ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-8152/19 от 21.09.2020 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

28 сентября 2020 года

                        Дело № А40-8152/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 года

Полный текст постановления изготовлен  28 сентября 2020 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего – судьи Филиной Е.Ю.,

судей Беловой А.Р., Красновой С.В.,

при участии в заседании:

от истца: Савинов А.С., доверенность № 33-Д-812/20 от 12.05.2020;

от ответчика: Смольянинова Н.С., доверенность № МКС/19-00288 от 24.12.2019;

от третьего лица: не явился, извещен;

рассмотрев в судебном заседании 21 сентября 2020 года кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы

на решение от 26 ноября 2019 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 29 июня 2020 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

по делу по иску Департамента городского имущества города Москвы

к АО «Москапстрой»

о признании права собственности,

третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,

УСТАНОВИЛ:

Департамент городского имущества города Москвы (далее – истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу «Москапстрой» (далее – ответчик) о признании права собственности на объект незавершенного строительства «Конечная станция     «1-ый микрорайон Щербинки» с кадастровым номером 77:06:0012020:17607, расположенный по адресу г. Москва, ул. Брусилова, д. 1.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 года решение Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2019 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на общедоступном сайте http://kad.arbitr.ru в сети «Интернет».

Третьи лица своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании суда кассационной инстанции доводы кассационной жалобы поддержал, просил оспариваемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика возражал против доводов кассационной жалобы, письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии распоряжением Правительства Москвы от 22.01.2007 № 64-РП «Об итогах аукциона и условиях реализации первой очереди инвестиционного проекта комплексной застройки территории Щербинки района Южное Бутово (ЮЗАО)» между Правительством Москвы и ЗАО «Строительное управление № 155» заключен инвестиционный контракт, зарегистрированный в Едином реестре контрактов и торгов города Москвы за № 13-002668-5601-0026-00001-07 на реализацию инвестиционного проекта комплексной застройки мкр. 2,3,4 и строительства городских инженерных коммуникаций в мкр.1 территории Щербинка района Южное Бутово ЮЗАО города Москвы.

В соответствии с пунктами 5.1 распоряжения Правительства Москвы от 02.11.2007 № 2452-РП «О мерах по реализации распоряжений Правительства Москвы от 22.01.2007 № 64-РП и от 19.04.2007 № 712-РП» функции государственного заказчика по софинансированию (долевому участию) реализации инвестиционного проекта за счет средств городского бюджета возложены на Департамент экономической политики и развития города Москвы.

На основании пункта 5.2 распоряжения Правительства Москвы от 02.11.2007 № 2452-РП и пункта 5.1.9 инвестиционного контракта (в редакции пункта 1.4.2 дополнительного соглашения от 27.11.2007 к инвестиционному контракту) между Департаментом и ответчиком заключен договор соинвестирования от 27.11.2007 №ДЭПР/265-01-07 в редакции дополнительного соглашения от 14.05.2013. В соответствии с пунктом 3.2.4 договора соинвестирования из бюджета города Москвы Департамент оплатил ЗАО «Строительное управление № 155» по договору соинвестирования денежные средства в размере 3 801 669 530 руб.

Как указывает истец площадь застройки объекта по адресу г. Москва, ул. Брусилова, д. 1 находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020550:181 и 50:27:0020550:178, зарегистрированные права в отношении которых отсутствуют. Между тем в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 № 560-СФ «Об утверждении границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» земельные участки с кадастровыми номерами 50:27:0020550:181 и 50:27:0020550:178, расположенные по адресу Российская Федерация, город Москва, Щербинка, район Южное Бутово, с 01.07.2012 вошли в границы города Москвы.

Поскольку строительство объекта по адресу г. Москва, ул. Брусилова, д. 1 проводилось за счет средств бюджета города Москвы истец обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта незавершенного строительства, уведомлением которого от 15.06.2018 № 77/012/201/2018-7296 было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности.

Учитывая указанные обстоятельства, истец обратился в суд с иском о признании права собственности на объект незавершенного строительства «Конечная станция «1-ый микрорайон Щербинки» с кадастровым номером 77:06:0012020:17607, расположенный по адресу г. Москва, ул. Брусилова, д. 1.

В соответствии с выводами Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 13.09.2016 г. № 33-КП6-14, для разрешения вопроса о признании права собственности на объект незавершенного строительства суду следует определить: имеется ли у истца право требования, выполнены ли им обязанности по договору, которые были возложены на него, создан ли объект о праве собственности, на который просит истец.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь положениями статей 12, 130, 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая положения пунктов 30, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пришли к выводу, что из представленных доказательств невозможно установить конкретный объект, в отношении которого истец просит признать право собственности, поскольку в материалы дела представлены разрешения на строительство в отношении объектов, расположенных по адресу г. Москва, Южное Бутово, Щербинка, мкр. 1, 2, 3, 4, тогда как адресом спорного объекта указано г. Москва, ул. Брусилова, д. 1 и иные идентифицирующие признаки истцом не указаны.

Как установлено судами согласно пункту 3.3 государственного контракта оформление имущественных прав сторон по результатам реализации инвестиционного проекта с учетом всех дополнительных соглашений к контракту производится в установленном порядке в отношении каждого пускового комплекса после сдачи соответствующего пускового комплекса в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту на основании акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в части строительства пускового комплекса согласно условиям контракта.

Однако суды установили, что акт реализации в части спорного объекта не составлялся.

Кроме того суды пришли к выводу, что АО «Москапстрой» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно условиям является техническим заказчиком и не приобретает никаких прав на результат строительства объектов дорожно-транспортной и/или социальной инфраструктуры по результатам исполнения обязательств, закрепленных в договоре от 19.02.2007 № Щ/2-4 на выполнение функций технического заказчика по проектированию и строительству комплексной жилой застройки территории Щербинки мкр. 2, 3, 4 района Южное Бутово с объектами социальной сферы и, связанными с ними, инженерными сетями и сооружениями, а также городских магистральных инженерных коммуникаций для застройки мкр. 1, 2, 3, 4.

АО «Москапстрой» также не является стороной инвестиционного контракта и не является лицом в интересах и/или за счет которого осуществлялось строительство спорного объекта, следовательно, прав на результат инвестиционной деятельности, включая спорный объект, не приобретает.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.

Доводы заявителя кассационной жалобы связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 № 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.

Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 года по делу № А40-8152/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий – судья                                                Е.Ю. Филина

Судьи:                                                                                                          А.Р. Белова

  С.В. Краснова