ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-75417/20 от 21.06.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

28 июня 2021 года                                               Дело № А40-75417/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2021 года

Арбитражный суд Московского округа в составе:

Председательствующего судьи: ГречишкинаА.А.

судей: Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): Алексеев Д.Ю., по доверенности от 01.06.2020;

от заинтересованного лица: Угрин И.П., по доверенности от 02.09.2020

от третьего лица:  не явился, извещен

рассмотрев 21 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу

Ассоциации «Безопасное Строительство»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2020,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021

по заявлению Ассоциации «Безопасное Строительство» (ИНН 7839018883, ОГРН 1117800000340)

к Росреестру (ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465)

третье лицо: Ростехнадзор

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Ассоциация "Безопасное Строительство" (далее – Ассоциация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее -  Росреестр)  от 18.02.2020 N 07-01310-мс/20 об отказе во внесении сведений об Ассоциации в государственный реестр саморегулируемых организаций (далее – СРО).

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Ассоциация просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.

По доводам кассационной жалобы заявитель указывает, что судами не применены нормы части 10 статьи 20 Закона № 315-ФЗ, устанавливающие исчерпывающий перечень оснований для принятия Росреестром решения об отказе во внесении сведений об Ассоциации в  государственный реестр СРО, судами при рассмотрении спора применены нормы главы 6.1 ГрК РФ, которые не могут быть распространены на Ассоциацию, судамив нарушении статей 71, 170 АПК РФ, не исследованы и не отражены в оспариваемых решении и постановлении доводы и доказательства заявителя.

В материалы дела заявителем представлено уточнение правовой позиции, Росреестром представлены отзыв на кассационную жалобу и дополнения к отзыву.

Определением Арбитражного суда Московского округа от 20.05.2021 рассмотрение кассационной жалобы было отложено в порядке части 5 статьи 158 АПК РФ.

В судебном заседании суда кассационной инстанции, явившиеся представители Ассоциации и Росреестра, поддержали изложенные в жалобе и представленном в материалы дела отзыве доводы, даны пояснения.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.

При рассмотрении дела судами установлено и из материалов дела следует, что Росреестр решением от 18.02.2020 N 07-01310-мс/20 отказал Ассоциации во внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью, со ссылкой на то, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функции государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и на ведение реестра указанных саморегулируемых организаций, является Ростехнадзор.

Ссылаясь на незаконность отказа Росреестра, Ассоциация обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, положениями Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в совокупности с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, пришли к выводу о том, что у Росреестра отсутствовали правовые основания для внесения сведений об Ассоциации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Из представленных Ассоциацией документов: Устава Ассоциации "Безопасное Строительство" (пункты 2.1, 3.1 Устава); Положения о членских взносах в Ассоциации "Безопасное Строительство" (пункт 2.1 Положения о членстве); Стандартов предпринимательской деятельности членов Ассоциации "Безопасное Строительство" (пункты 4.2.4, 4.4.1 Стандратов Ассоциации); Перечня членов Ассоциации судами установлено, что предметом саморегулирования Ассоциации является предпринимательская деятельность ее членов в сфере строительства.

Суды указали, что особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности (часть 2.1 статьи 1 Федерального закона о СРО).

Отношения, связанные с приобретением статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, регулируются главой 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности (часть 1 статьи 20 Федерального закона о СРО).

В случае если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом (часть 2 статьи 20 Федерального закона о СРО).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функции государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и на ведение реестра указанных саморегулируемых организаций является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положение о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202).

Кассационный суд не может согласиться с судами ввиду следующего.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 1 декабря 2007 г.   № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» ведение государственного реестра саморегулируемых организаций (СРО) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности.

В настоящее время в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации,  кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г.  № 457,  ведение государственного реестра СРО, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью, отнесено к компетенции Росреестра.

В случае,  если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра СРО в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г, № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций»  определены органы надзора за СРО в различных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, которые в силу статьи 20 Закона № 315-ФЗ также являются органами, уполномоченными на внесение сведений о некоммерческих организациях в соответствующие реестры СРО (то есть уполномочены на присвоение некоммерческой организации статуса СРО).

В Положении о надзоре перечислены виды предпринимательской и профессиональной деятельности, для осуществления которой в соответствии с законодательством Российской Федерации членство в СРО является обязательным.

Положением о надзоре, в частности, определено, что Ростехнадзор осуществляет государственный надзор в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

В постановлении  Правительства  РФ  от 19.11.2008. № 864 определено, что государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В настоящее время в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации членство в таких СРО является обязательным для индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц,  выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

При этом Градостроительным кодексом определены случаи, в которых членство в СРО сферы строительства не является обязательным (например, в случае,  если размер обязательств по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, не превышает трех миллионов рублей).

Необходимо отметить, что Ростехнадзор был уполномочен на ведение соответствующего реестра СРО, основанных на обязательном членстве, в связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федераций», которым было введено обязательное членство в СРО сферы строительства.

Таким образом, Ростехнадзор в настоящее время уполномочен на ведение государственного реестра СРО сферы строительства, основанных на обязательном членстве и участники которых осуществляют строительную деятельность по вышеупомянутым договорам.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере строительства не в рамках вышеупомянутых договоров  и для которых не требуется обязательное членстве в СРО, могут в добровольном порядке в соответствии с Законом № 315-ФЗ объединиться в СРО, ведение государственного реестра которых отнесено к полномочиям Росреестра.

Кассационный суд отмечает, что суды пришли к выводу о том, что функции государственного контроля за деятельностью заявителя должен осуществлять Ростехнадзор.  Между тем, последний в отзыве  на заявление  указал, что осуществляет надзор за деятельностью  СРО в области  инженерных изысканий,  архитектурно-строительного проектирования, строительства,  реконструкции и  капитального ремонта объектов капитального  строительства. Иных  саморегулируемых  организаций, которые не соответствуют  требованиям  ст. 55.4  ГРК РФ законодательство  РФ о градостроительной деятельности не  предусматривает.

Учитывая  это,  кассационный суд пришел к выводу о том, что у Росреестра не было оснований для отказа  заявителю  во внесении  сведений об Ассоциации в государственный  реестр  саморегулируемых организаций.

Ссылка судов на судебную практику неосновательна, поскольку речь идет о делах, рассмотренных до внесения  изменений  в ГрК РФ, которыми было изменено понятие  саморегулируемой организации в области  строительства, и соответственно,  ее предмет регулирования.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 287 АПК РФ кассационный суд, учитывая, что  фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применена норма права, то  следует  отменить решение суда первой инстанции и  постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить заявление Ассоциации.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 по делу № А40-75417/2020 отменить.

Признать незаконным решение Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 07-01310-мс/20 от 18 02 2020 об отказе во внесении  сведений об Ассоциации «Безопасное Строительство» в государственный  реестр  саморегулируемых организаций, в отношении которых  не определен  уполномоченный  федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий  функции  по контролю (надзору) за их деятельностью.

Обязать Федеральную  службу государственной регистрации, кадастра и картографии внести сведения об Ассоциации «Безопасное Строительство»в государственный  реестр  саморегулируемых организаций, в отношении которых  не определен  уполномоченный  федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий  функции  по контролю (надзору) за их деятельностью.

Взыскать с Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии в пользу Ассоциации «Безопасное Строительство» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. и расходы  за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в сумме 3 000 руб.

Председательствующий судья                                                         А.А. Гречишкин

Судьи:                                                                                                    В.В. Кузнецов

                                                                                                                 Р.Р.  Латыпова