ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-77730/18-154-903 от 10.01.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-77730/18-154-903

15 января 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 15 января 2019 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ФСИН России: ФИО1 (дов. № исх-01-72564 от 09.12.2016 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: ФИО2 (дов. № ИА/9188/18 от 13.02.2018 г.);

рассмотрев 10 января 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний

на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2018 г.,

принятое судьей Полукаровым А.В.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2018 г.,

принятое судьями Свиридовым В.А., Чеботаревой И.А., Бекетовой И.В.,

по делу № А40-77730/18-154-903

по заявлению Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН <***>; 119049, <...>)

к Федеральной антимонопольной службе (123995, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ: на основании приказов Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 20 сентября 2016 г. № 1322/16, от 12 октября 2016 г. № 1446/16 и от 27 октября 2016 г. № 1513/16 в период с 29 сентября 2016 г. по 28 декабря 2016 г. антимонопольным органом проведена плановая выездная проверка в отношении Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России, заявитель) на предмет соблюдения требования законодательства в сфере государственного оборонного заказа при осуществлении своей деятельности.

В ходе проведения проверки антимонопольным органом установлено, что Федеральной службой исполнения наказаний нарушены требования законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28 декабря 2016 г. № 178-ДСП.

В целях устранения нарушений заявителю выдано предписание от 11 января 2017 г. № 26/441-ДСП/17 со сроком устранения выявленных нарушений до 31 марта 2018 г.

Указанным предписанием ФСИН России предписано следующее:

1. Принять меры по приведению Регламента по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и исполнению обязательств по договорам (в том числе государственным контрактам), государственным заказчикам в которых выступает ФСИН России, утвержденного распоряжением ФСИН России от 03 июля 2013 г. № 120-р, в соответствие с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

2. Осуществлять закупку вооружения, военной, специальной техники и средств только после проведения государственных (приемочных) испытаний и принятия их на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) в соответствии с пунктами 12 и 15 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон о государственном оборонном заказе).

3. При размещении заказов на предприятиях и учреждениях уголовно-исполнительной системы как у единственных поставщиков в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не допускать размещение таких заказов в отношении товаров (работ, услуг) не включенных в Перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1292.

4. При формировании цен на продукцию оборонного назначения, закупаемую в рамках государственного оборонного заказа, ФСИН России учитывать затраты на производство такой продукции в строгом соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200.

Акт проверки и предписание вручены 11 января 2017 г. заместителю начальника финансово-экономического управления ФСИН России ФИО3, о чем свидетельствует соответствующая роспись в Акте проверки и предписании.

ФСИН России в адрес ФАС России было направлено письмо (исх. от 10 марта 2017 г. № исх-04-14552, вх. от 14 марта 2017 г. № 36501/17), содержащее возражения по пунктам 2 - 4 предписания.

По результатам анализа содержания письма ФСИН России ФАС России установлено следующее.

По пункту 1 предписания ФСИН России сообщила о том, что Регламент по размещению заказов был разработан на соответствие требованиям Закона о контрактной системе в установленные сроки.

Письмом сообщается, что с 01 января 2017 г. ФСИН России осуществляет закупку вооружения, боеприпасов и специальных средств, прошедших государственные (приравненные к ним) испытания и принятых установленным порядком на вооружение, в строгом соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. № 49 «Об утверждении перечня оружия, боеприпасов и специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» и приказом ФСИН России от 05 февраля 2016 г. № 5дсп «Об утверждении перечня моделей специальных, принятых на вооружение учреждений и органов уголовноисполнительной системы». При этом в указанном письме ФСИН России утверждает, что сертификационные испытания автомобилей типа «A3» могут быть приравнены к государственным (приемочным) испытаниям.

Таким образом, ФСИН России отрицает правильность выводов, сделанных ФАС России в ходе проведенной проверки, что не является надлежащим исполнением предписания.

Вместе с тем, в письме ФСИН России утверждает, что при отсутствии в классификаторе, действующем на момент закупки, наименования приобретенных ФСИН России товаров, работ, услуг (с учетом пояснений, содержащихся в соответствующих разделах классификатора) отнесение (и закупка соответственно) товаров, работ, услуг со схожими характеристиками к определенной группе товаров классификатора не может быть признано противоречащим законодательству Российской Федерации.

