ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-7601/2019
г. Москва Дело № А40-78901/18
мая 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Т.В. Захаровой, Д.В. Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем A.M. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А40-78901/18
по иску АО "СОГАЗ"
к АО "ВРК-2"
третье лицо: ОАО «РЖД»
о взыскании 1 425 299 руб. 27 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 (по доверенности от 17.01.2018)
от ответчика: ФИО2 (по доверенности от 28.08.2018)
от третьего лица: ФИО3 (по доверенности от 25.12.2018)
У С Т А Н О В И Л
Акционерное общество «СОГАЗ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Акционерному обществу «Вагонная ремонтная компания-2» о взыскании страхового возмещения в размере 1 425 299 руб. 27 коп.
Решением суда от 28 декабря 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В заседании суда апелляционной инстанции истец под протокол судебного заседания заявил о наличии безусловных оснований для отмены судебного акта, как принятого о правах и обязанностях ОАО «Российские железные дороги» без привлечения данного лица к участию в деле.
Определением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2019 года произведен переход к рассмотрению дела Арбитражного суда города Москвы № А40- 78901/18 в Девятом арбитражном апелляционном суде по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
ОАО «Российские железные дороги» привлечено к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2019 года у Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (РОСТРАНСНАДЗОР) истребовано заключение комиссии по случаю схода вагонов № 51493955, 51314607, 53902870 поезда №2292 28.05.2017г. по адресу: Псковская обл., ст. Дно Октябрьской железной дороги.
При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции истец и третье лицо поддержали исковые требования в полном объеме.
Ответчик просит в иске отказать в виду наличия вины ОАО «Российские железные дороги».
Заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 28 декабря 2018 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, 28.05.2017 г. по адресу: Псковская обл., ст. Дно Октябрьской железной дороги произошло событие, в результате чего было повреждено имущество ОАО «РЖД» - верхнее строение пути ст. Дно, электрическая централизация ст. Дно Октябрьской железной дороги, застрахованное на момент события в АО «СОГАЗ» по договору страхования № 2068007 от 08.09.2016 г.
Согласно Протоколу совещания у начальника Октябрьской железной дороги № ОКТ-2327/пр от 05.06.2017 г. установлено, что повреждения имуществу ОАО "РЖД" - верхнему строению пути ст. Дно, электрической централизации ст. Дно Октябрьской железной дороги, были причинены в результате схода вагонов № 51493955, 51314607, 53902870 поезда №2292. Сход вагонов произошел по причине необеспечения в вагонном ремонтном депо ФИО4 "Вагонная ремонтная компания-2" качества выпускаемой продукции, отсутствии системы выходного контроля. С целью предотвращения допуска на инфраструктуру ОАО «РЖД» потенциально опасных вагонов в вагонных ремонтных депо АО "Вагонная ремонтная компания-2" установлен порядок приемки колесных пар из
ремонта, при котором начальником вагонного ремонтного депо принимается из ремонта не менее 20% колесных пар, главным инженером вагонного ремонтного депо не менее 30%, заместителем начальника вагонного ремонтного депо не менее 50% от всех отремонтированных колесных пар. При этом, вагон №51493955, ставший причиной допущенного нарушения безопасности движения поездов на железнодорожной станции Дно, был принят непосредственно начальником ремонтного депо ФИО4 "Вагонная ремонтная компания-2" ФИО5, который неисправностей не выявил и допустил выпуск на инфраструктуру ОАО «РЖД» потенциально опасной продукции.
Протоколом совещания у начальника Октябрьской железной дороги № ОКТ- 2327/пр от 05.06.2017 г. указано, что в соответствии с п.4 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 18.12.2014 г. № 344, событие от 28.05.2017 г. классифицировано как событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - как сход железнодорожного подвижного состава на железнодорожной станции при поездной работе и отнесено по учету за вагонным ремонтным депо ФИО4 "Вагонная ремонтная компания-2"
Техническим заключением от 30.05.2017 г. установлено, что сход вагонов № 51493955, 51314607, 53902870 поезда №2292 произошел из-за допущенных при выполнении 27 апреля 2017 г. деповского ремонта грузового вагона № 51493955 в ремонтном вагонном депо ФИО4 "Вагонная ремонтная компания-2" нарушений требований п.18.1 Руководящего документа «Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту», п.3.6 «Положения о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО «РЖД» после плановых видов ремонта № 787-2015 ПКБ ЦВ», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 08.06.2016 г. №1097р, распоряжения ОАО «РЖД» от 01.06.2009 г. № 1145р «О вводе нормативов предельно допустимых в эксплуатации износов узлов и деталей тележки модели 18-100, превышение которых может привести к сходу с рельсов», п. 23.3 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденному заседанием Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 16-17 октября 2012 г., п.10.6 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009». При проведении расследования причин схода указанных вагонов поезда № 2292 выявлены факты фальсификации данных о геометрических параметрах колесных пар после ремонта в Журнале учета ремонта и оборота колесных пар формы ВУ-53 вагонного ремонтного депо ФИО4 "Вагонная ремонтная компания- 2".
