ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-7383/2022 от 19.07.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-43843/2022

город Москва Дело № А40-7383/22

21 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,

судей:

И.В.Бекетовой, ФИО1,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания А.С.Ивановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционную жалобу
АО "Концессии объектов обороны и безопасности"

на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2022 по делу № А40-7383/22

по заявлению АО "Концессии объектов обороны и безопасности" (ОГРН: <***>)

к ИФНС № 8 по Москве (ОГРН: <***>)

о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить сумму излишне

уплаченного налога в размере 3 578 538,50 рублей,

о возложении обязанности возвратить сумму излишне уплаченного налога в размере

3 578 538,50 рублей,

при участии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. 18.01.2022;

от ответчика:

ФИО3 по дов. от 22.09.2021;

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество "Концессии объектов обороны и безопасности" (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России № 8 по Москве (далее – ответчик, инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе возвратить сумму излишне уплаченного налога в размере 3 578 538,50 рублей, возложении на ИФНС России № 8 по Москве обязанности возвратить АО «Концессии объектов обороны и безопасности» сумму излишне уплаченного налога в размере 3 578 538,50 рублей.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Концессии объектов обороны и безопасности" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт о признании незаконными действий ИФНС России № 8 по Москве, выразившихся в отказе возвратить сумму излишне уплаченного налога в размере 3 578 538,50 рублей, возложении на ИФНС России № 8 по Москве обязанности возвратить АО «Концессии объектов обороны и безопасности» сумму излишне уплаченного налога в размере 3 578 538,50 рублей.

В судебном заседании апелляционного суда представитель АО "Концессии объектов обороны и безопасности" поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.

Представитель ИФНС № 8 по Москве возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представил письменный отзыв.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, 11 октября 2021 заявителю стало известно о наличии переплаты по налогу на прибыль в размере 3 578 538,50 рублей.

Заявитель ссылается на возникновение указанной переплаты при следующих обстоятельствах.

Определением суда от 23 апреля 2020 года в отношении заявителя прекращено производство по делу А40-302923/18-74-405 «Б» о признании его несостоятельным (банкротом) в виду утверждения мирового соглашения.

В ходе производства по делу о банкротстве каких-либо переплат по налоговым платежам конкурсным управляющим выявлено не было.

12 ноября 2020 года полномочия единоличного исполнительного органа были переданы управляющему - ООО «Управляющая компания «Актуальные бизнес технологии», после чего управляющая организация начала осуществлять проверку деятельности заявителя.

Заявителем 11 октября 2021 года из ИФНС № 8 по Москве были получены справка № 1253971 о состоянии расчетов по налогам, а так же выписка операций по расчету с бюджетом за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, из которых ему стало известно о наличии переплаты по налогу на прибыль.

Таким образом, как указывает заявитель, о факте наличия излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога ему стало известно только 11.10.2021.

АО «Концессии объектов обороны и безопасности» в ИФНС России № 8 по Москве 15 октября 2021 года было подано заявление № 1 о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 3 578 538,50 рублей.

18 октября 2021 года решением ИФНС России № 8 по Москве заявителю было отказано в возврате налогоплательщику налога в связи с нарушением срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении 3-лет со дня ее уплаты).

Посчитав указанное решение незаконным и нарушающим его права, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что о факте наличия излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога ему стало известно только 11.10.2021, следовательно, трехлетний срок обращения в налоговый орган за возвратом излишне уплаченного налога им соблюден.

При этом заявитель отмечает, что налоговым органом не направлялось в адрес АО «Концессии объектов обороны и безопасности» каких-либо извещений о наличии излишне уплаченных сумм налогов, ввиду чего заявитель узнал о задолженности только в конце 2021 года.

В связи с изложенным, заявитель ссылается на наличие правовых оснований для возврата ему излишне уплаченного налога на прибыль в размере 3 578 538,50 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у такого лица недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика поэтому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом.

В то же время, как указывает инспекция, АО «Концессии объектов обороны и безопасности» (ранее наименование ЗАО «АЛОР Инвест») до 08 июля 2018 года - состояла на учете в ИФНС России № 50 по Москве, с 09 июля 2018 состояло на учете в ИФНС России № 8 по Москве.

Как следует из материалов дела, 15 октября 2021 года в инспекцию поступило заявление общества о возврате излишне уплаченной суммы налога по прибыли организаций в размере 3 578 538 руб. 50 копеек.

Между тем, как указывает ответчик, переплата по налогу на прибыль организаций в размере 3 578 538 руб. 50 коп. образовалась до перехода заявителя в ИФНС России № 8 по Москве, то есть до 09.07.2018 года, поскольку налог был оплачен заявителем платежными поручениями в 2016 - 2017 гг., что подтверждается данными из программного обеспечения инспекции, приложенными к отзыву на заявление.

Так, налоговый орган указывает, что по состоянию на 28 сентября 2016 года у налогоплательщика имелась переплата в размере 3 648 175 руб. 50 коп; в связи с представленными расчетами за 2017 год с суммами к уплате переплата уменьшалась до 3 578 538 руб. 50 коп.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Из норм, изложенных в статье 52 и 54 НК РФ, следует, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет налоговую базу и сумму налога по итогам налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Исходя из сведений, размещенных на информационном ресурсе инспекции установлены даты, свидетельствующие об уведомлении налогоплательщика о переплате по налогу на прибыль.

Так, из материалов дела следует, что извещения о переплате были направлены 22.08.2016, 13.09.2017, 08.02.2017, 19.07.2017, что так же подтверждается информационным ресурсом инспекции (распечатками из базы АИС налог).

