ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-59007/2021
г. Москва Дело № А40-78469/21
октября 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: | И.А. Чеботаревой, ФИО1, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания Н.А. Третяком, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2021 по делу №А40-78469/21 (145-575)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: | ФИО2 по дов. от 29.12.2020; |
от ответчика: | ФИО3 по дов. от 30.08.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – управление) о признании незаконным решения от 20.01.2021 №КУВД-001/2020-19252855/3.
Решением от 29.07.2021 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель Управления поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать, изложил свои доводы.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом выпущено распоряжение от 05.10.2020 № 33063Б «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», в соответствии с которым проводятся работы по образованию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория муниципальный округ Некрасовка, проектируемый проезд № 4296, земельный участок 1.
Кадастровые работы в соответствии с указанным распоряжением выполняет подрядная организация ГБУ МосгорБТИ за счет средств бюджета города Москвы согласно государственному заданию.
Подрядной организацией подготовлен межевой план по образованию земельного участка и в установленном порядке направлен в Управление Росреестра по Москве (заявление от 13.10.2020 № КУВД-001/2020-19252855).
По результатам рассмотрения представленных документов Управлением принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 20.10.2020 № КУВД-001/2020-19252855/2 в связи с тем, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0040112:227, 50:22:0040112:332, 50:22:0040112:334, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Кроме того, государственным регистратором выявлено пересечение границ образуемого земельного участка с границами муниципального образования.
С целью обжалования решения о приостановлении кадастровым инженером, подготовившим межевой план, 02.11.2020 направлено соответствующее заявление №77/201088 в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Москве (далее - Апелляционная комиссия).
25.11.2020 Апелляционной комиссией принято решение № 1142/2020 об отклонении заявления об обжаловании Решения о приостановлении.
Уведомлением от 20.01.2021 №КУВД-001/2020-19252855/3 отказано в государственном кадастровом учете в связи с тем, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета изменений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в Арбитражный суд г.Москвы.
Суд правильно посчитал, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок обжалования решения Управления заявителем соблюден.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Отказывая в удовлетворении заявленный требований, суд первой инстанции обосновано руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно требованиям ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 (ред. от 23.11.2016) «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее-Требования).
Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом и разделом II Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года №943 выявлено:
- нарушены положения п.20 ч.1 ст.26 Закона в связи с тем, что границы образуемого земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы других земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0040112:227, 50:22:0040112:334, 50:22:0040112:332, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; Обнаружено пересечение с ЗУ 50:22:0040112:227. Площадь пересечения 78.08 кв.м., Обнаружено пересечение с ЗУ 50:22:0040112:334. Площадь пересечения 57.05 кв.м., Обнаружено пересечение с ЗУ 50:22:0040112:332. Площадь пересечения 21.39 кв.м.
- обнаружены точки [28994.62, 891.20] Смежного ЗУ 50:22:0040112:227, расположенные в границах проверяемого ЗУ. Обнаружены точки [29039.37, 883.01] Смежного ЗУ 50:22:0040112:334, расположенные в границах проверяемого ЗУ. Обнаружены точки [28994.62, 891.20] Смежного ЗУ 50:22:0040112:332, расположенные в границах проверяемого ЗУ. Обнаружены точки [29039.37, 883.01] Смежного ЗУ 50:22:0040112:332, расположенные в границах проверяемого ЗУ.
- пересечение ЗУ с границами муниципального образования Образующийся Земельный участок: ЗУ1 : ЗУ не полностью входит в границы МО граница городского округа Люберцы с номером 50:00-3.40;
- в нарушение положений п.76 Требований в разделе «Схема расположения земельных участков» приведены неполные сведения о границах смежных земельных участков. Обнаружена область чересполосицы с ЗУ 50:22:0040112:4. Буферная зона чересполосицы: 5 м.
Частью 11 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ предусмотрено, что границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков. При этом под пересечением границ земельного участка понимается:
1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка;
2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (ч. 7 ст. 11.9 ЗК РФ).
В соответствии с п.20 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ).
Наличие пересечения границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и государственной регистрации прав на который представлено заявление, с границами другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий в силу прямого указания закона.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что в соответствии со ст.ст.26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ у Управления Росреестра по Москве имелись основания для отказа в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий.
Учитывая изложенное, применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, суд пришел к правильному выводу, что заявленные Департаментом требования удовлетворению не подлежат.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
При этом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2021 по делу №А40-78469/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: В.А. Свиридов
Судьи: И.А. Чеботарева
Ж.В. Поташова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.