ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб-сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-69165/2022
г. Москва Дело № А40-80465/22
31 октября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей:
ФИО1, Марковой Т.Т.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.08.2022 по делу № А40-80465/22
по заявлению ООО «Р-Сервис 2000»
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя:
ФИО2 по доверенности от 16.12.2019;
от заинтересованного лица:
ФИО3 по доверенности от 13.09.2022;
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Р-Сервис 2000» (далее – Заявитель, ООО «Р-Сервис 2000», Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 09.02.2022 №PKPVDMFC-2021-10-22-272125, №MFC-0558/2021-1715129, №КУВД-001/2021-44413099.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2022 заявление ООО «Р-Сервис 2000» удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО «Р-Сервис 2000» с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Р-Сервис 2000» является собственником здания с кадастровым номером 77:03:0001001:1207, расположенного по адресу <...>, согласно записи о праве собственности 77-01-03-002/2001-780 от 19.04.2001.
22.10.2021 ООО «Р-Сервис 2000» подало в Управление Росреестра по Москве заявление о государственном кадастровом учете изменений и государственной регистрации права объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0001001:1207.
Указанные изменения вносились на основании подготовленного Технического плана, в связи с образованием 4 (Четырех) помещений, образуемых в результате раздела здания с кадастровым номером 77:03:0001001:1207, расположенного по адресу: <...>.
09.02.2022 уведомлением от 09.02.2022 №PKPVDMFC-2021-10-22-272125, №MFC-0558/2021-1715129, №КУВД-001/2021-44413099 Управление Росреестра по Москве в проведении государственного кадастрового учета было отказало.
Основание для отказа послужило то, что при проведении правовой экспертизы представленных документов выявлено проведение работ по перепланировке помещения, которые повлекли изменение конструктивных элементов здания, таким образом, усматривается государственный кадастровый учет изменений сведений об объекте недвижимости в связи с его реконструкцией.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона № 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом понятие «правовой экспертизы» представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со статьей 29 Закона № 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 Требованиям к составлению технического плана утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (ред. от 01.11.2016) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее также – Требования), технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям ЕГРН (выписка из ЕГРН № 99/2020/308840799 от 23.01.2020) в указанном здании располагались помещения с кадастровыми номерами: 77:03:0001001:1972, 77:03:0001001:1973, 77:03:0001001:1974, 77:03:0001001:1975. Данные сведения указывают на наличие реестровой ошибки, так как образование помещений в здании влечет за собой прекращение права собственности на здание, однако здание принадлежит заявителю, согласно сведениям ЕГРН, с 2001 года (Собственность, № 77-01/03-002/2001-780 от 19.04.2001), в связи с чем, возникла необходимость в исправлении данной реестровой ошибки.
В качестве документа на основании которого должен быть произведен государственный кадастровый учет изменений, в Управление был представлен Технический план от 21 июля 2020 года.
Согласно решению Управления, изменения объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0001001:1207, расположенного по адресу: <...> были произведены без соответствующего разрешения на строительство, что предусмотрено частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Данный довод Управления правильно признан судом первой инстанции необоснованным в связи со следующим.
В результате проведенных кадастровых работ, которые были отражены в Техническом плане, поданном на регистрацию, в Здании была произведена перепланировка на основании проектной документации: Проекта перепланировки помещений, нежилого здания по адресу: <...>, №02.04-2020-КЕ/П от 04.02.2020 и Технического заключения о состоянии несущих конструкций здания, расположенного по адресу: <...>, №02.04-2020-КЕ/ТЗ от 04.02.2020.
Указанная документация имеется в материалах Технического плана от 21.07.2020.
Согласно пункту 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Работы по переустройству и перепланировке помещений в Здании произведены, руководствуясь пунктом 4 части 17 статьи ГрК РФ, поскольку выполненное переустройство и перепланировка не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно пункту 1.7 Постановлению Правительства Москвы от 27 августа 2012 года № 432-ПП «О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется» (далее - Постановление) получение разрешения на строительство не требуется в случае если выполнение работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в приложении 2 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2.2 этого же Постановления производство работ, указанных в приложении 2 к настоящему постановлению, осуществляется при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
В приложении № 2 указанного Постановления определены виды работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, для которых не требуется разрешение на строительство при условии соблюдения пункта 2.2 Постановления.
Согласно пункту 2.8 Перечня к таким видам работ относятся демонтаж (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов, травалаторов и т.п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами), без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности.
Согласно пункту 3.1 части 3 Приложения №2 к таким видам работ относятся замена инженерных систем объектов капитального строительства, замена, перенос и (или) установка дополнительного оборудования (инженерного, технологического, газового, электрического, сантехнического и т. д.) объектов капительного строительства - без увеличения допустимых нагрузок и воздействий и изменения характера их приложения.
Согласно пункту 3.8 части 3 Приложения №2 к таким работам относится демонтаж (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов, травалаторов и т. п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами) (за исключением случая производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды на чердаке), - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушение других характеристик их надежности и безопасности.
В представленном Обществом на регистрацию Техническом плане от 21.07.2020 было представлено техническое заключение о состоянии конструкций здания расположенного по адресу <...>.
Указанное техническое заключение было подготовлено с целью определения допустимости и безопасности выполнения работ по переустройству/перепланировке нежилых помещений нежилого дома по адресу <...>.
По результатам технического обследования, главный инженер пришел к выводу о том, что помещение, расположенное по адресу <...> удовлетворяет требованиям по механической безопасности согласно ФЗ от 30.12.2009 № 384 -ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно выводам, изложенным в техническом заключении переустройство/перепланировка нежилых помещений нежилого дома по адресу <...> возможно по проекту, технические решения которого не противоречат требованиям действующего законодательства и разработаны в соответствии со строительными, противопожарными и санитарными нормами.
Таким образом, проект работ по переустройству, который был представлен на регистрацию в составе технического плана от 21.07.2020 соответствует всем вышеперечисленным требованиям, о чем было указано в общих выводах проекта.
При таких обстоятельствах, заявленные на регистрацию изменения объекта недвижимости не требовали получения разрешения на строительство, поскольку полностью соответствовали пункту 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ, поскольку выполненное переустройство и перепланировка не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Перепланировка выполнена на основании решения собственника о перепланировке, образ которого включен в состав приложений данного технического плана.
Эти доводы были изложены кадастровым инженером при подготовке Технического плана от 21.07.2021.
Материалами дела установлено, что указанный Технический план подготовлен согласно Требованиям к составлению технического плана утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (ред. от 01.11.2016) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Таким образом, являются правильными доводы Заявителем, что представленный им для осуществления государственного кадастрового учета технический план соответствовал требованиям действующего законодательства.
В соответствии с части 2 статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 09.02.2022 №PKPVDMFC-2021-10-22-272125, №MFC-0558/2021-1715129, №КУВД-001/2021-44413099является незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Заявителя суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Р-Сервис 2000» в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, а именно осуществить государственный кадастровый учет изменений и государственную регистрацию права объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0001001:1207, расположенного по адресу <...>.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.08.2022 по делу № А40-80465/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: М.В. Кочешкова
Судьи: Т.Т. Маркова
ФИО1