816/2022-264209(2)
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-56601/2022
г. Москва Дело № А40-86594/22
23 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2022 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2022 года
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.
судей: Мухина С.М., Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аграровой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ПРОФТЕХСТРОЙ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.07.2022 по делу № А40- 86594/2022 по заявлению ООО "ПРОФТЕХСТРОЙ"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 22.03.2022; от заинтересованного ФИО2 по доверенности от 14.12.2021; лица:
У С Т А Н О В И Л:
ООО "ПРОФТЕХСТРОЙ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановление Мосприроды (ответчик, административный орган) № 0401-613/2022/ЮВАО от 12.04.2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.4.46 КоАП Москвы.
Решением от 19.07.2022 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, административным органом установлено, что ООО «Профтехстрой», являясь подрядной организацией на основании Договора
[A1] генерального подряда № ГП-2021 от 09 августа 2021г., реализуя указанные функции на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам 42, корп.4; 44 корп.1, корп.2, по 2-му Грайвороновскому проезду города Москвы, 26 ноября 2021 года в период времени с 23.19 мин. до 23.53 мин. допустило нарушение условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума с учетом расширенной неопределенности в контрольной точке № 1 на 17,9дБА по эквивалентному и на 9,0 дБ А по максимальному уровню шума, в контрольной точке № 2 на 16,9дБА по эквивалентному и на 11,0дБА по максимальному уровню звука, обусловленные производством строительных работ на территории строительной площадки по адресу - Москва, внутригородское муниципальное образование Рязанское, Рязанский проспект, Д.6А, что является нарушением п. 2.5.15 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 19 мая 2015 № . 299-ПП «Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов городе Москве», табл. 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и Требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
По факту выявленного нарушения административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Мосприроды № 0401-613/2022/ЮВАО от 12.04.2022 ООО «Профтехстрой» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.46 КоАП Москвы с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Согласно ст. 4.46 КоАП Москвы нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.50 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Данная норма является бланкетной, которая предусматривает нарушение конкретных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими режим осуществления подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время.
[A2] Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (далее - СП 2.2.4/2.1.8.562-96), установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки. В соответствии с пунктом 1.2 СП 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки. Пункт 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звука с 23 ч. до 7 ч. на территориях непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7- ФЗ "Об охране окружающей среды":
- органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты;
- при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий;
- запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
Согласно требованиям постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных, размещения временных объектов в городе Москве":
Согласно статье 2 Закона города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве" (Закон) к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве, относятся: производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; иные действия, повлекшие нарушение покоя
[A3] граждан и тишины в ночное время на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве.
Согласно статье 1 Закона ночное время - период времени с 23 часов до 7 часов.
Согласно статье 3 Закона нарушение покоя граждан и тишины в городе Москве влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1.3.4 Распоряжения Правительства Москвы от 30 июня 2004 года N 1312-РП "О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений" производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующих условий: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Материалами дела установлено, что обществом нарушены п. 2.5.15 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 19 мая 2015 № 299-ПП «Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов городе Москве», табл. 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и Требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ст.4.46 КоАП Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя, о том, что ООО «Профтехстрой» не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Согласно п. 7.70 договора генерального подряда № ГП-2021 от 09 августа 2021г. генподрядчик несет исключительную ответственность, как за свою рабочую силу, действия, работы, так и за рабочую силу, действия, работу привлекаемых им Субподрядчиков. Генподрядчик должен удалить персонал, который, как обоснованно считают Заказчик и/или Технический Заказчик как их полномочные представители, является неквалифицированным и/или недостаточно квалифицированным, или который недопустим к работе по причине нахождения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также без специальной одежды на строительной площадке.
В соответствии с п. 7.75 договора генерального подряда № ГП-2021 от 09 августа 2021г. генподрядчик при организации работ должен учесть требования к шумовому режиму работ, предусмотренному нормами и требованиями по г. Москве и РФ. При проведении работ Генподрядчик обязан выполнять требования, прописанные в разделе «Охрана окружающей среды», в том числе компенсировать Заказчику ущерб, причинённый Заказчику нарушением указанного обязательства.
Таким образом, ответственность за соблюдение правил охраны окружающей среды лежит на ООО «Профтехстрой».
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного
[A4] правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.4.46 КоАП Москвы, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции ст. 4.46 КоАП Москвы.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, по мнению суда, они противоречат доказательствам, содержащимся в материалах дела, подтверждающими состав вмененного обществу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь ст.ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.07.2022 по делу № А40- 86594/2022
оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить ООО "ПРОФТЕХСТРОЙ" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей, как ошибочно уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Л.Г. Яковлева
Судьи: С.М. Мухин
В.И. Попов