ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10АП-19109/2023
г. Москва
19 октября 2023 года
Дело № А41-102739/22
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии в судебном заседании:
от Администрации городского округа Химки Московской области – ФИО2, по доверенности от 13.01.2023, паспорт, диплом;
от АО «Стабком» - ФИО3, по доверенности от 27.01.2023, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на Решение Арбитражного суда Московской области от 21.07.2023 по делу № А41- 102739/22 по исковому заявлению АО "Стабком" к Администрации городского округа Химки Московской области о расторжении и по встречному исковому заявлению Администрации городского округа Химки Московской области к АО "Стабком" о расторжении,
УСТАНОВИЛ:
АО "Стабком" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений, о расторжении концессионного соглашения от 22.08.2018 N ДС-184, взыскании расходов на создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения в размере в сумме 12 139 153,31 руб., ежемесячно, равными платежами в размере 252 899,03 руб. в срок до последнего числа месяца, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение суда.
К производству Арбитражного суда Московской области принято встречное исковое заявление Администрации городского округа Химки Московской области к АО "Стабком" о расторжении концессионного соглашения от 22.08.2018 N ДС-184.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.07.2023 первоначальные исковые требования удовлетворены. В удовлетворении встречного иска Администрации городского округа Химки Московской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация городского округа Химки Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.
К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
В соответствии со статьей 10 Закона N 115-ФЗ к существенным условиям концессионного соглашения относятся, в частности: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; объем инвестиций, который концессионер обязуется обеспечить в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения в течение всего срока действия соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного Федерального закона.
Концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными соглашениями, предусмотренными частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, должны включать в себя существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, и могут включать в себя не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия (пункт 2).
Пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ устанавливает, что концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон.
Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 38 данного Федерального закона.
Согласно пунктам 3.8, 3.9 статьи 13 Закона N 115-ФЗ изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.
Правительство Российской Федерации определяет основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом таких изменений.
В силу пункта 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение по требованию стороны концессионного соглашения может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса и на основании Постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 10.08.2018 N 892 "О заключении концессионного соглашения по созданию, реконструкции и эксплуатации технологического комплекса элементов обустройства автомобильных дорог (остановочных пунктов), предназначенного для обеспечения комфортного и безопасного нахождения жителей и гостей города на остановочных пунктах в период ожидания общественного транспорта на территории" стороны заключили концессионное соглашение от 22.08.2018 N ДС-184 по созданию, реконструкции и эксплуатации технологического комплекса элементов обустройства автомобильных дорог (остановочных пунктов), предназначенного для обеспечения комфортного и безопасного нахождения жителей и гостей города на остановочных пунктах в период ожидания общественного транспорта на территории городского округа Химки Московской области (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.1. соглашения концедент в соответствии с Законом о концессионных соглашениях обязуется за свой счет создать и реконструировать Объект концессионного соглашения, описание которого приведено в разделе 2 настоящего концессионного соглашения, прав собственности на которое принадлежит и (или) будет принадлежать концеденту, и осуществлять использование (эксплуатацию) Объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный разделом 8 настоящего концессионного соглашения, права владения и пользования объектом концессионного для осуществления деятельности в соответствии с целями, определенными в разделе 4 настоящего Концессионного соглашения.
Срок действия соглашения - 10 (десять) лет со дня его подписания (пункт 8.1. соглашения).
Согласно пункту 2.1. соглашения под объектом концессионного соглашения понимается технологически связанное между собой недвижимое и движимое имуществом, представляющее собой единый технологический комплекс, состоящий из элементов обустройства автомобильных дорог (остановочных пунктов) и помещения ЕПУ по адресу: <...>, кадастровый номер 50:10:0010207:2654, общей площадью 49 кв. м, предназначенного для обеспечения комфортного и безопасного нахождения жителей и гостей города на остановочных пунктах в период ожидания общественного транспорта на территории городского округа Химки Московской области и используемое в соответствии с целями, определенными в разделе 4 концессионного соглашения.
Состав, описание и технико-экономические показателя объекта концессионного соглашения установлены в Приложении N 1 соглашению.
