ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
проезд Соломенной Сторожки, д.12, Москва, 127994, ГСП-4
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб-сайта: https://9aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-72025/2021
г. Москва Дело № А40-99200/21
20 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А.Москвиной,
судей:
И.В.Бекетовой, ФИО1,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2021 по делу №А40-99200/21 (17-731)
по заявлению ООО «ИГАС»
к 1) ГБУ «Центр имущественных платежей жилищного страхования»,
2) Управлению Росреестра по Москве,
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя:
ФИО2 по дов. от 21.04.2021;
от ответчиков:
1) не явился, извещен;
2) не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л:
ООО "ИГАС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования», Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованные лица) о признании незаконными действий ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 по состоянию на 22.12.2020 г. в размере 429 622 114,94 руб., о возложении на ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ИГАС» путём аннулирования Акта №АОКС-77/2021/000018 от 29.01.2021 в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 по состоянию на 22.12.2020 г.; о признании незаконными действий Управления Росреестра по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0003003:6288, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости по состоянию на 22.12.2020 г. и по внесению 05.02.2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту №АОКС-77/2021/000018 от 29.01.2021 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 в размере 429 622 114,94 руб., о возложении на Управление Росреестра по г. Москве обязанности исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 в размере 429 622 114,94 руб., определённой по состоянию на 22.12.2020 г. и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости 05.02.2021 г. на основании Акта об определении кадастровой стоимости №АОКС-77/2021/000018 от 29.01.2021, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 23 января 2020 года по административному делу № За-1225/2020 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 в размере 338 576 000 рублей, определённом по состоянию на 01.01.2019 г. (дата применения 01.01.2019).
Решением суда от 20.09.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ответчики, будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей указанных лиц.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Девятого арбитражного апелляционного суда по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/ и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
При исследовании материалов дела установлено, что ООО «ИГАС» является собственником объекта недвижимости, а именно здания с кадастровым номером: 77:09:0003003:6288, расположенного по адресу: <...> (собственность № 77:09:0003003:6288-77/0092018-1 от 11.12.2018 г.), что подтверждается выпиской из ЕГРН, копия которой имеется в материалах дела.
14.02.2021 г. заявителем получена выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, содержащая информацию о том, что кадастровая стоимость данного здания составляет в размере 429 622 114,94 руб. 94 коп., то есть выше чем кадастровая стоимость установленная решением Московского городского суда от 29 июня 2020 г. по административному делу № 3 а-1225/2020 по состоянию на 01.01.2019 г. в размере: 338 576 000 рублей (дата применения 01.01.2019 г.).
Как указывает заявитель, исходя из разъяснений ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» №РЗ-77/2021/000085 от 11.03.2021 и выписки о кадастровой стоимости кадастровая стоимость здания составляет 429 622 114,94 рублей, она установлена по состоянию на 22.12.2020 г. Актом ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» об определении кадастровой стоимости №АОКС-77/2021/000018 от 29.01.2021 в связи с поступлением 19.01.2021 сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве для определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Посчитав действия ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по пересчету кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости по состоянию на 22.12.2020 г. незаконными и нарушающими его права и интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 23 января 2020 года по административному делу № 3а-1225/2020 по иску ООО «ИГАС» кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 по адресу: <...>, равная его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 338 576 000 руб.
По мнению заявителя, основания изменения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в период между датами государственной кадастровой оценки не предусмотрены положениями Федерального закона от 03.07.2016 №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке».
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируют положения Федерального закона от 03.07.2016 №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237- ФЗ).
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В части 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ перечислены характеристики объекта недвижимости, относящиеся к основным сведениям об объекте недвижимости.
