ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-84277/19 от 30.08.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-40511/2019

г. Москва Дело № А40-84277/19

30 августа 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи В.Р. Валиева,

рассмотрев апелляционную жалобу

ОАО "СТАВРОПОЛЬСКОЕ" ПО ПЛЕМЕННОЙ РАБОТЕ" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 июня 2019 года, принятое судьей Мурашовой К.С., в порядке упрощенного производства по делу № А40-84277/19, по исковому заявлению ОАО "СТАВРОПОЛЬСКОЕ" ПО ПЛЕМЕННОЙ РАБОТЕ" к ООО "ТЕРМИНАЛ" о взыскании,

без вызова сторон

У С Т А Н О В И Л:

ОАО "СТАВРОПОЛЬСКОЕ" ПО ПЛЕМЕННОЙ РАБОТЕ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО «ТЕРМИНАЛ» о взыскании стоимости утраченного груза в сумме 88 272,80 руб., провозной платы в сумме 11 042,60.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.

Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт о взыскании убытков за ремонт вагонов в сумме 481171,97 руб.

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции незаконно и необоснованно.

Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.

Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

При этом апелляционный суд исходит из следующего.

29.01.2019 г. между ООО «Терминал» и ОАО «Ставропольское» по племенной работе» заключен договор № 30-01-19 на оказание услуг грузовым терминалом грузоотпровителю/грузополучателю, в соответствии с которым исполнитель обязался выполнить услуги по продаже перевозки грузов из аэропорта Ставрополь, обработки груза, выдаче груза, агентскому обслуживанию, хранению и дополнительные услуги.

Согласно заявке на перевозку груза (приложение № 1 к договору № 30-01-19 от 29.01.2019 г.) груз необходимо было перевезти из г. Ставрополя в г. Барнаул и передать его грузополучателю: ООО «Восток».

Стоимость груза составляет 88272,80 (Восемьдесят восемь тысяч двести семьдесят два) рублей, 80 копеек. Груз (весом 16 кг., объем - 0,12, деревянный ящик сборный груз) был отправлен 30.01.2019г. согласно грузовой авианакладной № 555- 1482 392 2. Стоимость перевозки в размере 11042,60 рублей оплачена заказчиком - Истцом - ОАО «Ставропольское» по племенной работе» на основании счета № 42 от 30.01.2019 г.

В ходе исполнения договорных обязательств груз был поврежден. Грузополучатель, принявший груз 06.02.2019 г., весом 13 кг, согласно доводам искового заявления, провел исследование груза, о чем составил акт от 07.02.2019 г. и установил, что поставленный ему товар испорчен. При взвешивании остатка жидкого азота, была установлена масса в 0,8 кг, что не обеспечивало сохранность Товара (биопродукция - семя племенных быков - производителей) при его транспортировке.

В результате у заказчика возникли убытки, понесенные в результате порчи Груза, в размере 88272,80 (Восемьдесят восемь тысяч двести семьдесят два) рублей 80 копеек.

В обоснование понесённых убытков истец ссылается на то, что он был вынужден выполнить новую поставку товара покупателю – ООО «Восток», (Алтайский кр., <...>).

Ответчик не признал предъявленные к нему требования, представил документы, обосновывающие свои возражения.

Как следует из представленной заявки перевозку груза, истец скрыл информацию о том, что груз, вверенный ответчику, относится к категории «Опасные».

В соответствии с указанными в заявке данными груз представлял из себя деревянный ящик, сборный груз; истом в письме от 31.01.2019 года № 03/121 указано, что отправляемый ОАО «Ставропольское» сборный груз не представляет опасности для перевозки воздушным транспортом.

Однако переводимый груз находился в емкости, которая была наполнена жидким азотом.

В соответствии с положениями части 3 главы 2 (таблица) «Перечень опасных грузов» Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (документ ИКАО № 9284) азот по своим характеристикам относится к категории «Опасный груз».

В соответствии с п. 2.3.4. договора № 30-01-19 от 29 января 2019 года истец обязан был предоставлять маркировочный груз в совокупности упаковки и его содержимого, подготовленный к перевозке (далее - грузовое место) и сопроводительной документацией в соответствии с правилами перевозчика и действующими документами в области гражданской авиации в следующем виде:

- указывать достаточные сведения об адресе и фамилии, имени, отчестве или наименовании грузоотправителя или грузополучателя, весе грузового места, количестве грузовых мест грузовой отправки, а также сведения о характере груза, требующего особых условий перевозки и специальной маркировки;

- отправительская маркировка должна содержать знаки, указывающие на способ обращения с грузом.

В соответствии с п. 2.3.5. договора истец обязан предоставлять достоверные и достаточные сведения о грузе и товарораспорядительные документы, предусмотренные международными договорами РФ, иными нормативно - правовыми актами РФ и законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которого осуществляется перевозка груза.

