ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-39823/2022
г. Москва Дело № А40-89843/22
12 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой
судей:
ФИО1, И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Э.Р Хатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционную жалобу
ПАО «Вымпел-Коммуникации»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2022 по делу №А40-89843/22
по заявлению Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к ПАО «Вымпел-Коммуникации» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>,)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя:
ФИО2 по дов. от 23.08.2021
ФИО3 по дов. от 27.04.2022;
от ответчика:
ФИО4 по дов. от 21.12.2022
У С Т А Н О В И Л:
Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности Публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (протокол от 20 апреля 2022 года №АП-77/15/1168).
Решением суда от 17.05.2022 заявленные требования удовлетворены - ПАО «Вымпел-Коммуникации» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ПАО «Вымпел-Коммуникации» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение по делу отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, как принятое с нарушением материальных и процессуальных норм права.
В судебном заседании представитель Управления поддержал решение суда, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 38, и решения руководителя Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 01.02.2022 № 13-нд проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «ВымпелКом».
Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (адрес места нахождения: 127083, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Оказание услуг связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии (статья 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).
По результатам проведенной проверки было установлено, что ПАО ВымпелКом» не осуществляет проверку наличия сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя) в Единой системе идентификации и аутентификации (далее- ЕСИА) до начала оказания услуг связи, и не прекращает оказание услуг связи при отсутствие сведений о таких пользователях в ЕСИА в соответствии с законодательством в сфере связи.
Оператором связи ПАО «ВымпелКом» нарушены обязательные требования в области связи и лицензионные требования:
- пункт 1.1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»,
- пункт 5 раздела XI Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг подвижное радиотелефонной связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 №2385,
- подпункт а) пункта 24 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342,
- пункт 113(1) Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 (далее - Правила 1342),
- пункт 113(6) Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 (далее - Правила 1342),
- пункт 5 лицензионных требований лицензии № 101254, выданное Роскомнадзором, на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи,
- пункт 5 лицензионных требований лицензии № 184000, выданное Роскомнадзором, на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи,
- пункт 5 лицензионных требований лицензии № 162226, выданное Роскомнадзором, на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи.
Пунктом 1.1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что Абонент - юридическое лицо либо индивидуальные предприниматель, заключающие договор об оказании услуг подвижное радиотелефонной связи, предоставляют возможность пользоваться в рамках указанного договора услугами подвижной радиотелефонной связи пользователями услугами связи - физическим лицам только при условии внесения в федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации е аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме) (далее - единая система идентификации и аутентификации) абонентом юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем или по решению абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя пользователем услугами связи сведений о таком пользователе услугами связи - физическом лице и сведений об используемом этим пользователем услугами связи абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи, а также о наименовании абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
Оператор связи обязан проверять наличие таких сведений посредством предоставления запроса в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия до начала оказания услуг связи. В случае если при проверке оператор связи обнаружит, что сведения отсутствуют или не являются достоверными, оператор связи обязан не оказывать в отношении данного абонентского номера услуги связи, о чем уведомляет юридическое лицо либо индивидуального предпринимателя, и в случае отсутствия ответа в установленный срок исключает из договора указанный абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи.
В случае если услуги подвижной радиотелефонной связи оказываются абоненту - юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю в целях обеспечения функционирования пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором используется идентификационный модуль, указанные услуги оказываются при условии внесения абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в единую систему идентификации и аутентификации сведений об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования), адресе абонента или адресе установки пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и других сведений, позволяющих идентифицировать абонента или его пользовательское оборудование (оконечное оборудование).
Состав указанных сведений и порядок их внесения абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в единую систему идентификации и аутентификации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 844 "Об утверждении Правил внесения абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" сведений, позволяющих идентифицировать абонента - юридическое лицо либо индивидуального предпринимателя или их пользовательское оборудование (оконечное оборудование), и установления состава указанных сведений". Проверка выполнения установленных требований при заключении договоров об оказании услуг связи с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) проводилась в соответствии с согласованной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Методикой (письмо Минцифры от 25.06.2021 № ДКП12-079-25397).