Как указывает налоговый орган, акты сверки по запросу налогоплательщика направлены 15.06.2018 по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), направлены 07.07.2017 - почтой (14.02.2018, 07.11.2016, 10.05.2017 - ежеквартальные сверки), уведомление о невозвращении акта сверки 15.02.2017, 04.08.2016, направлены справки о состоянии расчетов с бюджетом от 23.09.2015, 15.02.2018, 30.03.2018.

Налоговый орган сообщает, что им неоднократно в 2016, 2017 и в 2018 годах обществу направлялись выписки операций из лицевого счета, которые также подтверждают, что налогоплательщик с 2016 года знал о своей переплате по уплаченному налогу на прибыль.

Между тем, заявление представлено заявителем в налоговый орган 15.10.2021, то есть за пределами трехлетнего срока, что противоречит положениям пункта 7 статьи 78 Кодекса.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 1665-0-0 указано, что в соответствии с положениями статьи 78 Кодекса осуществляется правовое регулирование процедуры принятия налоговым органом решения о возврате суммы излишне уплаченного налога и направления его налоговым органом для исполнения в территориальный орган Федерального казначейства (пункт 8 статьи 78 Кодекса), при этом предусматривается, что за реализацией своего права на возврат (зачет) излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться с заявлением в течение трех лет со дня уплаты данной суммы (пункт 7 статьи 78 Кодекса).

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что закрепление в статье 78 Кодекса трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (Определение от 21 июня 2001 года № 173-0).

В пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ» разъяснено, что пропуск срока на подачу заявления в налоговый орган не препятствует налогоплательщику обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение 3 лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемых налоговых периодов, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания указанных обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.

Между тем, доводы заявителя о нарушении инспекцией положений пункта 3 статьи 78 Кодекса и в не уведомлении его об имеющейся у него переплате, правомерно отклонены судом как противоречащие материалам дела.

Так, из материалов дела следует, что извещения о наличии переплаты направлены Инспекцией в адрес заявителя 22.08.2016, 13.09.2017, 08.02.2017, 19.07.2017.

В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

При этом, из материалов дела следует, что инспекцией в адрес общества направлены акты сверки по запросу налогоплательщика 07.07.2017-почтой (14.02.2018, 07.11.2016, 10.05.2017 гг. - ежеквартальные сверки), также инспекцией в адрес заявителя направлены справки о состоянии расчетов с бюджетом от 23.09.2015, 15.02.2018, 30.03.2018.

В то же время не уведомление налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик, не может повлечь правовых последствий в виде изменения начала течения срока, на возврат излишне уплаченного налога.

При этом, как следует из Определения Верховного Суда РФ от 07.06.2017 № 301-КГ17-5881 по делу № А11-13538/2015 довод общества о неисполнении налоговым органом обязанности по сообщению налогоплательщику об излишней уплате налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 78 Кодекса, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство само по себе не изменяет установленный порядок исчисления срока давности для возврата налога, подлежащего самостоятельному исчислению налогоплательщиком.

На основании вышеизложенного доводы заявителя в заявлении об исчислении сроков и не выяснении обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат излишне уплаченного налога.

Поскольку налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о возврате переплаты 15.10.2021, следовательно, им пропущен срок на обращение с заявлением о возврате переплаты, установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ.

В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, предприниматель, исчисляя и уплачивая налоги самостоятельно, при проявлении должной добросовестности должен знать об излишне уплаченных суммах налогов непосредственно в момент уплаты или при формировании окончательного финансового результата по итогам налогового периода - календарного года.

Общество самостоятельно формировало переплату в размере 3 578 538 руб. 50 коп. и должно было узнать об излишней уплате налога с момента совершения действий по уплате налога и формирования платежного поручения, формирования налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2017 год.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в силу п. 3 ст. 78 НК РФ налогоплательщик должен был и мог при определении своих налоговых обязательств, располагая налоговыми декларациями, расчетами и документами об уплате налогов, знать об излишней уплате налогов.

При этом, доказательств того, что заявитель впервые узнал о наличии переплаты именно 11.10.2021 после получения справки № 1253971 о состоянии расчетов по налогам и выписки операций по расчету с бюджетом за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, и ранее переплата объективно не могла быть выявлена другими способами, заявителем в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обществом пропущен трехлетний срок, установленный законом для возврата суммы излишне уплаченного налога.

Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно правовой позиции ВАС РФ изложенной в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56, бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием возникновения переплаты по налогу, возлагается на налогоплательщика.

На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что оснований для признания незаконными действий ИФНС России № 8 по Москве, выразившихся в отказе возвратить сумму излишне уплаченного налога в размере 3 578 538,50 рублей, не имеется с учетом того, что заявителем пропущен установленный п. 7 ст. 78 НК РФ срок обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением о возврате излишне уплаченного налога.

При этом доводы заявителя о недоказанности налоговым органом того обстоятельства, что переплата возникла до 09.07.2018, отклоняются судом как документально не подтвержденные.

Доводы заявителя о том, что в 2017-2018 гг. он извещался об иных переплатах, также отклоняются судом, поскольку каких-либо доказательств в обоснование указанных доводов заявителем также не представлено.

Доводы заявителя о том, что поскольку в ходе банкротства Общества его конкурсный управляющий не выявил переплату, до 2021 года обществу не было известно о ее наличии, отклоняются судом как противоречащие материалам дела, из которых следует, что извещения о переплате, акты сверки по запросу налогоплательщика, выписки операций из лицевого счета, направлялись заявителю в 2016-2018 гг., что свидетельствует о том, что налогоплательщик с 2016 года знал о своей переплате по уплаченному налогу на прибыль.

Заявителем не доказано наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для отмены оспариваемого отказа.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2022 по делу
№А40-7383/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья Ж.В. Поташова

Судьи И.В.Бекетова

ФИО1

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.