Частью 3 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 Закона № 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: 1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона; 2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи; 3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
Согласно п. 4, 5 ст. 11 Закона № 237-ФЗ в редакции, действующей до 11.08.2020 г., очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения -через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
При этом изменение кадастровой стоимости вне проведения очередной кадастровой оценки возможно только при изменении количественных и качественных характеристик объектов недвижимости, что следует из ст. 16 Закона № 237-ФЗ, Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 г. N 514.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона № 237-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент оспариваемых действий) установлено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1); орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, изменение которых влечет за собой изменение кадастровой стоимости, установлены Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 г. N 514, а именно кадастровая стоимость подлежит определению в связи с изменением сведений: о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места); о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства); - о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства); о категории земель (в отношении земельного участка); о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка); о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства); об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства); о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Судом первой инстанции правомерно учтено, что ООО«ИГЛС» обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы. ГБУ г.Москвы «Г ородской центр имущественных платежей и жилищного страхования» об установлении кадастровой стоимости: нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 по адресу: <...> вл, 4а, равной его рыночной стоимости по состоянию на Января 2019 года в размере 318576000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003003:105 по адресу: <...>, равную его рыночной стоимости но состоянию на 1 января 2018 года в размере 50855000 руб.
Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 23 января 2020 года по административному делу № 3 а-1225/2020 по административному иску ООО «ИГАС» кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 по адресу: <...>, равна его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 338 576 000 руб.
Заявитель указал, что никаких качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, утверждённым Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 г. № 514, в отношении спорных объектов недвижимости в 2019-2021 годах не происходило.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, не является основанием для расчета кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 16 Закона № 237-ФЗ.
Из материалов дела следует, что перерасчет кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 произошел в связи с информацией, поступившей из Управления Росреестра по Москве после 01.01.2019 г.
Вместе с тем, как было указано выше Заявители, никаких качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, утверждённым Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 г. № 514, в отношении спорного объекта недвижимости в 2019-2021 годах не происходило.
Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 11.12.2018 г. и от 14.02.2021 г. на указанное здание площадь объекта составляет 4 144,8 кв.м., то есть за период с 1 января 2019 года по настоящее время согласно данным ЕГРН она не менялась.
Между тем, как обоснованно указывает заявитель, неоднократный произвольный пересмотр кадастровой стоимости вне рамок государственной кадастровой оценки является неправомерным.
Заинтересованные лица каких-либо доказательств изменения количественных и качественных характеристик здания с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» в материалы настоящего дела не представили.
Согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2020 года №305-ЭС21-3221, если внесены изменения в ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании решения суда и количественные и (или) качественные характеристики объекта недвижимости не изменялись правовых оснований для пересмотра кадастровой стоимости не имеется.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности требований заявителя и признает действия ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» по определению кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 по состоянию на 22.12.2020 г. в размере 429622114,94 рубля незаконными, поскольку они противоречат вступившему в законную силу решению Московского городского суда от 23 января 2020 года по административному делу № 3а-1225/2020.
Доводы ответчика о том, что он не наделен полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости и внесении сведений о кадастровой стоимости в данные ЕГРН является его обязанностью, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку не свидетельствуют о законности его действий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 в размере 429622114,94 рубля согласно акту от 29.01.2021 № АОКС-77/2021/000018, составленному ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» с учетом того, что, как указано выше, действия ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» по определению кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 по состоянию на 22.12.2020 г. в размере 429622114,94 рубля признаны судом незаконными.
При этом, судом первой инстанции правомерно признаны не подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании незаконными действий Управления Росреестра по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0003003:6288, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости по состоянию на 22.12.2020 г. и по внесению 05.02.2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту №АОКС-77/2021/000018 от 29.01.2021 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 в размере 429 622 114,94 руб., поскольку действующее законодательство не наделяет органы Росреестра какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, указанные органы не уполномочены рассматривать вопросы, связанные с правомерностью установления, изменения и утверждения величин кадастровой стоимости.
Управление Росреестра по Москве лишь внесло 05.02.2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 в размере 429622114,94 рубля на основании акта от 29.01.2021 № АОКС-77/2021/000018, составленного ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования»
С учетом признания действий ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» незаконными, суд пришел к выводу о незаконности действий Управления Росреестра по Москве по внесению 05.02.2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003003:6288 в размере 429622114,94 рубля согласно акту ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» от 29.01.2021 № АОКС-77/2021/000018.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2021 по делу №А40-99200/21 оставить без изменения в части, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Л.А.Москвина
Судьи И.В.Бекетова
ФИО1