ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
17 марта 2020 года Дело № А40-81080/19
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 16.02.2020;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 18.12.2019;
рассмотрев 10 марта 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт»
на решение от 23 августа 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20 ноября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-81080/19
по заявлению ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт»
об оспаривании решения
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) об оспаривании решения от 27.12.18 № 4004140-2018 и об обязании устранить нарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество 12.11.2018 обратилось с заявлением (от 23.10.2018 исх. № 01-16-1324ЦН) к Департаменту об оформлении охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве на земельные участки с кадастровыми номерами 77:07:0006004:18, площадью 0,05 га, и 77:07:0006004:14845, площадью 0,048 га, расположенные по адресу: <...>, вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса (с 28.11.2017), в границах особо охраняемой природной территории «Природный заказник «ФИО3 реки Сетунь» (далее - ООПТ), предназначенные для эксплуатации стационарной автозаправочной станции № 504 (далее - АЗС № 504).
27.12.2018 заявителем получено от заинтересованного лица решение, оформленное письмом (от 27.12.2018 исх. № 4004140-2018) (далее - решение) об отказе в выдаче охранных обязательств:
- по земельному участку с кадастровым номером 77:07:0006004:18 - в связи с его расположением вне границ ООПТ;
- по земельному участку с кадастровым номером 77:07:0006004:14845 - ввиду несоответствия деятельности заявителя режиму охраны и использования ООПТ.
Заявитель полагает, что решение Департамента, оформленное письмом от 27.12.2018 № 4004640-2018, об отказе в выдаче охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве по земельному участку с кадастровым номером 77:07:0006004:14845 является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно сочли соблюденными.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применили и истолковали нормы материального и процессуального права и на их основании сделали обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 4.2.7 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП (далее - Положение № 296-ПП), Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы принимает решения об оформлении охранных обязательств по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения города Москвы.
Порядок заключения охранных обязательств установлен, в частности, постановлением Правительства Москвы от 09.04.2002 № 262-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» (далее - Постановление № 262-ПП). В соответствии с Регламентом подготовки и выдачи заявителям охранного обязательства по обеспечение сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве, утвержденным Постановлением № 262-ПП (далее - Регламент № 262-ПП), Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы осуществляет прием документов для оформления охранных обязательств через службу одного окна.
Таким образом, анализ приведенных положений законодательства позволил судам сделать обоснованный вывод о том, что обязанность по заключению охранного обязательства предусмотрена законом.
Оформление охранного обязательства осуществляет Департамент с соблюдением установленного законом порядка при обращении землепользователя.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления № 262-ПП, постановление Правительства Москвы от 04.07.2017 № 432-ПП (в редакции от 16.04.2019) «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача заявителям охранного обязательства (дополнительного соглашения к охранному обязательству) по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве» и признании утратившими силу правового акта и отдельных положений правовых актов города Москвы» (далее - Постановление № 432-ПП, Регламент № 432-ПП) установлен перечень документов, представляемых заявителем в службу «одного окна» Департамента для получения охранного обязательства.
Согласно положениям пункта 2.10.1.4 Регламента № 432-ПП, причинами мотивированного отказа в выдаче охранного обязательства может быть несоответствие деятельности заявителя статусу и режимам ООПТ, утвержденному разделом 5 положения об ООПТ (постановление Правительства Москвы от 19.10.2004 № 714-ПП «О природном заказнике «ФИО3 реки Сетунь»).
12.11.2018 в адрес Департамента поступило заявление ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» об оформлении охранных обязательств по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве на земельные участки с кадастровыми номерами 77:07:0006004:18 и 77:07:0006004:14845, расположенный в границах особо охраняемой природной территории «Природный заказник «ФИО3 реки Сетунь» по адресу: <...>.
Пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), преамбулой к Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) определено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (преамбула Федерального закона № 33-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ, памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Согласно подпункту «е» части 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» памятник природы отнесен к одной из категорий особо охраняемых природных территорий города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Согласно статье 24 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» (далее -Закон № 48), памятник природы - особо охраняемая природная территория, на которой представлены объекты живой или неживой природы (уникальные, редкие, хорошо сохранившиеся типичные), имеющее повышенную природоохранную, познавательную и историко-культурную ценность и значимость в масштабах всего города (памятник природы регионального значения). Памятники природы образуются на территориях, где располагаются уникальные, редкие и наиболее сохранившиеся природные объекты, а также могут учреждаться в границах особо охраняемых природных территорий иных категорий.
Статьей 27 Федерального закона № 33-ФЗ установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 48, на особо охраняемых природных территориях в городе Москве в зависимости от их категории, целей и задач, площади, природных, историко-культурных, градостроительных и иных особенностей могут быть выделены различные зоны и участки, в том числе: заповедные участки, предназначенные для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые с целью обеспечения сохранения и (или) восстановления представляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных, других объектов живой и неживой природы. Заповедные участки не утрачивают своего статуса при вхождении в состав особо охраняемой природной территории иной категории.
В соответствии с пунктом 21 Положения о природном заказнике «ФИО3 реки Сетунь», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19.10.2004 № 714-ПП (в редакции от 05.05.2009) «О природном заказнике «ФИО3 реки Сетунь» (далее - Положение № 714-ПП), на территории природного заказника «ФИО3 реки Сетунь» запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и которая противоречит целям и задачам памятника природы, в том числе: возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием природного заказника «ФИО3 реки Сетунь»; изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории; размещение рекламных и информационных щитов, не связанных с функционированием природного заказника «ФИО3 реки Сетунь»; движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием природного заказника «ФИО3 реки Сетунь», вне дорог общего пользования.
Согласно пункту 16 Положения № 714-ПП, на территории природного заказника «ФИО3 реки Сетунь» устанавливается дифференцированный режим охраны, защиты и использования с учетом природных, историко-культурных и социальных особенностей территории.
Режим особой охраны территории природного заказника «ФИО3 реки Сетунь» включает систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач, и устанавливается исходя из целей создания природного заказника и требований природоохранного законодательства.
Согласно пункту 5 Положения № 714-ПП, возлагаются задачи: сохранение историко-культурных и природных комплексов; сохранение и восстановление ценных объектов и территорий, являющихся местообитаниями редких, находящихся под угрозой исчезновения или уязвимых в условиях города Москвы видов растений, животных, птиц или насекомых; выполнение научно-исследовательских работ по изучению объектов особой охраны природного заказника «ФИО3 реки Сетунь»; создание условий для поддержания рекреационного потенциала территорий в пределах города; восстановление нарушенных ландшафтов, биогеоценозов, природных, историко-культурных комплексов и объектов; экологическое просвещение населения.
Указанный земельный участок, используемый обществом для эксплуатации стационарной автозаправочной станции № 504, в соответствии с пунктом 4 Положения № 714-ПП - Природный заказник «ФИО3 реки Сетунь» относится к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Таким образом, обществом осуществляется деятельность не соответствующая статусу и режиму ООПТ.
В связи с изложенным, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что заключение охранного обязательства ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» на земельные участки с кадастровыми номерами 77:07:0006004:18 и 77:07:0006004:14845, расположенные в границах особо охраняемой природной территории «Природный заказник «ФИО3 реки Сетунь», по адресу: <...>, противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года по делу № А40-81080/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи И.Ю. Григорьева
Е.Е. Шевченко