ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-87463/19 от 14.10.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, дом 12

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ АП-53306/2019

город  Москва

21.10.2019

дело № А40-87463/19

резолютивная часть постановления оглашена  14.10.2019

постановление изготовлено в полном объеме  21.10.2019

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова, Лепихин Д.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2019

по делу № А40-87463/19, принятое судьей Е.А. Аксеновой

по заявлению ЗАО «Стрим Риэлти» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения;

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 27.12.2019;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 26.12.2018,
ФИО3 по доверенности от 26.12.2018;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2019 заявленные ЗАО «Стрим Риэлти» требования о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве от 14.03.2019 № 51-2674/2019 удовлетворены и на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав ЗАО «Стрим Риэлти» путем внесения на основании заявления ЗАО «Стрим Риэлти» от 25.02.2019 № 2502/19              (вх. № 30841/2019 от 28.02.2019) в Единый государственный реестр недвижимости сведения о размере кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости: кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4630 в размере 42.074.453, 39 руб., кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4631 в размере 18.318.989, 83 руб.; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4632 в размере 41.953.872, 03 руб.; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4633 в размере 42.754.879, 66 руб.; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4634 в размере 18.318.989, 83 руб.; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4635 в размере 18.502.856, 78 руб.; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4336 в размере 302.407.478, 81 руб.

Управление Росреестра, не согласившись с принятым решением,  обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.

В судебном заседании представители общества и Управления поддержали свои доводы и возражения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Стрим Риэлти» является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:05:0001007:4630, 77:05:0001007:4631, 77:05:0001007:4632, 77:05:0001007:4633, 77:05:0001007:4634, 77:05:0001007:4635, 77:05:0001007:4636.

Решением Московского городского суда от 24.04.2018 по делу № 3а-772/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Московского городского суда от 21.08.2018, установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016, а именно: нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4630, расположенного по адресу: <...> в размере 49.647.855 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4631, расположенного по адресу:  <...> в размере 21.616.408 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4632, расположенного по адресу: <...> в размере 49.505.569 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4633, расположенного по адресу: <...> в размере 50.450.758 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4634, расположенного по адресу: <...> в размере 21.616.408 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4635, расположенного по адресу: <...> в размере 21.833.371 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001007:4336, расположенного по адресу: <...> в размере 356.840.825 руб.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена на основании заключения судебной оценочной экспертизы. При этом из экспертного заключения усматривается, что стоимость нежилых помещений, принятая во внимание судом, включает налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18 %, однако в резолютивный части решения указание на наличие НДС в стоимости объектов отсутствует.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя за разъяснением указанного решения.

Определением от 05.02.2019 Московский городской суд разъяснил решение от 24.04.2018, указав, что установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости содержит в себе НДС в размере 18 %.

25.02.2019 заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной в размере рыночной стоимости за вычетом НДС на основании решения Московского городского суда от 24.04.2018 с учетом определения о разъяснении судебного решения от 05.02.2019.

Решением Управления Росреестра по г. Москве от 14.03.2019 № 51-2674/2019  в удовлетворении заявления общества отказано.

Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.

Согласно абз. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015№  218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных   услуг   в   сфере   осуществления   государственного   кадастрового   учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

Управление осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе: ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества (п. п. 5.1.2, 5.1.3. постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457).

Таким образом, Управление является уполномоченным органом на ведение кадастрового учета и внесение (изменение) сведений в ЕГРН.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ внесение изменений в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимости может быть осуществлено как в порядке межведомственного взаимодействия, так и в уведомительном - при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением.

25.02.2019 ЗАО «Стрим Риэлти» обратилось с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, исходя из кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной решением Московского городского суда от 24.04.2018 по делу 3а-772/2018 с учетом разъяснений от 05.02.2019, за вычетом налога на добавленную стоимость в составе кадастровой стоимости.

Учитывая, что вступившие в законную силу судебные акты являются
обязательными      для      органов      государственной      власти,      органов      местного

самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.

Таким образом, решение Московского городского суда от 24.04.2018 должно рассматриваться государственными органами во взаимосвязи с определением Московского городского суда от 05.02.2019, которое восполняет основное решение, являясь его логическим продолжением, уточняет его и носит обязательный характер для всех органов государственной власти.

Определение о разъяснении не изменяет решение Московского городского суда от 24.04.2018, а конкретизирует и дополняет его, поэтому действия Управления по заявлению ЗАО «Стрим Риэлти», направлены не на изменение сведений, установленных вступившим в законную силу судебным актом, а напротив, должны быть направлены на уточнение сведений в ЕГРН на основании определения о разъяснении, вступившего в законную силу решения, являющимся судебным актом имеющим обязательный характер, уточняющее и являющееся неотъемлемой частью решения Московского городского суда от 24.04.2018.

Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает критериев содержания резолютивной части судебного акта, позволяющего его отнести к судебным актам, на основе которого может быть осуществлена государственная регистрация прав на недвижимость, а также внесены иные сведения в ЕГРН.

Законодательством установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством РФ случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством РФ должностных лиц. Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Данный перечень критериев является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Решение Московского городского суда от 24.04.2018 и определение о разъяснении от 05.02.2019 в своей совокупности и взаимосвязи содержат в себе все определенные законодателем признаки документа, на основании которого могут быть внесены изменения в ЕГРН. Наличие в определении указания на внесение изменений не является законодательно обязательным.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ или иными федеральными законами (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Оспариваемый отказ Управления влечет установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, что не соответствует закону.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Обращение ЗАО «Стрим Риэлти» с заявлением о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости, содержащиеся в ЕГРП обусловлено уплатой административным истцом налога на имущество организаций, налоговая база для исчисления которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимости, и не связано с реализацией этого недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации, объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами   или   услугами)   права   собственности   на   товары,   результатов   выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Согласно ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации определены объект обложения налогом на добавленную стоимость, а также операции, которые не признаются объектом налогообложения в целях главы 21 данного Кодекса. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В силу ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сохранение кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого
имущества в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, влечет
увеличенное     налогообложение    для    собственника    этого    недвижимого    имущества, поскольку в период владения им и его эксплуатации собственник будет исчислять и уплачивать налог на имущество организаций от итоговой величины рыночной стоимости указанных объектов недвижимости с учетом НДС, установленной судом в качестве кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, уже включающей в себя налог на добавленную стоимость.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд  пришел к правомерному выводу о том, что имущество и реализация товаров (работ, услуг) являются самостоятельными объектами налогообложения, в отношении каждого законом предусмотрен определенный налог, а отказ в исключении из кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной в размере, равном их рыночной стоимости, включающей НДС, суммы НДС нарушает права и законные интересы заявителя сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку влечет двойное налогообложение.

Таким образом, решение Управления Росреестра по г. Москве от 14.03.2019 № 51-2674/2019 нарушает законные права и интересы ЗАО «Стрим Риэлти» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности  и правомерно признано арбитражным судом незаконным.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.

  Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда г. Москвы от  17.07.2019 по делу № А40-87463/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья                                                      Т.Т. Маркова

Судьи                                                                                               М.В. Кочешкова

                                                                                                                      Д.Е. Лепихин