности на отходы не переходит (3.1.8).

На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что полигоны, осуществляя специализированную деятельность по фактическому приему и размещению отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не приобретают право собственности на отходы, как и обязанности плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Проверив правильность расчета суммы вреда, рассчитанного истцом, суд первой инстанции счел его верным, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном размере.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.

Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 05 ноября 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 г. по делу № А40-65988/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы «Единая городская служба заказчика по озеленительным работам в Москве» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.ФИО3

Судьи                                                                                                         С.Н.Крекотнев

                                                                                                          Р.Р.Латыпова