ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-69902/20 от 13.10.2020 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-40213/2020

г. Москва                                                                                Дело № А40-69902/20

20 октября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года

Девятый арбитражный апелляционный  суд в составе:

председательствующего судьи Проценко А.И.,

судей Алексеевой Е.Б., Бондарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Луковка-ЛТД» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2020 по делу № А40-69902/20 по иску Департамент городского имущества г. Москвы (ОГРН <***>) к «Луковка-ЛТД» (ОГРН <***>) третье лицо: Правительство Москвы об изъятии нежилого помещения,

при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1 по доверенности от 24.08.2020; диплом номер 107724 4716468 от 24.12.2019,

от ответчика: не явился, извещен;

от третьего лица: не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ООО «Луковка-ЛТД» об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0006003:7079 площадью 143,7 кв.м, расположенного по адресу: <...>, установлении размера компенсации за изымаемое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 23.10.2019 г. № П328-19, выполненным ООО «Оценка и Консалтинг», в размере 16 426 000 руб., также истец просил, указать, что вступившее в законную силу решение суда по делу является основанием для прекращения ограничений (обременений) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества, а также основанием для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0006003:7079 площадью 143,7 кв.м, расположенный по адресу: <...>, установлении следующих условий возмещения:

- возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества города Москвы после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления денежных средств на счет правообладателя;

- Правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства Департамент городского имущества города Москвы по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента;

- Правообладатель обязан освободить Нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации.

В случае нарушения Правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации на принудительное освобождение Нежилого помещения.

Департамент городского имущества города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц, в соответствии со ст.ст. 279, 281, 282 ГК РФ, ст.ст. 49, 56, 56.1, 56.11 ЗК РФ, ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2020 года суд изъял для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0006003:7079, площадью 143,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>.

Установил сумму возмещения Правообладателю за изымаемое нежилое помещение в соответствии с отчетом об оценке от 23.10.2019 № П328-19, выполненным независимой оценочной организацией ООО «Оценка и Консалтинг», в размере 16 426 000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют материалам дела, поскольку судом не верно применены нормы материального права.

Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыв на жалобу не направил.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.

Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя истца, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2020 года на основании следующего.

Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.11.2019г. № 77/100/175/2019-15993 нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0006003:7079, общей площадью 143,7 кв.м, расположенное по адресу: <...>, принадлежало на праве собственности ООО «ЛУКОВКА-ЛТД», о чем в ЕГРН внесена регистрационная запись от 07.05.2015 г. № 77-77/022-77/005/007/2015-322/2.

Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 02.10.2019 г. № 39089 «Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества» постановлено изъять для государственных нужд нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0006003:7079, общей площадью 143,7 кв.м, расположенное по адресу: <...>, принадлежащее ООО «ЛУКОВКАЛТД» на праве собственности (запись о регистрации в ЕГРН от 07.05.2015г. № 77- 77/022-77/005/007/2015-322/2).

В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 проекта соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0006003:7079, общей площадью 143,7 кв.м, расположенное по адресу: <...>.

Согласно п. 2.1 соглашения сумма денежной компенсации определена отчетом об оценке от 23.10.2019г. № П328-19, выполненным независимой оценочной организацией ООО «Оценка и консалтинг», и составляет 16 426 000 руб.  

В отчете об оценке рыночной стоимости объекта оценки – объект нежилого фонда, кадастровый номер 77:02:0006003:7079, общей площадью 143,7 кв.м, расположенного по адресу: <...>, от 23.10.2019г. № П328-19 экспертом на основании проведенных исследований и сделанных расчетов сделан вывод о том, что итоговая величина убытков, причиненных правообладателю в связи с изъятием объектов оценки, составляет 16 426 000 руб.

Правительством Москвы подготовлена и реализуется программа реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с Законом РФ от 15.04.1993 г. № 4802.

Статьей 7.4. Закона РФ от 15.04.1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» установлено, что нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 17.05.2017 г. № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер и порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

В пп. 3.2. п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества, в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В п. 1 ст. 239 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст.с. 279 - 282 и 284 - 286 ГК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.

Таким образом, с учетом того, что Правительством Москвы подготовлена и реализуется программа реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии Законом РФ от 15.04.1993 г. № 4802-1, а на момент обращения истца с иском в суд ответчиком соглашение подписано не было, ответчиком предложенный истцом размер возмещения убытков, вызванных изъятием спорного нежилого помещения, не оспорен, суд пришел к выводу, что исковые требования являются обоснованными, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.

На основании ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена государственная программа, направленная на обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

Правительством Москвы подготовлена и реализуется Программа реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации, Законом города Москвы от 17.05.2017 № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве», иными, принятыми в целях реализации указанных закона Российской Федерации и закона города Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 № 245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве».

Согласно ст. 7.4 Закона РФ № 4802-1 нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 8 Закона г. Москвы № 14 собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

В соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы № 14 правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, ГК РФ, ЖК РФ, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

В силу подпункта 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Как указано в п. 3 ст. 239.2 ГК РФ, отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В соответствии с п. 6 ст. 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

На основании изложенного выше, судебная коллегия отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы, относительно того, что условия изъятия указанные судом, нарушают права заявителя и не основаны на законе, поскольку все условия изъятия имущества для государственных нужд, изложенные в судебном акте, установлены судом первой инстанции на основании и в соответствии с положениями законов приведенных выше, в связи с чем, данный довод не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта, суд первой инстанций установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, а потому, судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, нормы материального права применены судом правильно.

С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2020 по делу № А40-69902/20  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа. 

Председательствующий судья                                                                 А.И. Проценко

Судьи:                                                                                                         Е.Б. Алексеева 

                                                                                                                     А.В. Бондарев