ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-77461/2021 от 16.05.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

18 мая 2022 года                                                  Дело № А40-77461/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2022 года

Арбитражный суд Московского округа в составе:

Председательствующего судьи: ГречишкинаА.А.

судей: Дербенева А.А., Каменской О.В.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 01.01.2022,  ФИО2, по доверенности от  01.01.2022;

от заинтересованных лиц:

ИФНС России № 28 по г. Москве: ФИО3, по доверенности от 06.09.2021,

УФНС России по г. Москве: ФИО4, по доверенности от 10.01.2022;

рассмотрев 16 мая 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу

ООО «Газпром Питание»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2021,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022

по заявлению ООО «Газпром Питание»

к ИФНС России № 28 по г. Москве, УФНС России по г. Москве

о признании незаконными решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром Питание» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по г. Москве (далее – инспекция, налоговый орган) от 30.10.2020 N 12-09/048962@, решения Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее – управление) от 09.12.2020 N 21-10/191082.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права.

Согласно позиции заявителя, предоставление отсрочки по уплате налога является обязанностью налогового органа при установлении соответствия заявителя, претендующего на отсрочку, критериям предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 07.11.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов», «Перечнем видов экономической деятельности для целей применения подпункта «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409»). По мнению заявителя жалобы, оспариваемое решение не соответствует статье 64 НК РФ, Постановлению № 409 и Перечню, выводы судов о правомерности отказа налогового органа в предоставлении отсрочки основанные на наличии переплаты в КРСБ по определенным налогам основаны на неверном применении норм права и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку воспрепятствовали получению отсрочки по уплате налогов предприятию общественного питания, которое предусмотрено в Перечне отраслей экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате  распространения новой коронавирусной инфекции.

В материалы дела от инспекции и управления поступили отзывы на кассационную жалобу, по доводам которой возражают, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании 12.05.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 16.05.2022.

В ходе рассмотрения кассационной жалобы представители общества, инспекции и управления поддержали приведенные в жалобе и представленных в материалы дела отзывах доводы, дали пояснения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

Как установлено судами, общество, ссылается на осуществление деятельности, включенной в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (а именно, деятельность по предоставлению продуктов питания и напитковОКВЭД 56). В этой связи общество обратилось в инспекцию с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов за июль 2020 года.

Не согласившись с отказом инспекции в предоставленииотсрочки, общество обратилось в суд с заявленными требованиями.

При рассмотрении спора судами установлено, что 21.08.2020 обществом через ТКС от инспекции было получено информационное письмо, в котором инспекция уведомила о возможности рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов за июль 2020 года только после получения от налогоплательщика  всех необходимых деклараций и расчетов.

Обществомбыл направлен 09.10.2020 в адрес инспекции «Расчет по страховым взносам» за 9 месяцев 2020 года, 20.10.2020 - «Декларация по налогу на прибыль организации» за 9 месяцев 2020 года.

Общество повторно направило 15.10.2020 в инспекцию информацию для предоставления отсрочки по уплате страховых взносов за июль 2020 года.

Как указывает общество, в связи с тем, что в его составе имеется 22 филиала, которые наделены правом самостоятельного исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов, информация по начисленным суммам страховых взносов была направлена в инспекцию в разрезе КБК каждого филиала.

Обществом 06.11.2020 получено оспариваемое  письмо от 30.10.2020 N 12-09/048962@ об отсутствии оснований для предоставления отсрочки по уплате страховых взносов, так как инспекция рассмотрела финансовое положение общества на дату подачи повторного заявления (15.10.2020), а не по сроку уплаты страховых взносов (17.08.2020).

Согласно ответу инспекции, на дату письма задолженность по налогам и страховым взносам у общества отсутствует, имеется переплата.

Согласно позиции общества, фактически данная переплата образовалась искусственно, так как начисленные суммы страховых взносов за 2 квартал 2020 (май и июнь) не были своевременно проведены инспекцией в лицевом счете общества, а за 3 квартал 2020 года начисленные суммы были проведены в полном объеме, при этом оплата страховых взносов за август и сентябрь 2020 года была произведена обществом в установленные законом сроки.

