ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-46574/2019
г. Москва Дело № А40-72830/19
15 октября 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 июля 2019 года, принятое судьей Ереминой И.И., в порядке упрощенного производства по делу № А40-72830/19, по исковому заявлению ООО "РИКВЭСТ-СЕРВИС" к АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании,
без вызова сторон
У С Т А Н О В И Л:
ООО "РИКВЭСТ-СЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании стоимости утраченного и испорченного имущества за период с 01.06.2017 г. по 31.07.2017 г. в размере 403 517 руб. 51 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что между ОАО «Российские железные дороги» и ООО «Риквэст-сервис» (далее - Исполнитель, Истец) заключен договор возмездного оказания услуг № ФПДОП-75/09 от 30.09.2009 года (далее - Договор).
В соответствии с Дополнительным соглашением от 01 марта 2010 года о замене стороны в Договоре, ОАО «РЖД» уступило Открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» (далее - Заказчик, Ответчик) свои права и обязанности по Договору в полном объеме, соответственно, к последнему перешли права требования и обязанности (в том числе по уплате санкций) по Договору.
Кроме того, права и обязанности сторон детально определены Регламентом взаимодействия Северо-Западного филиала АО «ФПК» и аутсорсинговой компанией ООО «Риквэст-Сервис» при выполнении работ по обеспечению пассажирских вагонов комплектами постельного белья ч съемным мягким имуществом (далее - Регламент взаимодействия), положения которого являются обязательными для обеих сторон (п. 5.2. Договора). Регламент взаимодействия согласован с начальником Северо-Западного филиала АО «ФПК» и утвержден Заказчиком в лице начальника Управления обслуживания пассажиров АО «ФПК» 02.09.2015г.
В соответствии с пунктом 2.6 Договора права и обязанности Заказчика по Договору осуществляет Северо-Западный филиал АО «ФПК», кроме того штатные работники структурного подразделения АО «ФПК» (Пассажирского вагонного депо Москва) и штатные работники сторонней организации, задействованной в технологическом процессе обслуживания пассажиров, подготовке пассажирских вагонов в рейс, содержании вагонов в эксплуатационном состоянии, мойке, уборке и т.п. и принимающие участие в обороте товарно-материальных ценностей, находящихся в вагоне, либо другое уполномоченное лицо, которому частично или полностью переданы данные функции, являются представителями Заказчика (раздел 2 «Термины и определения» Регламента взаимодействия).
В период с 01.06.2017 года по 31.07.2017 Истцом ООО ”Риквэст-Сервис” была выявлена недостача и порча постельного белья и мягкого инвентаря и постельных принадлежностей на общую сумму 482 729 рублей 29 копеек.
В соответствии с пунктом 2.1. Договора ООО «Риквэст-Сервис» обязуется по заявкам Заказчика в течение срока действия Договора оказывать Услуги по укомплектованию Вагонов Имуществом в соответствии с условиями настоящего договора, а Заказчик принимать и оплачивать оказанные услуги.
В разделе 1 Договора определено, что:
Вагоны - пассажирские вагоны, принадлежащие Заказчику на праве собственности или ином законном основании, предназначенные для перевозки пассажиров (пункт 1.1 Договора);
Имущество - постельное белье (простыни, пододеяльники, наволочки, полотенца), мягкий инвентарь вагона (салфетки, занавески, шторы, ковровые покрытия и т.д. в соответствии с приложением № 1 к Договору), постельные принадлежности (подушки, одеяла, наматрацники (матрацы), чехлы, корсажи, пледы), предназначенные для укомплектования пассажирских поездов, принадлежащее Исполнителю на праве собственности или ином законном основании (пункт 1.2 Договора);
Услуги - оказываемые Исполнителем в течение всего срока действия настоящего Договора услуги по укомплектованию Вагонов Имуществом, включающие в себя сбор Имущества, требующего обработки, доставку Имущества от/до Вагонов, приемку, хранение, сортировку, учет, комплектацию, упаковку, обработку, предоставление Имущества в пользование и обеспечение потребности Заказчика в Имуществе в заявленных Заказчиком объемах и в порядке, определенном законодательством РФ, действующими нормативными правовыми и иными документами МПС России, Минтранс России, ОАО «РЖД», ОАО «ФПК» и настоящим Договором (пункт 1.3 Договора).
