ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-23335/2019
г. Москва Дело № А40-733/19
03 июня 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: | Мухина С.М., ФИО1, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "ММРП"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2019 по делу № А40-733/19, принятое судьей М.М. Кузиным,
по заявлению АО "ММРП"
к Федеральному агентству морского и речного транспорта
третье лицо: ФГУП «Национальные рыбные ресурсы»
об оспаривании распоряжения,
при участии:
от заявителя: | ФИО2 по доверенности от 09.01.2019; |
от заинтересованного лица: | ФИО3 по доверенности от 10.01.2019; |
от третьего лица: | ФИО4 по доверенности от 17.12.2018; |
У С Т А Н О В И Л:
АО «ММРП» (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Федерального агентства морского и речного транспорта (ответчик, Росморречфлот) от 16.10.2018 №КС-359/1-р в части пунктов 2, 5, 6.
Решением от 15.03.2019 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Росморречфлота от 16.10.2018 № КС359/1-р «О внесении изменений в сведения о морском порте Мурманск в Реестре морских портов Российской Федерации» внесены изменения в сведения о морском порте Мурманск в Реестре морских портов Российской Федерации (Распоряжение Росморречфлота от 18.12.2009 № АД-273-р).
Не согласившись с оспариваемым распоряжением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции, правильно применив нормы права, верно установив обстоятельства дела, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы об отсутствии у Росморречфлота оснований для внесения в Реестр морских портов Российской Федерации сведений относительно оператора морского терминала - ФГУП «Нацрыбресурс» и внесения изменений в сведения об операторе морского терминала - АО «ММРП», не принимаются апелляционным судом.
Пунктом 5.4.5. Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 371 (Положение), а также пунктом 2 Порядка за Росморречфлотом прямо закреплены полномочия Росморречфлота по ведению Реестра морских портов Российской Федерации.
Иные федеральные органы исполнительной власти не наделены указанным полномочием.
Пунктом 3 Порядка установлено, что ведение Реестра Росморречфлотом включает сбор сведений о морских портах, внесение их в Реестр, систематизацию, изменение, хранение и исключение данных из Реестра.
Таким образом, внесение в Реестр сведений, их изменений или исключение является отражением существующего положения в морских портах Российской Федерации, не затрагивает права, в том числе права на объекты инфраструктуры морских портов, и законные интересы операторов морских терминалов и не оказывает влияние на осуществления ими своей деятельности.
На основании изложенного функция ведения Реестра не попадает под действие исключения из функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского, включая морские порты, транспорта в части морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, закрепленного в пункте 1 Положения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 Порядка Реестр содержит перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов.
Согласно пункту 10 Порядка перечень операторов морских терминалов, осуществляющих деятельность в морском порту, формируется исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации или сложившихся границ соответствующего морского порта в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ).
В отношении каждого морского терминала, находящегося в морском порту, в Реестре согласно пункту 16 Порядка указывается информация, предусмотренная подпунктами 3, 5, 6, 7 пункта 5 Порядка, а именно местонахождение, перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов, основные технические характеристики морских терминалов, в том числе возможности по перевалке грузов, обслуживанию судов и (или) обслуживанию пассажиров, период навигации.
Таким образом, в информацию о морском порте в Реестре вносятся сведения обо всех морских терминалах, расположенных в морском порту, в том числе о морских терминалах, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1535-р «Об установлении границ морского порта Мурманск (Мурманская область)», а также Обязательным постановлениям в морском порту Мурманск, утвержденным приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 222, терминал по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота находится в границах морского порта Мурманск.
Порядок внесения сведений об операторах морских терминалов в Реестр определен пунктом 18 Порядка.
Согласно указанному пункту Порядка сведения об операторах морских терминалов формируются администрацией морского порта на основании письменных заявлений операторов морских терминалов, в которых должна содержаться информация об оказываемых ими услугах, с приложением документов, предусмотренных подпунктами 3 (копии учредительных документов операторов морских терминалов, осуществляющих оказание услуг в морском порту, заверенные в установленном порядке) и 4 пункта 17 (копии свидетельств о государственной регистрации операторов морских терминалов в качестве юридических лиц, заверенные в установленном порядке) данного Порядка.
