ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-86594/22 от 19.09.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

816/2022-264209(2)

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 09АП-56601/2022

г. Москва Дело № А40-86594/22
 23 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2022 года  Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2022 года 

председательствующего судьи Яковлевой Л.Г. 

судей: Мухина С.М., Попова В.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Аграровой В.А.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 

ООО "ПРОФТЕХСТРОЙ"

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.07.2022 по делу № А40- 86594/2022  по заявлению ООО "ПРОФТЕХСТРОЙ" 

к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы  о признании незаконным и отмене постановления, 

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 22.03.2022;  от заинтересованного ФИО2 по доверенности от 14.12.2021;  лица: 

У С Т А Н О В И Л:

ООО "ПРОФТЕХСТРОЙ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный  суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановление  Мосприроды (ответчик, административный орган) № 0401-613/2022/ЮВАО от  12.04.2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной  ст.4.46 КоАП Москвы. 

Решением от 19.07.2022 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении  заявленных требований. 

Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его  отменить как принятое с нарушением норм права. 

В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы  апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней. 

Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной  жалобы. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом  апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ

Согласно материалам дела, административным органом установлено, что ООО  «Профтехстрой», являясь подрядной организацией на основании Договора 


[A1] генерального подряда № ГП-2021 от 09 августа 2021г., реализуя указанные функции на  территории, непосредственно прилегающей к жилым домам 42, корп.4; 44 корп.1,  корп.2, по 2-му Грайвороновскому проезду города Москвы, 26 ноября 2021 года в  период времени с 23.19 мин. до 23.53 мин. допустило нарушение условий производства  подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее  превышение допустимого уровня шума с учетом расширенной неопределенности в  контрольной точке № 1 на 17,9дБА по эквивалентному и на 9,0 дБ А по максимальному  уровню шума, в контрольной точке № 2 на 16,9дБА по эквивалентному и на 11,0дБА по  максимальному уровню звука, обусловленные производством строительных работ на  территории строительной площадки по адресу - Москва, внутригородское  муниципальное образование Рязанское, Рязанский проспект, Д.6А, что является  нарушением п. 2.5.15 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 19 мая  2015 № . 299-ПП «Правила проведения земляных работ, установки временных  ограждений, размещения временных объектов городе Москве», табл. 5.35 СанПиН  1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и Требования к обеспечению безопасности и  (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 

По факту выявленного нарушения административным органом в отношении  общества составлен протокол об административном правонарушении. 

Постановлением Мосприроды № 0401-613/2022/ЮВАО от 12.04.2022 ООО  «Профтехстрой» привлечено к административной ответственности, предусмотренной  ст. 4.46 КоАП Москвы с назначением наказания в виде административного штрафа в  размере 300 000 руб. 

Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в  Арбитражный суд г. Москвы. 

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных  требований, ввиду следующего. 

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность  оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий  административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает,  имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности,  соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли  сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные  обстоятельства, имеющие значение для дела. 

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности,  суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ  соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя  к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены  оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ  от 02.06.2004 № 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к  административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком  соблюдены. 

Согласно ст. 4.46 КоАП Москвы нарушение установленных правовыми актами  города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и  иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, за  исключением случаев, предусмотренных статьей 4.50 настоящего Кодекса, - влечет  наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот тысяч рублей. 

Данная норма является бланкетной, которая предусматривает нарушение  конкретных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами,  регулирующими режим осуществления подготовительных, земляных, строительных и  иных работ в ночное время. 


[A2] Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в  помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (далее -  СП 2.2.4/2.1.8.562-96), установлены допустимые уровни звукового давления,  эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях  жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки. В соответствии  с пунктом 1.2 СП 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для  всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации  независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц  независимо от гражданства. 

В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового  давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего  шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки.  Пункт 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звука с 23 ч. до 7 ч. на  территориях непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам. 