Пунктами 3.1.1 3.1.5 Договора стороны предусмотрели, что Исполнитель обязуется обеспечить наличие Имущества в составах поездов в количестве, определенном на основании заявок Заказчика. По окончании рейса и/или в иные сроки, установленные настоящим Договором или определенные в соответствии с ним, осуществлять сбор Имущества и его вывоз от вагонов поездов к месту обработки. Осуществлять обработку (стирку, химическую чистку, дезинфекцию, дезинсекцию) Имущества в объемах, заявленных Заказчиком, в соответствии с условиями настоящего Договора. Своими силами и за свой счет доставлять обработанное Имущество до экипируемых составов пассажирских поездов в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором или определенные в соответствии с ним.
Комплекты постельного белья, постельные принадлежности и мягкий инвентарь вагона являются собственностью ООО «Риквэст-Сервис».
В соответствии с пунктами 3.3.1 - 3.3.3 Договора Заказчик обязуется обеспечить наличие своего представителя в вагоне при доставке Исполнителем чистого Имущества до тамбура вагона и при вывозе Исполнителем использованного Имущества от вагона. По окончании рейса или в иной срок, установленный настоящим Договором или определенный в соответствии с ним, осуществлять сортировку Имущества в вагоне, требующего обработки по ассортименту, упаковку его в мешки в определенном для каждого вида количестве, с вложением листа-вкладыша и опломбированием мешка и передать его по накладной Исполнителю. Обеспечить присутствие своего представителя, уполномоченного подписывать акты об утере и порче, на участках сортировки (пунктах приема-сдачи имущества) для контроля за вскрытием запломбированных мешков и составлением актов в случае выявления порчи (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски) или недостачи имущества в мешках.
Исходя из содержания пунктов 3.3.12. 3.3.20. предмета Договора Заказчик обязан обеспечить сохранность переданного ему Исполнителем в рамках исполнения обязательств по Договору Имущества.
Пунктами 5.6, 5.9 Договора и пунктом 6.8 Регламента взаимодействия установлено, что Исполнитель осуществляет доставку обработанного Имущества до соответствующего состава поезда и передает Имущество уполномоченным представителям Заказчика по накладным унифицированной формы (Приложение № 5 к Регламенту взаимодействия) и по мере доставки Исполнителем Имущества до вагона, Заказчик осуществляет пересчет количества и осмотр Имущества, в том числе пересчет и осмотр комплектов постельного белья на предмет соответствия его категории оснащенности без повреждения упаковки.
В случае обнаружения визуальных недостатков Имущества, в том числе: несоответствия комплекта постельного белья категории оснащенности вагона или повреждения упаковки комплекта, Стороны составляют акт о недостатках, а в накладной делается отметка о недостатках или запись об отказе в принятии Имущества с недостатками.
Порядок снабжения пассажирских поездов чистыми комплектами постельного белья и предметами съемного мягкого имущества и порядок сбора использованного постельного белья и мягкого съемного имущества при возвращении состава из рейса детально описаны Регламентом взаимодействия.
Пунктами 6.2, 6,3, 6.9 Регламента взаимодействия установлено, что на основании полученной заявки представитель Исполнителя формирует повагонные накладные формы № ФИУ-20 в трех экземплярах на каждый вагон. При этом два экземпляра накладной № ФИУ-20 остаются у представителя Заказчика в вагоне и хранятся до окончания рейса и сдачи имущества, третий экземпляр передается представителю Исполнителя. Представители исполнителя несут ответственность за Имущество до момента передачи его в вагоне представителю Заказчика и получению подписи представителя Заказчика в накладной формы ФИУ-2О.
Факт передачи Исполнителем Имущества Заказчику подтверждается накладными формы № ФИУ-20 за период с 01.06.2017 г. по 31.07.2017 г.
В силу пункта 6.11. указанного Договора Заказчик (АО «ФПК») несет ответственность перед Исполнителем (ООО «Риквэст-Сервис») за повреждение, порчу, утрату и/или гибель по вине Заказчика Имущества с момента принятия обработанного Имущества надлежащего качества, комплектности и комплектации и до момента сдачи требующего обработки Имущества Исполнителю в соответствии с условиями настоящего Договора.
