ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-82768/16 от 07.02.2017 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-82768/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года

Полный текст постановления изготовлен  13 февраля 2017 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.

судей: Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от заявителя: ЧКОО "Рено Иммобилиенхандельс" (Re№o Immobilie№handels GmbH)  - ФИО1 доверенность от 04 декабря 2014 года, ФИО2 доверенность  от 22 апреля 2016 года, ФИО3 доверенность  от 22 апреля 2016 года, ФИО4 доверенность  от 22 апреля 2016 года,

от заинтересованного лица: ДГИ г. Москвы – ФИО5 доверенность от 29 декабря 2016 года № 33-Д-1456/16,

от третьих лиц: Правительство Москвы – ФИО5 доверенность от 18 февраля 2016 года № 4-47-1781/6,

Росимущество – извещено, представитель не явился,

Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы – ФИО6 доверенность от 15 сентября 2015 года № МКА-03-3922/5,

Департамент строительства г. Москвы – ФИО7 доверенность от 06 декабря 2016 года № ДС-29-472/16,

ОАО "Мосинжпроект" – ФИО8 доверенность от 28 ноября 2016 года № 1-МС-299,

рассмотрев  07 февраля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ЧКОО "Рено Иммобилиенхандельс" (Reno Immobilienhandels GmbH)

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда

от 22 ноября 2016 года,

принятое судьями Кочешковой М.В., Яковлевой Л.Г., Румянцевым П.В.,

по заявлению Частной компании с ограниченной ответственностью "Рено Иммобилиенхандельс Гмбх" (Reno Immobilienhandels GmbH)

об оспаривании распоряжения ДГИ г. Москвы

третьи лица: Правительство Москвы, Росимущество, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Департамент строительства г. Москвы, ОАО "Мосинжпроект"

УСТАНОВИЛ:

Частная компания с ограниченной ответственностью "Рено Иммобилиенхандельс Гмбх" (Reno Immobilienhandels GmbH) (далее по тексту  – компания) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (далее по тексту - департамент) от 20 февраля 2016 года № 3144 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (Северо-Западный административный округ города Москвы).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 сентября 2016 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2016 года решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами апелляционного суда, компания обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. В обосновании приводит доводы о незаконности оспариваемого распоряжения. Судами нарушены нормы материального права, а именно статья 39 Земельного кодекса РФ, статьи 279-281 Гражданского кодекса РФ. По мнению заявителя  кассационной жалобы у ДГИ г. Москвы отсутствовали полномочия  на принятие оспариваемого распоряжения, поскольку спорный участок относится к федеральной собственности.

В судебном заседании представители компании доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.

Представители департамента, Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы (представлен отзыв), Департамента строительства г. Москвы, ОАО "Мосинжпроект" возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Росимущество, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в соответствии Земельным кодексом Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05 апреля 2013 года  N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Москвы от 25 февраля 2014 года N 77-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 03 марта 2015 года N 99-ПП "Об утверждении проекта планировки территории Мневниковской поймы", а также в целях реализации постановления Правительства Москвы от 30 сентября 2015 года N 630-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2015-2018 годы" распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 20 февраля 2016 года № 3144 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (Северо-Западный административный округ города Москвы)" решено осуществить изъятие для государственных нужд нежилых зданий, принадлежащих ЧКОО "Рено Иммобилиенхандельс" (Reno Immobilienhandels GmbH), а именно для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы.

Пунктом 2 распоряжения Управлению по реализации градостроительной политики и транспортной инфраструктуры совместно с Управлением делами поручено направить в адрес правообладателя изымаемых объектов недвижимого имущества копию распоряжения заказным письмом с уведомлением, Отделу внутренних и внешних коммуникаций обеспечить публикацию распоряжения в средствах массовой информации 3 (пункт 3), Управлению обеспечения кадастрового учета и регистрации прав обеспечить государственную регистрацию решения об изъятии недвижимого имущества (пункт 4).

Полагая, что указанное распоряжение принято незаконно и без достаточных на то оснований, компания обратилась в суд.

Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого распоряжения нормам законодательства.

Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (пункт 1).

Изъятие и предоставление компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества происходят в рамках действующего законодательства в соответствии со статьями 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7 - 11 и 28 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 43-ФЗ)

Частью 2 статьи 1 Закона № 43-ФЗ установлено, что положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.

В главе 2 "Особенности резервирования и изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества" указанного Закона детально регламентирован порядок изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.