Общество полагало, что ему будет предоставлена отсрочка оплаты страховых взносов за июль 2020 года, к 17.08.2020 образовалась недоимка, так как страховые взносы за июль к тому времени еще не были оплачены.

В связи с отказом инспекции в предоставлении отсрочки обществом  были оплачены 13.11.2020 страховые взносы за июль 2020 года во избежание начисления пени в большем размере.

Согласно позиции заявителя,  Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» утверждены Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов» также предусмотрено, что отсрочка (рассрочка) уплаты предоставляется по налогам (недоимке) по сроку уплаты, а не по сроку подачи заявления на предоставление отсрочки.

Исходя из изложенного, по мнению общества, данный показатель появился у него начиная с I квартала 2020 года, что также подтверждается тем, что ранее инспекция своим решением от 07.09.2020 N 7 предоставляла обществу отсрочку по уплате страховых взносов за май и июнь 2020 года.

Общество указывает, что инспекция рассмотрела финансовое положение общества на дату подачи повторного заявления, а не по сроку уплаты страховых взносов, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

При этом, как указывает заявитель, денежные суммы, на которые указывают налоговые органы как на переплату, фактически не являются переплатой, образованной в результате закрытия обособленного подразделения, а являются ошибочно перечисленными филиалом «Томское управление по организации общественного питания» страховыми взносами за май и август 2020 года, указав при этом на то, что страховые взносы за август были переданы в ИФНС России по г. Томску (7017) 11.12.2020 года, а страховые взносы за май - 20.09.2021 года.

Основываясь на положениях статьи 64 Налогового кодекса РФ,  Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов,  суды сделали вывод об отсутствии оснований для предоставления заявителю отсрочки и  исходили из того, что оспариваемое решение соответствует действующему налоговому законодательству и не нарушает права и интересы общества.

Признавая правомерным отказ инспекции в предоставлении обществу отсрочки, суды установили, что на дату начала рассмотрения заявлений по сроку уплаты 17.08.2020 N 1, 2, 3 и на дату подачи письма от 14.10.2020 N 06-04/1323 о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов за июль 2020 г. (дата поступления в ИФНС России N 28 по г. Москве - 15.10.2020) в КРСБ заявителя числилась переплата, в сумме превышающей начисления по сроку 17.08.2020, в связи с чем оснований для предоставления обществу отсрочки по уплате налоговых платежей у инспекции отсутствовало.

Судами  было установлено на основании пояснений инспекции, что в карточке по расчетам с бюджетом (далее - КРСБ) обществом были  отражены следующие суммы начисленных налоговых платежей по сроку уплаты 17.08.2020 г.: в размере 27 461,46 руб. «Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)» КБК 18210202090070010160, в размере 1 084 472,49 руб. «Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года» КБК 18210202101080013160; в размере 3 988 264,49 руб. «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)»КБК 18210202010060010160

В связи с прекращением деятельности и снятием с налогового учета обособленного подразделение юридического лица Столовая N 11 филиала «Томское управление по организации общественного питания» 02.10.2020 г. в КРСБ налогоплательщика принята переплата по налогам: по КБК 18210202090070010160 в сумме 768 189,68 руб. из закрытой КРСБ. Переплата в закрытой карточке образовалась в связи с уплатой налога 15.09.2020 г. в сумме 395 920,87 руб. и 372 268,81 руб., по КБК 18210202101080013160 в сумме 1 394 262,38 руб. из закрытой КРСБ. Переплата в закрытой карточке образовалась в связи с уплатой налога 15.09.2020 г. в сумме 736 915,86 руб. и 657 346,52 руб., по КБК 18210202010060010160 в сумме 5 989 746,09 руб. из закрытой КРСБ. Переплата в закрытой карточке образовалась в связи с уплатой налога 15.09.2020 г. в сумме 2 835 613,08 руб. и 3 154 133,01 руб.

Доводы налогоплательщика о том, что переплата в КРСБ образовалась в результате неправомерных действий налогового органа, отклонены судами как несостоятельные, поскольку переплата образовалась у заявителя вследствие переноса переплаты, принятой из КРСБ прекратившего деятельность и снятого в связи с этим с налогового учета обособленного подразделения юридического лица Столовая N 11 филиала «Томское управление по организации общественного питания», которая превышала начисления по сроку 17.08.2020 г.