В соответствии с п. 2.3.7 договора истец был обязан был предъявлять к перевозке грузы с комплектом товарораспорядительных документов, позволяющих судить о категории грузов (наличии/отсутствии в них опасных грузов, скоропортящихся и других грузов) их характеристиках, свойствах, в надлежащей упаковке, соответствующей действующим стандартам и техническим условиям, предохраняющим груз от порчи и повреждения во время хранения, погрузки/ выгрузки, транспортировки, обеспечивающей сохранность груза при перевозке.

В соответствии с главой 5 Приказа Министерства транспорта РФ от 5 сентября 2008 года № 141 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» грузоотправитель обязан выявить и надлежащим образом подготовить опасные грузы для перевозки воздушными судами грузовой отправкой (одно или несколько грузовых мест с опасным грузом, принятое эксплуатантом от одного грузоотправителя в одно время и в один адрес, включенных в одну партию и перевозимых одному грузополучателю в один пункт назначения).

Перед предъявлением грузового места или внешней упаковки (упаковка объединяет одно или несколько грузовых мест и не является средством пакетирования) с опасным грузом для перевозки воздушными судами грузоотправитель должен убедиться в том, что опасные грузы не запрещены для перевозки воздушными судами, классифицированы, упакованы, маркированы, снабжены знаками опасности и сопровождаются декларацией грузоотправителя на опасный груз (документ перевозки опасного груза), оформленной в соответствии с требованиями настоящих Правил и Технических инструкций.

Лицо, предоставляющее опасные грузы для перевозки воздушными судами, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях, составляет, подписывает и передает эксплуатанту декларацию грузоотправителя на опасный груз, которая содержит информацию, предусмотренную Техническими инструкциями.

В грузовой накладной должна содержаться информация о декларации грузоотправителя на опасный груз, свидетельствующая о том, что представленный для перевозки опасный груз воздушными судами в полной мере и точно определен согласно отгрузочным наименованиям, классифицирован, упакован, маркирован, снабжен знаками опасности и находится в состоянии, готовом для перевозки воздушными судами с соблюдением настоящих Правил и Технических инструкций.

Декларация грузоотправителя на опасный груз оформляется на русском языке. При перевозке опасного груза воздушными судами в другое государство декларация дополнительно переводится на английский язык.

В соответствии с данным приказом и условиями заключенного договора, истец обязан был предупредить ответчика о том, что вверенный груз является опасным, обеспечить хранение данного груза в специализированной емкости, исключающая протечку, на упаковке должна была содержаться соответствующая информация и маркировка и т.д. Данная информация должна была также содержаться в подписанных между сторонами документах.

В результате сокрытия Истцом необходимой информации груз на борту судна был размещен стандартным способом, каким перевозится груз, не отнесённый к категории «Опасный».

Перевозка опасного груза не предусмотренным для него способом не может исключать порчи данного имущества.

Ответчик не имел возможности проверить содержимое перевозимого груза, так как для этого требуется осуществлять его вскрытие и проводить соответствующие исследования, что является недопустимым.

Вся информация о грузе должна была быть предоставлена со стороны истца, что сделано не было.

В соответствии с п. 4.4. договора истец несет ответственность:

за достоверность и точность сведений, предоставляемых ответчику;

за исправность упаковки и правильность нанесения транспортной маркировки. Предоставление информации о грузе исключило бы порчу данного имущества и возникновение данной спорной ситуации.

Вся ответственность за причинение вреда перевозимого груза в данной спорной ситуации лежит на истце.

Вина ответчика в возникших убытках истца отсутствует.

В соответствии с п. 4.2. договора Исполнитель несет ответственность только за ущерб, причиненный Заказчику в результате виновных действий/ бездействия Исполнителя.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

По условиям заключенного между сторонами договора № 30-01-19 от 29 января 2019 года ответчик не несет ответственности в возникшей спорной ситуации.

В соответствии с п. 4.3. договора ответчик не несет ответственности за причиненный истцу ущерб, возникший из - за:

- задержки приемки/ отправки груза в связи с выявлением грузов, требующих специальных условий обработки и хранения;

- неприемки/задержки приемки и отправки опасного груза в связи с выявленными несоответствиями «Техническим инструкциям по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО, либо в связи с отсутствием разрешительных документов на грузы, требующие разрешение компетентных органов;

- особенностей груза, требующего специального режима хранения, если Исполнитель не был надлежащим образом информирован и не дал письменного подтверждения Заказчику о возможности обеспечения такого режима.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчик не признает взыскиваемый размер убытков, а истец не доказал его обоснованность.

Акт о порче имущества был составлен ООО «Восток» 07.02.2019 года, то есть спустя несколько дней после приемки груза.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.

Исходя из выше изложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2019 года по делу № А40-84277/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья В.Р. Валиев