Сведения об операторах морских терминалов администрация морского порта направляет в Росморречфлот в течение пяти рабочих дней с момента окончания проверки указанных документов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что пунктом 8 статьи 4 Федерального закона № 261-ФЗ оператор морского терминала определен как транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона № 261-ФЗ под морским терминалом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 261-ФЗ объектами инфраструктуры морского порта являются здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
В соответствии с Перечнем объектов инфраструктуры морского порта, утвержденным приказом Минтранса России от 07.11.2017 № 475, причал является объектом инфраструктуры морского порта.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что под причалом понимается портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 261-ФЗ в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.
Перечень услуг не является закрытым.
Кроме того, ряд услуг в морских портах и на подходах к ним по использованию отдельных объектов инфраструктуры оказывается на платной основе в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 261-ФЗ.
Ведение Реестра морских портов Российской Федерации (Реестр) установлено статьей 9 Федерального закона № 261-ФЗ. Указанной статьей данная функция не отнесена к государственным услугам.
В соответствии с Распоряжением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия от 31.01.2018 № Ml8 за ФГУП «Нацрыбресурс» (Предприятие) на праве хозяйственного ведения закреплено 48 (сорок восемь) гидротехнических сооружений, расположенных в морском порту Мурманск (гидротехнические сооружения, причалы).
Ранее указанные гидротехнические сооружения использовались АО «ММРП» на основании договора доверительного управления № 1 от 15.02.2008, заключенного между АО «ММРП» и ТУ Росимущества по Мурманской области.
30.01.2018 указанный договор был расторгнут досрочно на основании уведомления МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (письмо за исх. № М5793 от 26.10.2017), решение о расторжении договора обосновано нормами п. 1 ст. 450, абз. 6 п. 1, п. 2 ст. 1024 ГК РФ, п.п. 7.3, 7.5 договора. Данные обстоятельства были установлены в решении Арбитражного суда Мурманской области от 27.02.2019 по делу № А42-11629/2018.
Таким образом, в связи с передачей причалов в хозяйственное ведение ФГУП «Нацрыбресурс», Предприятие обратилось в ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» с заявлением от 13.08.2018 № НРР-07/550 о включении Предприятия, как законного правообладателя гидротехнических сооружений, расположенных в морском порту Мурманск, в реестр морских портов в качестве оператора морского терминала.
По результату рассмотрения вышеуказанного заявления, Росморречфлот, руководствуясь п. 5.4.5 Положения о Росморречфлоте (утв. постановлением ФИО5 от 23.07.2014 № 371) и Порядком ведения Реестра морских портов РФ (утв. приказом Минтранса России от 01.04.2009), Распоряжением от 16. .0.2018 № КС-359/1-р внес соответствующие изменения в сведения о морском порте Мурманск в Реестре морских портов Российской Федерации, а именно в перечень операторов морских терминалов был включен Мурманский филиал ФГУП «Нацрыбресурс».
В то же время, в связи с расторжением МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия с АО «ММРП» договора доверительного управления № 1 от 15.02.2008 и отсутствием у заявителя иных законных оснований использования причалов, являющихся федеральной собственностью, Росморречфлотом из перечня имущества, входящего в состав терминала АО «ММРП», были обоснованно исключены причалы и длина причального фронта.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Росморречфлот законно осуществил внесение сведений в Реестр морских портов Российской Федерации в отношении ФГУП «Нацрыбресурс», как операторе морского терминала, является обоснованным.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, заявителем ранее был подан иск в Арбитражный суд Мурманской области к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о признании уведомления о расторжении договора доверительного управления находящимся в федеральной собственности имуществом недействительным. Предметом данного договора доверительного управления являлись в том числе вышеуказанные Объекты. Договор доверительного управления был расторгнут по инициативе учредительного управляющего, то есть Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия. В дальнейшем Объекты были закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Нацрыбресурс» распоряжением от 31.01.2018 № Ml8.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.02.2019 по делу № А42-11629/2018 в удовлетворении иска отказано полностью. Следовательно, в настоящий момент указанные Объекты не находятся во владении заявителя, в связи с чем в Реестре морских портов Российской Федерации не может быть отражена информация о наличии этих Объектов у заявителя.
Таким образом, материалами дела подтверждается отсутствие препятствия осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.03.2019 по делу № А40-733/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Л.Г. Яковлева
Судьи: С.М. Мухин
ФИО1