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7- ФЗ "Об охране окружающей среды": 

- органы государственной власти Российской Федерации, органы  государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного  самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и  иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и  устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических,  электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на  окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания  диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические  системы и природные ландшафты; 

- при планировании и застройке городских и сельских поселений,  проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных  объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации  транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение  нормативов допустимых физических воздействий; 

- запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.

Согласно требованиям постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015  года N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки  временных, размещения временных объектов в городе Москве": 

Согласно статье 2 Закона города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О  соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве" (Закон) к  действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время на защищаемых  территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве, относятся: производство  ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение  покоя граждан и тишины в ночное время; иные действия, повлекшие нарушение покоя 


[A3] граждан и тишины в ночное время на защищаемых территориях и в защищаемых  помещениях в городе Москве. 

Согласно статье 1 Закона ночное время - период времени с 23 часов до 7 часов. 

Согласно статье 3 Закона нарушение покоя граждан и тишины в городе Москве  влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы  об административных правонарушениях. 

В соответствии с пунктом 1.3.4 Распоряжения Правительства Москвы от 30  июня 2004 года N 1312-РП "О мерах по информированию жителей города Москвы о  производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов  и реконструкции зеленых насаждений" производство работ в ночное время суток  разрешается при выполнении следующих условий: обеспечивать глушение двигателя  автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь;  не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить  забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с  превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов  жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу  оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы. 

Материалами дела установлено, что обществом нарушены п. 2.5.15 приложения  1 к постановлению Правительства Москвы от 19 мая 2015 № 299-ПП «Правила  проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения  временных объектов городе Москве», табл. 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические  нормативы и Требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для  человека факторов среды обитания». 

Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения,  подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколом об  административном правонарушении, другими материалами административного дела. 

Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и  допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о  наличии в действиях заявителя события административного правонарушения,  предусмотренного ст.4.46 КоАП Москвы. 

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя, о том, что ООО  «Профтехстрой» не является субъектом вмененного административного  правонарушения. 

Согласно п. 7.70 договора генерального подряда № ГП-2021 от 09 августа 2021г.  генподрядчик несет исключительную ответственность, как за свою рабочую силу,  действия, работы, так и за рабочую силу, действия, работу привлекаемых им  Субподрядчиков. Генподрядчик должен удалить персонал, который, как обоснованно  считают Заказчик и/или Технический Заказчик как их полномочные представители,  является неквалифицированным и/или недостаточно квалифицированным, или  который недопустим к работе по причине нахождения в состоянии алкогольного или  наркотического опьянения, а также без специальной одежды на строительной  площадке. 

В соответствии с п. 7.75 договора генерального подряда № ГП-2021 от 09  августа 2021г. генподрядчик при организации работ должен учесть требования к  шумовому режиму работ, предусмотренному нормами и требованиями по г. Москве и  РФ. При проведении работ Генподрядчик обязан выполнять требования, прописанные в  разделе «Охрана окружающей среды», в том числе компенсировать Заказчику ущерб,  причинённый Заказчику нарушением указанного обязательства. 

Таким образом, ответственность за соблюдение правил охраны окружающей  среды лежит на ООО «Профтехстрой». 

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к  выводу о наличии в действиях общества события и состава административного 


[A4] правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.4.46 КоАП Москвы,  поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена  административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие  от него меры по их соблюдению. 

С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание  назначено административным органом в пределах санкции ст. 4.46 КоАП Москвы. 

Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, по мнению суда, они  противоречат доказательствам, содержащимся в материалах дела, подтверждающими  состав вмененного обществу административного правонарушения. 

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение  суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам  дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального  права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены  обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или  изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. 

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК  РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено. 

В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при  рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная  пошлина не уплачивается. 

Руководствуясь ст.ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.07.2022 по делу № А40- 86594/2022

оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Возвратить ООО "ПРОФТЕХСТРОЙ" из федерального бюджета  государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи)  рублей, как ошибочно уплаченную. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном  объеме в Арбитражный суд Московского округа. 

Председательствующий судья: Л.Г. Яковлева

Судьи: С.М. Мухин 

 В.И. Попов