В соответствии с п.16 Положения о порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 18.12.2014 г. № 344, Техническим заключением от 30.05.2017 г. событие от 28.05.2017 г. отнесено по учету и ответственности за ремонтным вагонным депо ФИО4 "Вагонная ремонтная компания-2".
Указанные обстоятельства устанавливают АО "Вагонная ремонтная компания -2" (далее -Ответчик) в качестве виновника повреждения застрахованного имущества в результате события от 28.05.2017 г.
В связи с повреждением застрахованного имущества, на основании заявления о страховом случае, в соответствии с договором и представленными документами, руководствуясь правилами страхования железнодорожного транспорта, согласно страховому акту
АО «СОГАЗ» произведена выплата страхового возмещения.
Размер ущерба, возмещенного АО «СОГАЗ», составил: 1.425.299,27 руб. (платежное поручение № 87781 от 11.12.2017 г.), который истец просит взыскать с ответчика в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал следующее.
ОАО «РЖД» не выполнил предусмотренных законом требований по обеспечению безопасности перевозок, допустив на инфраструктуру непригодный для эксплуатации вагон. В конечном итоге это послужило причиной схода, и повреждения вагона, принадлежащего Истцу.
Следовательно, спорный вагон, указанный в иске №51493955 неоднократно осматривался и принимался из ремонта приемщиками ОАО «РЖД», которые и проводили расследование. Инструкцией о приемщике вагонов ОАО «РЖД» возложена персональная обязанность за подтвержденную ими пригодность вагона - цистерны к железнодорожным перевозкам, которую они подтверждают, подписывая Уведомление о выпуске вагона из ремонта по форме ВУ-36.
Между тем, судом неполно исследованы фактические обстоятельства, имеющие отношение к настоящему делу, а именно, не учтено, что расследованием спорного происшествия занималась коллегия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с техническим заключением коллегии от 26 июня 2017 года, причиной схода вагонов в грузовом поезде № 2292 послужило нарушение требований руководящих документов, при выполнении планового вида ремонта (деповского) грузового вагона № 51493955 27 апреля 2017 г в ремонтном вагонном депо ФИО4 «ВРК-2» Юго-Восточной железной дороги (клеймо 301), а именно пункта Г8.1 Руководящего документа «Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту», пункта 23.3 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденного на 57-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 16-17 октября 2012 г., пункта 10.6 Руководящего документа «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами РД 32 ЦВ 052-2009».
Какие-либо выводы о наличии причинно-следственной связи между не обеспечением ОАО «Российские железные дороги» обязанностей по текущему содержанию железнодорожного пути и сходом вагонов в заключении отсутствуют. Вины осмотрщика вагонов при приеме грузового вагона № 51493955 к перевозке в заключении не установлено.
Расследованием установлено, что первым сошел с рельс грузовой вагон № 51493955.
Сошедший вагон при соударении колесной парой с левым контррельсом и последующим изломом контррельсовой пластины, проследовал по съезду 157-153, и далее из-за соударения колеса с крестовиной стрелочного перевода №153 произошло опрокидывание вагона № 51493955, повлекшее за собой возникновение повышенных поперечных нагрузок, передаваемых через автосцепные устройства на соседние вагоны № 51314607, 53902870 с последующим опрокидыванием впереди следовавшего вагона № 51314607 и сходу всеми колесными парами грузового вагона № 53902870 следующего за ним.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что причиной схода вагонов явились действия перевозчика ОАО «Российские железные дороги», отклоняются судебной коллегией, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Расходы истца по оплате госпошлины относятся на ответчика в общей сумме 30 253 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2018 года по делу № А40-78901/18 отменить.
Взыскать с АО «Вагонная ремонтная компания-2» в пользу АО "СОГАЗ" 1 425 299 руб. 27 коп. – в счет возмещения убытков, 30 253 руб. – в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья В.Р. Валиев
судьи Т.В. Захарова
Д.В. Пирожков