ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-77105/2017 от 01.03.2018 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

07.03.2018

Дело № А40-77105/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2018 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Филиной Е.Ю.,

судей Новосёлова А.Л., Тутубалиной Л.А.,

при участии в заседании:

от истца: Гасанов М.Г., доверенность № 01-01-11-6365/17 от 28.12.2017,

от ответчика: Лемешев А.А., доверенность от 19.01.2018,

рассмотрев 01 марта 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу

Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы

на решение от 23 августа 2017 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Мороз К.Г.,

на постановление от 29 ноября 2017 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Левиной Т.Ю., Поповой Г.Н., Семикиной О.Н.,

по иску Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы

к АО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике»

о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» (далее – ответчик) о взыскании задолженности в размере 665 477 руб.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2017 года решение Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы подана кассационная жалоба на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2017 года, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании суда кассационной инстанции от Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы поступило заявление о замене Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы на Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в порядке процессуального правопреемства.

Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.

Постановлением Правительства Москвы от 07.03.2017 № 81-ПП Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы реорганизован путем присоединения к нему Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и установлено, что Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы является правопреемником Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Далее Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы был переименован в Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы 08.09.2017 реорганизован в форме присоединения к Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы, который переименован в Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, о чем 19.12.2017 года внесена соответствующая запись.

Суд считает возможным произвести замену Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы на Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в порядке процессуального правопреемства.

В обоснование кассационной жалобы истец ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывает, что судами не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании суда кассационной инстанции истец поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил оспариваемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика возражал против доводов кассационной жалобы, просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Представленный ответчиком в суд кассационной инстанции письменный отзыв на кассационную жалобу без приложения доказательств заблаговременного направления его копии лицам, участвующим в деле, не приобщается судом как представленный с нарушением частей 1, 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на кассационную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд.

Обсудив заявленные доводы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения по следующим основаниям.

Судами установлено, что между Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы (государственный заказчик) и АО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» (исполнитель) заключен государственный контракт № 0173200001113000065 от 08 августа 2013 года, предметом которого является выполнение работ по теме: «Разработка отчетного сводного топливно-энергетического баланса города Москвы на 2012 год» в соответствии с техническим заданием.

09 октября 2013 года между Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы (государственный заказчик) и АО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» (исполнитель) заключен государственный контракт № 9Р4/0173200001113000098, предметом которого является выполнение работ по теме: «Анализ и оценка показателей надежности энергоснабжения города Москвы в 2011-2012», в соответствии с техническим заданием.

Как установлено судами, работы по указанным государственным контрактам были приняты и оплачены в полном объеме, претензий по качеству и объему выполненных работ истцом заявлено не было.

Контрольно-счетной палатой Москвы была проведена проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств на выполнение Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы государственных функций.

По результатам проверки установлено, что истцом дважды были приняты и оплачены работы по разработке сводного отчетного ТЭБ города Москвы за 2012 год, что привело к избыточному расходованию бюджетных средств. Стоимость указанных работ с учетом снижения 5%, установленного пунктом 1.4 протокола совещания у Мэра Москвы от 12.04.2013 № 4-26-11/3, и тендерного снижения в размере 6% составила 665 477 руб. 86 коп.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчику.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.

В соответствии с контрактом № 9Р4/0173200001113000087от 09.10.2013 года, заключенным с ДепТЭХ города Москвы по результатам открытого конкурса, ответчик выполнил работы по теме: «Анализ и оценка показателей надежности энергоснабжения города Москвы в 2011 - 2012 гг.». В составе этой работы в рамках четвертого этапа, именуемого: «Разработка аналитического доклада о функционировании топливно-энергетического хозяйства города Москвы в 2012 году», был разработан сводный отчетный топливно-энергетический баланс (ТЭБ) города Москвы за 2012 год. Разработка этого ТЭБ предусматривалась пунктом 4.2.11 технического задания и включала анализ структуры ТЭБа по основным сегментам экономики.

В рамках государственного контракта № 0173200001113000065 от 08.08.2013 года, заключенного между ДепТЭХ города Москвы и АО «АПБЭ» по результатам открытого конкурса, исполнителем была выполнена работа по теме: «Разработка отчетного сводного топливно-энергетического баланса города Москвы на 2012 год». Техническим заданием к указанному государственному контракту предполагалось формирование однопродуктовых балансов по следующим видам энергоресурсов: твердое топливо, сырая нефть, нефтепродукты, природный газ, гидро и НВЭИ, электроэнергия, теплоэнергия (пункт 7.2.7 технического задания).

Судами установлено, что работа, связанная с анализом структуры ТЭБа по основным сегментам экономики, была выполнена и принята ДепТЭХ города Москвы без замечаний, оплачена в рамках государственного контракта № 9Р4/0173200001113000087 от 09.10.2013 года. В состав работ, предусмотренных государственным контрактом № 0173200001113000065 от 08.08.2013 года, данная работа не входила, в цену этого контракта не включалась и заказчиком в рамках данного контракта не оплачивалась.

Таким образом, суды пришли к выводам об отсутствии оснований считать работы, выполняемые в рамках двух контрактов, идентичными и оплаченными дважды.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами не была дана оценка фактическим обстоятельствам и доказательствам по делу, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку судами дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам и доводам сторон в их совокупности и взаимной связи с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Фактически доводы кассационной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам дела. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Произвести замену Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы (ОГРН 1037700110238) на его правопреемника Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (ОГРН 1037700110238).

Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2017 года и постановлениеДевятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2017 года по делу № А40-77105/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.Ю. Филина

Судьи: А.Л. Новосёлов

Л.А. Тутубалина