Управлением у оператора связи ПАО «ВымпелКом» были запрошены сведения по договорам, заключенным с юридическими лицами/индивидуальными предпринимателями (далее - абоненты), в период с 01.01.2022 по 31.01.2022 в объеме, указанном в пункте 1 Методики.
Кроме этого был направлен запрос в Минцифры России о предоставлении сведений из ЕСИА в соответствии с пунктами 3 и 4 Методики.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки оператором связи ПАО «ВымпелКом» была предоставлена информация о 17074 сим-картах по договорам, заключенным в период с 01 января по 31 января 2022 года, из них 8796 сим-карт — т статус «активен», 8278 - «закрыт».
Минцифры представлена выгрузка из ЕСИА с периодом активации сим-карт с 00:00 01.01.2022 до 20:04 04.02.2022.
Управлением были проанализированы сведения, предоставленные оператором связи ПАО «ВымпелКом», из которых установлено, что оператор оказывает услуги при неполных и/или недостоверных сведениях о пользователях (раздел 3 Справки о проведении проверки к Акту проверки от 18.02.2022 № А-77/15/13-нд/17).
При сверке данных было установлено, что в ЕСИА имеется 14916 записей о 10910 сим-картах, сведения о которых представлены оператором. По отдельным номерам сим-карт имеется более одной записи (от 2 до 13). В таких случаях в дальнейшем анализировались записи из ЕСИА со статусом «Активирован».
В дальнейшем анализ проводился лишь по активированным по сведениям оператора связи сим-картам. Всего таких 8796.
Информация о 1128 абонентских номерах со статусом «активен», которые используются пользователями, в ЕСИА отсутствует (файл «Записи в ЕСИА отсутствуют»), из них 1099 - были активированы до 3 февраля включительно; 29 -после 3 февраля. Сим-карты, активированные оператором после 3 февраля, из дальнейшего анализа исключались, т.к. по ним сведения из ЕСИА не представлялись.
Таким образом, 1099 сим-карт используются пользователями услуг связи без наличия информации о них в ЕСИА.
Из 8796 активных по сведениям оператора сим-карт, в ЕСИА имеются сведения о 7668 сим-картах, из них: 7
589 - данные о пользователях в БД оператора и в ЕСИА полностью совпадают;
79 - данные о пользователях в БД оператора и в ЕСИА не совпадают: Обращают на себя внимание 43 факта, когда в ЕСИА статус активации сим-я «Деактивирован», а в БД оператора - «Активен».
На запрос Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу оператором ПАО «ВымпелКом» была представлена информация о 55696 сим-картах договорам, заключенным в период с 1 января по 31 января 2022 года, используемых в целях обеспечения функционирования пользовательского оборудования (оконечного оборудования), из них 16554 сим-карт имеют статус - активен», 37135 - «не активен», 2007 - «закрыт номер».
Минцифры представлена выгрузка из ЕСИА с периодом активации сим-карт с 00:00 01.01.2022 до 20:04 04.02.2022.
При сверке данных было установлено, что в ЕСИА имеется 18184 записей о 17910 сим-картах, сведения о которых представлены оператором. По отдельным номерам сим-карт имеется более одной записи (от 2 до 4). В таких случаях в дальнейшем анализировались более актуальные записи из ЕСИА.
В дальнейшем анализ проводился лишь по активированным по сведениям оператором связи сим-картам. Всего таких 16554.
Информация о 204 абонентских номерах со статусом «активен», которые используются в абонентском оборудовании, в ЕСИА отсутствует (файл «Записи М2М в ЕСИА отсутствуют»), из них 135 - были активированы до 3 февраля включительно; 69 - после 3 февраля. Сим-карты, активированные оператором после 5 февраля, из дальнейшего анализа исключались, т.к. по ним сведения из ЕСИА не представлялись. Таким образом, 135 сим-карт используются в абонентском оборудовании без наличия информации о них в ЕСИА.