Повреждение, порча, утрата и/или гибель имущества ООО «Риквэст-Сервис» явились следствием неисполнения Заказчиком своих обязанностей по обеспечению сохранности переданного ему Исполнителем в рамках исполнения обязательств по Договору Имущества, предусмотренных Договором и вытекающих из него.
На основании подпункта 6.11.1. Договора возмещение стоимости утерянного, утраченного по вине Заказчика Имущества осуществляется путем возмещения 1000/0 стоимости такого Имущества согласно расценочной ведомости, ежеквартально предоставляемой Исполнителем Заказчику, с приложением подтверждающих расценки документов.
Пунктом 6.11.2 Договора определено, что возмещение стоимости испорченного и/или поврежденного (согласно п. 5.18 Договора) Имущества осуществляется путем возмещения стоимости такого имущества: 2-ой, 5-ой категории оснащенности фирменных и международных поездов (за исключением поездов, курсирующих в сообщении с государствами - бывшими республиками СССР); вагонов повышенной комфортности и 6-ой категории оснащенности - согласно расценочной ведомости; 1-ой, 3-ей, 4-ой, 5-ой категории оснащенности скорых, скоростных и пассажирских поездов – 50 % стоимости такого имущества согласно расценочной ведомости.
Оригинал расценочной ведомости с приложением подтверждающих расценки документов, в соответствии с подпунктом 6.11.3 Договора, ежеквартально представляется Исполнителем в Северо-Западный филиал АО «ФПК» на имя начальника филиала.
Порядок выставления финансовых претензий определен Сторонами в разделе 1 Регламента взаимодействия, положения которого являются обязательными для обеих сторон (п. 5.2. Договора). Так пунктом 11.1 Регламента взаимодействия установлено, что для возмещения затрат за утерянное и поврежденное Заказчиком или по вине Заказчика Имущество Исполнитель ежемесячно направляет Заказчику претензию. К претензии прилагается реестр комиссионных актов выявленных недостач.
ООО «Риквэст-Сервис» согласно условиям Договора и Регламента взаимодействия за период с 01.06.2017 г. по 31.07.2017 г. направило в адрес Северо-Западный филиала АО «ФПК» претензии для возмещения затрат за утерянное и поврежденное заказчиком или по вине заказчика имущество на основании пункта 1.1. Регламента взаимодействия № 64 от 06.07.2017 г., № 79 от 03.08.2017 г., № 80 от 04.08.2017 г. Претензии были направлены через Пассажирское вагонное депо Москва, о чем имеется отметка. К данным претензиям были приложены реестр комиссионных актов, оригиналы комиссионных актов за период с 01.06.2017 г. по 31.07.2017 г. и счет на оплату.
Оплата по направленным претензиям произведена Заказчиком (Ответчиком) в размере 54 690,08 рублей и 24 521,70 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 11.05.2018.
Также в целях досудебного урегулирования спора Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия от 12.12.2018 г. № 161, при этом при направлении претензии оригинал претензии и приложенный к ней оригинал реестра комиссионных актов выявленных недостач за соответствующий период направлялись в двух оригинальных экземплярах, один - в адрес Северо - Западного филиала АО «ФПК» на имя начальника ФИО1, второй - в адрес Пассажирского вагонного депо Москва на имя начальника ФИО2
Согласно расчету истца с учетом уточнения исковых требований, по состоянию на момент рассмотрения настоящего иска размер стоимости утраченного и испорченного имущества за период с 01.06.2017 г. по 31.07.2017 г. составляет 393 337 руб. 43 коп.
На основании ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Доводы апелляционной жалобы в части недоказанности факта оказания услуг несостоятельны.
Под возмещением убытков в соответствии со ст. ст. 15, 393 ГК РФ понимается обязанность стороны, нарушившей условия договора, компенсировать добросовестной стороне реальный ущерб (расходы на восстановление нарушенного права, которые она произвела или должна будет произвести, утраченное или поврежденное имущество) и упущенную выгоду - не полученные стороной доходы, на которые она могла бы рассчитывать, если бы договор был исполнен надлежащим образом.