Таким образом, аналогично предыдущему пункту, ФСИН России отрицает правильность выводов, сделанных ФАС России в ходе проведенной проверки, что не является надлежащим исполнением предписания.

В Письме ФСИН России заявляет, что Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденный приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200, не распространяется на специализированные автомобили типа «A3», а следовательно, выявленные в ходе проверки факты заключения государственных контрактов на поставку оперативно-служебных автомобилей типа «A3» по завышенным ценам являются необоснованными.

Таким образом, ФСИН России выразило несогласие с выводами, сделанными ФАС России.

При изложенных обстоятельствах антимонопольный орган пришел к выводу, что письмо ФСИН России от 10 марта 2017 г. № исх-04-14552 не содержит информации об исполнении пунктов 2 - 4 предписания и документов, подтверждающих его выполнение.

Предписание ФАС России от 11 января 2017 г. № 26/441-ДСП/17 было обжаловано в Арбитражный суд города Москвы.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2017 г. по делу № А40-62270/2017-21-209 ФСИН России отказано в удовлетворении требований о признании недействительным указанного предписания.

22 февраля 2018 г. ФСИН России был направлен ответ № исх-07-12510 на запрос ФАС России от 08 февраля 2018 г. № МО/8197-ДСП/18 о представлении информации и документов по исполнению предписания.

В указанном ответе ФСИН России сообщается, что в части приобретения автомобилей типа «A3» в 2017 году заявитель в целях исполнения задания, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации 26 декабря 2016 г. № 1408-58 «О государственном оборонном заказе на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов», осуществлена закупка 92 единиц автомобилей указанного типа по государственному контракту от 27 марта 2017 г. № 29юр/17, заключенному ФСИН России в лице ФИО4, с ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан».

Таким образом, указанный ответ содержит информацию о нарушении пункта 2 Предписания.

В течение срока, установленного для исполнения предписания, ФСИН России не ходатайствовала о продлении срока, установленного для его выполнения.

Таким образом, информация о выполнении пунктов 2 - 4 предписания в установленный срок ФСИН России не представлена. Пункт 2 предписания не исполнен.

При таких обстоятельствах антимонопольный орган пришел к выводу, что неисполнение в установленный срок предписания ФАС России нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 15.2 Закона о государственном оборонном заказе в части обязательности предписания контролирующего органа для исполнения.

На основании полученных данных 14 марта 2018 г. в отношении ФСИН России был составлен протокол об административном правонарушении № 4-19.5-288/00-26-18.

26 марта 2018 г. ФАС России вынесено постановление по делу № 4-19.5-288/00-26-18, которым ФСИН России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, ФСИН России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2018 г., в удовлетворении требования об отмене постановления об административном правонарушении от 26 марта 2018 г. №4-19.5-288/00-26-18 отказано. В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе ФСИН России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на отсутствие в действиях ФСИН России состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.1 статьи 19.5 КоАП РФ, также указано на необоснованное отклонение судами доводов о малозначительности совершенного правонарушения.

В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании кассационной инстанции представитель ФСИН России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России против ее удовлетворения возражал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Действия, связанные с невыполнением в установленный срок законного предписания или требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, либо его территориального органа, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.1 статьи 19.5 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ФСИН России состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.1 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку заявителем не выполнено в установленный срок законное предписание Федеральной антимонопольной службы.

При этом судами принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2017 г. по делу № А40-62270/2017-21-209, которым спорное предписание ФАС России от 11 января 2017 г. № 26/441-ДСП/17 признано законным.

Отклоняя доводы заявителя об исполнении пункта 2 спорного предписания, суды правомерно указали на отсутствие доказательств, свидетельствующих о его исполнении.

Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судами не установлено.

Вина ФСИН России в совершении административного правонарушения установлена.

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.

Размер штрафа соответствует санкции части 7.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ФСИН России от административной ответственности суды не усмотрели.

Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В кассационной жалобе ФСИН России указывает на отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения.

Приведенный довод был предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2018 г. по делу № А40-77730/18-154-903 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи В.В.Кузнецов

Р.Р.Латыпова