В соответствии с положениями части 1 статьи 7 Закона № 43-ФЗ наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд может осуществляться в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Как установлено судами, Частной компании с ограниченной ответственностью "Рено ИммобилиенхандельсГмбх" на праве собственности принадлежат нежилые здания, расположенные по адресу: г. Москва, <...>; д. 98Б, стр. 1-16; д. 98Б стр. 18-20. Указанные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0014001:1741, общей площадью 283 437 кв. м.

Правительством Москвы было принято постановление от 06 апреля 2010 года № 270-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве" (далее - постановление Правительства Москвы от 06 апреля 2010 года № 270-ПП).

В соответствии с пунктом 2.2.4 к приложению постановления Правительства Москвы от 06 апреля 2010 года № 270-ПП в составе проекта планировки территорий обязательно содержится план "Границы зон планируемого размещения объектов", включающий в частности зоны размещения объектов транспортной инфраструктуры (в том числе метрополитена, наземного пассажирского транспорта, улично-дорожной сети, транспортно-пересадочных узлов (далее - ТПУ), хранения автомобилей, а также сооружений внешнего транспорта).

Согласно постановлению Правительства Москвы от 06 сентября 2011 года № 413-ПП "О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве" и приложению к постановлению Правительства Москвы от 03 марта 2015 года № 99-ПП "Об утверждении проекта планировки территории Мневниковской поймы" проектом планировки территории предусматривается размещение двух транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в северной и южной частях поймы.

Строительство транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (Северо-Западный административный округ города Москвы)" предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 03 марта 2015 года № 99-ПП "Об утверждении проекта планировки территории Мневниковской поймы".

Согласно приложению к постановлению Правительства Москвы от 03 . марта 2015 года № 99-ПП "Об утверждении проекта планировки территории Мневниковской поймы" объекты капитального строительства, расположенные в зоне планируемого размещения транспортно-пересадочных узлов, подлежат изъятию.

Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года № 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" принято распоряжения от 20 февраля 2016 года № 3144 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (Северо-Западный административный округ города Москвы)".

Согласно оспариваемому распоряжению изъятие осуществляется для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (Северо-Западный административный округ города Москвы)", которое предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2015 года № 630-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2015-2018 годы".

Сообщение о планируемом изъятии для государственных нужд недвижимого имущества в установленном порядке было опубликовано на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 05 мая 2015 года и печатной версии журнала "Вестник Мэра и Правительства Москвы" спецвыпуск № 18 май 2015 года), в котором были указаны: цель изъятия - освобождение территории с целью развития транспортной инфраструктуры Мневниковской поймы, в связи с планируемым строительством транспортно-пересадочных узлов. Кроме этого, к сообщению об изъятии была приложена схема границ зоны планируемого размещения объекта.

Полный текст распоряжения ДГИ города Москвы от 20 февраля 2016 года № 3144 был опубликован 16 марта 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет" Официальный сайт Правительства Москвы http://www.mos.ru.

Департаментом письмом от 01 марта 2016 года № ДГИ-И-8710/16 в адрес компании было направлено уведомление о выпуске указанного распоряжения по всем известным адресам.

Исходя из графических материалов плана "Границы зон планируемого размещения объектов", плана "Функционально-планировочная организация территории", нежилые здания по адресу: г. Москва, <...>, 18-20 находятся в пределах границ территории зоны транспортно - пересадочного узла.

Согласно графическим материалам плана "Межевание территории" нежилые здания по адресу: г. Москва, <...>, 18-20 находятся в пределах границ территории земельных участков, предлагаемых к образованию в связи с новым строительством.

В материалах дела имеется письмо от 25 августа 2016 года № ГП-01-1850/16-2 в отношении рассматриваемого изъятия, где в частности, ГУП "НИИПИ Генплана Москвы" были представлены материалы при подготовке проекта планировки территории Мневниковской поймы из которых следует, что объекты недвижимости компании, подлежащие изъятию, входят в зону планируемого размещения ТПУ.

Постановление Правительства Москвы от 03 марта 2015 года № 99-ПП "Об утверждении проекта планировки территории Мневниковской поймы" не оспорено и является действующим.

Апелляционный суд, не установив совокупности оснований, которые в силу статьи  13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части  1 статьи 198, части  2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года  № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»  являются основанием для   признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.

 На основании изложенного, вывод суда о соответствии оспариваемого распоряжения нормам законодательства, является обоснованным.

Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, в связи с чем  отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2016 года по делу № А40-82768/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-

судья                                                                                               Р.Р. Латыпова

судья                                                                                               В.А. Долгашева

судья                                                                                               В.В. Кузнецов