Общим основанием для возмещения убытков является нарушение одним лицом прав другого (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Таким нарушением может являться неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств (п. 1 ст. 393 ГК РФ).
По общему правилу убытки подлежат возмещению в полном объеме, если законом или договором не предусмотрен меньший размер возмещения (п. 1 ст. 15, п. 2 ст. 393 ГК РФ).
Убытки возмещаются, если сторона, требующая возмещения, докажет следующие обстоятельства:
факт нарушения другой стороной обязательства, установленного договором или законом;
факт возникновения убытков;
причинно-следственную связь между этими событиями;
размер убытков.
Спор между сторонами возник по вопросу возмещения убытков, понесенных Истцом в результате неисполнения Ответчиком условий договора в части ответственности за сохранность переданного ему Истцом при исполнении Договора имущества, что привело к утрате и/или порче имущества.
В апелляционной жалобе Ответчик указывает на недоказанность того, что именно в результате действий АО «ФПК» причинены убытки.
Однако, согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относится, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Вместе с тем доказательств добросовестного исполнения своих обязательств в полном объеме Ответчиком не представлено.
В отношении доводов апелляционной жалобы в части наличия исправлений и неточностей при оформлении накладных № ФИУ-20 необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 5.18 Договора и пунктом 8.21 Регламента взаимодействия в случае несоответствия количества Имущества в мешках сведениям о количестве согласно накладной и вложенным в мешки листам-вкладышам, равно как и при обнаружении испорченного Имущества (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски), за исключением мешков с забракованным Имуществом. Стороны подписывают акт об утере и порче имущества (Приложение №6 к Регламенту взаимодействия). Указанный акт (комиссионный акт) составляется уполномоченными работниками Исполнителя и подписывается представителями Сторон и является основанием для выставления исполнителем Заказчику требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного Имущества.
Сторонами согласован порядок и основания для выставления Исполнителем Заказчику требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного Имущества, в соответствии с которым именно комиссионный акт, а не накладная № ФИУ-20 является основанием для выставления исполнителем Заказчику требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного Имущества.
В подтверждении факта недостачи и (или) порчи имущества истцом представлены именно комиссионные акты.
Пунктом 11.1 Регламента взаимодействия установлено, что для возмещения затрат за утерянное и поврежденное Заказчиком или по вине Заказчика Имущество Исполнитель ежемесячно направляет Заказчику претензию. К претензии прилагается реестр комиссионных актов выявленных недостач.
Претензия на имя начальника Северо - Западного филиала АО «ФПК» ФИО1 направлялась ценным письмом с уведомлением и описью-вложением по адресу: Невский проспект, д. 85. г. Санкт-Петербург. 191036. К претензии также прилагалось сопроводительное письмо, содержащее сведения о том, что второй оригинальный экземпляр данной претензии вместе с реестром комиссионных актов выявленных недостач направлен в адрес Пассажирского вагонного депо Москва на имя начальника ФИО2.
Претензия на имя начальника Пассажирского вагонного депо Москва ФИО2 вместе с реестром комиссионных актов выявленных недостач и оригиналом счета на оплату на сумму претензии, передавалась непосредственно в приемную начальника Пассажирского вагонного депо Москва ФИО2, что подтверждается отметкой в приеме документов и проставлением входящего номера (вх. 5922 от 13.12.2018).
Документы, подтверждающие направление претензий в том числе и претензии от 12.12.2018 г. № 161 Истцом Ответчику приложены Истцом к исковому заявлению.
Утверждение Ответчика о том, что претензия от 12.12.2018 г. № 161 не была им получена не соответствуют действительности и опровергается доказательствами, имеющимися в деле.
Соответственно у Ответчика имелись, а также Истцом в адрес Ответчика были направлены все необходимые документы и доказательства, позволяющие рассмотреть требования претензий по существу и доводы апелляционной жалобы относительно несоблюдения претензионного порядка разрешения спора не состоятельны и не соответствуют действительности.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Исходя из выше изложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2019 года по делу № А40-72830/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа .
Судья В.Р. Валиев