Из 16350 активированных, согласно сведениям оператора сим-карт, сведения о которых имеются в ЕСИА:
10628 - в ЕСИА имеют статус «Активирован»;
22 - в ЕСИА имеют статус «Деактивирован», при этом 21 запись содержит сведения о пользователе, но не имеет сведений об оконечном оборудовании;
1 - «отказ активации», при этом в ЕСИА содержатся сведения об оконечном оборудовании;
5699 - в ЕСИА имеют статус «Нет решения оператора» (стоит отметить, что абонентские номера выделены трём юридическим лицам: ИНН <***> - 3840 номеров; ИНН <***> - 2 номера; ИНН <***> - 1857 номеров).
Полная информация о сведениях, которые имеют статус «Нет решения оператора» - в файле «М2М - информация по СИМ-обезлич.хlsх».
Из 16350 активированных, согласно сведениям оператора сим-карт, сведения о которых имеются в ЕСИА:
10628 активированных, согласно сведений оператора сим-карт, которые в ЕСИА имеют статус «Активирован»;
406 - имеют сведения о пользователях, но не имеют сведений об оконечном оборудовании:
Полная информация об отсутствии сведений об оконечном оборудовании - в файле «М2М - информация по СИМ-обезлич. хlsх».
В соответствии с пунктами 5 требований лицензий №№ 101254, 162226, 184000, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила оказания услуг телефонной связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. № 1342 (далее - Правила 1342).
Таким образом, в результате проведенной проверки установлено, что оператор связи ПАО «ВымпелКом» оказывает услуги связи пользователям услугами связи - физическим лицам без проверки достоверности сведений о них посредством направления запроса в ЕСИА до начала оказания услуг связи, а также оказывает услуги связи абонентам - юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям до внесения ими в ЕСИА сведений об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования), адресе абонента или адресе установки пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и других сведений, позволяющих идентифицировать абонента или его пользовательское оборудование (оконечное оборудование), в связи с чем, оказывает услуги с нарушением пунктов 5 лицензий № 101254, 162226, 184000, пункта 5 раздела XI Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2385, пункта 1.1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», в части оказания услуг связи без проверки сведений о пользователях абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также оказания услуг с нарушением условия внесения абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в ЕСИА сведений об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и других сведений, дозволяющих идентифицировать абонента или его пользовательское оборудование I оконечное оборудование) до начала оказания услуг связи, и не прекращении оказания услуг связи при отсутствии сведений о таких пользователях в ЕСИА в соответствии с законодательством в сфере связи.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением, лицензией).
В связи с вышеизложенными на основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностным лицом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу ФИО5 в отношении ПАО «ВымпелКом» 20.04.2022 был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Данные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении ПАО «ВымпелКом» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статье 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что структурными подразделениями ПАО «ВымпелКом» допущено нарушение пунктов 5 лицензий № 101254, 162226, 184000, пункта 5 раздела XI Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2385, пункта 1.1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», в части оказания услуг связи без проверки сведений о пользователях абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также оказания услуг с нарушением условия внесения абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в ЕСИА сведений об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и других сведений, дозволяющих идентифицировать абонента или его пользовательское оборудование I оконечное оборудование) до начала оказания услуг связи, и не прекращении оказания услуг связи при отсутствии сведений о таких пользователях в ЕСИА в соответствии с законодательством в сфере связи.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия решения не пропущен.
В силу положений статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В рассматриваемом случае административный штраф назначен с учетом всех обстоятельств дела, в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и является обоснованным. Признаков малозначительности не имеется.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о недоказанности нарушений, апелляционная коллегия отклоняет. Вопреки доводам жалобы событие правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств. Доводы Общества не опровергают выводы административного органа и суда об оказании услуг при неполных и (или) недостоверных сведениях в информационной системе.
Все доводы, изложенные в жалобе, рассмотрены апелляционным судом, признаны подлежащими отклонению, поскольку свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2022 по делу
№А40-89843/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Т.Б. Краснова
Судьи И.А. Чеботарева
ФИО1