ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-74463/2023 от 30.01.2024 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

1 февраля 2024 года

Дело № А40-74463/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 1 февраля 2024 года

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,

судей Ананьиной Е.А., Анисимовой О.В.,

при участии в заседании:

от заявителя: Администрации города Моршанска Тамбовской области - извещена, представитель не явился;

от заинтересованного лица: Федерального казначейства – ФИО1, представитель по доверенности от 24 августа 2022 года;

от третьего лица: публично-правовой компании «Фонд развития территорий» - извещен, представитель не явился;

рассмотрев 30 января 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Моршанска Тамбовской области

на решение от 28 июня 2023 года

Арбитражного суда города Москвы

на постановление от 12 сентября 2023 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

по делу № А40-74463/2023,

по заявлению Администрации города Моршанска Тамбовской области

к Федеральному казначейству

третье лицо: публично-правовая компания «Фонд развития территорий»

о признании незаконным представления,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Моршанска Тамбовской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному казначейству (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным представления от 26 июля 2022 года № 07-04-13/18-18498-ДСП в части возврата Тамбовской областью средств финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 114 536 363,09 рублей (109 082 250,56 рублей сумма финансовой поддержки и штраф в размере 5% от суммы - 5 454 112,53 рублей), выделенных на реализацию проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры «Создание, реконструкция, модернизация объектов теплоснабжения на территории г. Моршанска».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (далее – ППК «Фонд развития территорий», третье лицо).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2023 года, в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.

Не согласившись с принятыми судами актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.

В отзыве на кассационную жалобу казначейство просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании кассационной инстанции представитель Федерального казначейства с доводами кассационной жалобы не согласился.

Представители администрации и ППК «Фонд развития территорий» в заседание кассационной инстанции не явились. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.

Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, в период с 16 марта 2022 года по 6 мая 2022 года на основании приказа Федерального казначейства от 22 февраля 2022 года № 59п «О назначении плановой выездной проверки в государственной корпорации - Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в отношении государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) проведена плановая выездная проверка использования средств Фонда на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Результаты проверки отражены в акте выездной проверки Фонда от 31 мая 2022 года.

По результатам проверки выдано представление от 26 июля 2022 года № 07-04-13/18-18498-ДСП (далее - представление), в соответствии с которым Фонду предписано принять меры по устранению причин и условий нарушений, а также устранить нарушения в срок до 1 марта 2023 года путем принятия и контроля за исполнением решений о возврате Тамбовской областью средств финансовой поддержки, предоставленных за счет средств Фонда -114 536 363,09 рубля (сумма финансовой поддержки -109 082 250,56 рубля, сумма штрафа - 5 454 112,53 рубля).

Указанным представлением также установлены срок и порядок его исполнения.

Считая свои права и законные интересы нарушенными, Администрация города Моршанска Тамбовской области обратилась в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемого акта недействительным ввиду его соответствия закону и отсутствии доказательств нарушения прав заявителя.

Выводы судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам соответствуют.

Из пункта 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Под представлением в целях Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092 (далее - Правила), определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.

Подпунктом «а» пункта 6 Правил предусмотрено, что Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В силу пункта 56 Правил контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю. Проведение и результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами.

При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (подпункт «а» пункта 68 Правил).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что срок обжалования представления казначейства от 26 июля 2022 года № 07-04- 13/18-18498-ДСП заявителем пропущен.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судами установлено, что заявителем срок обжалования пропущен значительно, поскольку представление вынесено 26 июля 2022 года, в то время как заявитель обратился в суд 5 апреля 2023 года.

Заявителем направлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока ввиду того, что последнему стало известно о вынесении оспариваемого представления лишь в ходе совещания состоявшегося 3 февраля 2023 года в Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области. При этом в его адрес данное представление не поступало.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока, поскольку обстоятельства, на которые ссылается заявитель в ходатайстве, не свидетельствуют об уважительности причины пропуска срока.

Таким образом, администрация пропустила без уважительных причин трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Наличие указанного обстоятельства является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При этом судами также дана надлежащая оценка по каждому выявленному казначейством нарушению.

Руководствуясь статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 5, 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года № 1237, пунктами 2, 12, 19, 30, 38, 39 Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451, а также доказательствами, представленными в материалах настоящего дела, суды пришли к верному выводу о том, что представление казначейства в обжалуемой заявителем части соответствует действующему законодательству и что в указанном представлении последовательно и подробно указана информация о выявленных нарушениях, по которым принято решение о направлении данного представления в адрес Фонда, со ссылками на нормативные правовые акты.

Судами отмечено, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов представлением Федерального казначейства № 07-04-13/18-18498-ДСП от 26 июля 2022 года в оспариваемой им части.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований..

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года № 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2023 года по делу А40-74463/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья

Р.Р. Латыпова

Судьи

Е.А. Ананьина

О.В. Анисимова