При этом судами приняты во внимание пояснения инспекции о том,  что обществом 13.11.2020 произведена самостоятельно уплата налогов в размере 1 084 472,49 руб. по КБК 18210202101080013160 и в размере 3 988 264,49 руб. по КБК 18210202010060010160 по оспариваемому сроку 17.08.2020.

Кассационный суд не может согласиться с выводами судов.

Отсрочка  по уплате налога (страхового взноса)  представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности (ч. 1 ст. 64  НК РФ).

Суды верно указали, что Правительству  РФ было  предоставлено право в 2020 г.  на предоставление отсрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей на основании  Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Правительством РФ было принято постановление от 02.04.2020 N 409 (ред. от 30.05.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»,    которым были установлены Правила  предоставления отсрочки  (рассрочки) по уплате  налогов, авансовых платежей и страховых взносов.

Для получения отсрочки  согласно пунктам 1 и 3 Правил заявитель  должен соответствовать следующим условиям:

-код основного вида деятельности заявителя по состоянию на 1 марта 2020 относится к Перечню;

-доход заявителя снизился более чем на 10 процентов или получен убыток по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.

В соответствии с п. 4 Правил размер доходов определяется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Расчет снижения размера доходов производится на основании показателей за квартал, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке или рассрочке по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее - заявление). Эти данные сравниваются с показателями за аналогичный период 2019 года.

Как указано в кассационной жалобе, Общество на момент подачи первичного заявления о предоставлении отсрочки на 3 месяца и декларации соответствовало данным условиям, что не оспаривалось налоговым органом. Общество обратило внимание суда,  что налоговым органом была предоставлена отсрочка за предыдущие два периода:  май 2020 и июнь 2020.

Основным видом деятельности общества является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков, соответствующим пункту 56 «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст)и  относится к организациям, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, согласно пункту 6 Перечня.

По состоянию на июль 2020 период Общество понесло убыток, что подтверждается декларациями.

Учитывая данные обстоятельства, кассационный суд соглашается с позицией   общества о том, что оно имело право на  предоставление отсрочки по уплате страховых взносов за спорный период.

 Обстоятельство, на которое  указала  инспекция в обжалуемом решении и с которым согласились  суды,  о том, что на дату письма (повторного) задолженность по налогам и страховым взносам отсутствует, а имеется  переплата,  не влияет на право  общества на  предоставление отсрочки.  Положительное сальдо по соответствующим КБК в октябре 2020 г. не может свидетельствовать об отсутствии права у общества в получении отсрочки за июль 2020 г., в том числе с учетом природы возникновения данной переплаты. Общество  предоставило разумное  объяснение указанной переплаты: расчетный характер порядка уплаты страховых взносов, закрытие подразделения, перенос остатков.

Учитывая изложенное,  обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.

В связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные в материалы дела доказательства исследованы, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение суда первой инстанции и  постановление суда апелляционной инстанции  и принять новый судебный акт, которым  следует  удовлетворить требования общества.

Подход кассационного суда по настоящему делу  соответствует судебной практике Верховного Суда  РФ по подобным спорам,  которая нашла свое отражение в определенияхот 08.04.2021 N АПЛ21-105, от 02.08.2021 N 306-ЭС21-11989,  от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по делу № А40-77461/2021 отменить.

Признать недействительным решение ИФНС  России № 28 по г. Москве об отказе в предоставлении отсрочки в отношении ООО «Газпром Питание», изложенное в письме  от 30.10.2020 № 12-09/048962@.

Взыскать с ИФНС России № 28 по г. Москве  в пользу  ООО «Газпром Питание» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. за  подачу кассационной жалобы.

Возвратить ООО «Газпром Питание» из федерального  бюджета  сумму излишне уплаченной   государственной пошлины  в сумме 1500 руб.

Председательствующий судья                                                     А.А. Гречишкин

Судьи:                                                                     А.А. Дербенев

                                                                                                             О.В. Каменская