В пункте 1 Приложения N 1 к соглашению указано, что объект концессионного соглашения состоит из: 1) помещения ЕПУ (единого пункта управления); 48 (сорока восьми) остановочных пунктов; 3) единого пункта управления (ЕПУ), в свою очередь состоящего из серверного оборудования, инженерной сети и системы, а также системное и прикладное программное обеспечение для сбора обработки, и хранения информации, размещаемые в помещении ЕПУ.
Согласно пункту 3.1. Приложения N 1 к соглашению помещение ЕПУ с кадастровым номером 50:10:0010207:2654 размещается по адресу: 141402, <...>, подъезд 1, этаж 1.
В пункте 3.2. Приложения N 1 к соглашению указано, что для размещения ЕПУ в помещении ЕПУ требуется провести реконструкцию в части модернизации и/или переустройства инженерных сетей и систем, изменение проемов и конструкций, снижением пылеобразования.
Требования к реконструкции помещения ЕПУ описаны в пункте 3.3. Приложения N 1 к соглашению.
Требования к способам и средствам связи, к элементам ЕПУ изложены в пунктах 3.4.-3.7. Приложения N 1 к Соглашению.
Согласно пункту 2.2. Соглашения недвижимое имущество: общей площадью 49,00 (сорок девять) кв. м, инв. N 1319, лит. А., объект N 1, часть N 12, расположенное по адресу: <...>, подъезд 1, этаж 1, кадастровый номер 50:10:0010207:2654, входящее в состав Объекта концессионного соглашения, подлежащее реконструкции, принадлежит Концеденту на праве собственности.
В силу пункта 2.3. соглашения концедент обязуется передать концессионеру, а концессионер обязуется принять недвижимое имущество, а также права владения и пользования недвижимым имуществом не позднее 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания концессионного соглашения. Передача концедентом концессионеру недвижимого имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами в день передачи недвижимого имущества.
Недвижимое имущество должно быть пригодным для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего концессионного соглашения, и не должно быть обременено правами третьих лиц.
Обязанность концедента по передаче недвижимого имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, считается исполненной после подписания сторонами акта приема-передачи концедентом концессионеру недвижимого имущества (приложение N 3).
Уклонение одной из сторон от подписания указанного документа признается нарушением этой стороной обязанности, установленной абзацем первым настоящего пункта.
Пунктом 3.1.1 установлено, что концессионер должен соблюдать сроки создания и реконструкции объекта соглашения. В срок, указанный в пункте 8.2 настоящего соглашения, за свой счет спроектировать, создать и реконструировать объект соглашения (п. 3.1.2).
В соответствии с п. 3.1.3 концессионер обязан за свой счет разработать и согласовать с концедентом проектную документацию, необходимую для создания и реконструкции объекта соглашения, в трехмесячный срок, предусмотренный в пункте 8.3 соглашения. Проектная документация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к объекту соглашения в соответствии с решением концедента о заключении настоящего соглашения. Ввести объект концессионного соглашения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством, с соблюдением сроков создания и реконструкции объекта соглашения, установленных настоящим соглашением (п. 3.1.4).
Согласно п. 8.2 соглашения срок реализации первого этапа составляет шесть месяцев с даты подписания концессионного соглашения, т.е. 22.02.2019.
Согласно письмам от 22.08.2018 N 859/08/18, от 04.09.2018 N 908/09/18 концессионер передал концеденту на согласование разработанную проектную документацию в отношении 48 (сорока восьми) остановочных пунктов.
Концессионер осуществил монтаж остановок общественного транспорта с необходимым оборудованием, приобрел средства связи, организовал администрирование систем видеонаблюдения, заказал экспертизу проектной документации, оплатил пошлину за размещение средств наружной рекламы на остановках, и осуществил иные мероприятия для целей реализации соглашения.
По актам выполненных работ от 03.09.2018 N 1, от 30.10.2018 N 2, от 03.12.2018 N 3 концессионер передал концеденту (в лице заместителя Главы городского округа Химки ФИО4, который согласно постановлению Администрации городского округа Химки от 10.08.2018 N 892 назначен ответственным за исполнение соглашения) девять остановочных пунктов общественного транспорта.
Акт приема-передачи ЕПУ подписан между сторонами 22.08.2018. Между тем, концедент фактически не предоставил права владения и пользования объектом соглашения (помещение единого пункта управления - ЕПУ.
В этой связи концессионер направил претензию от 07.07.2020 с требованием возместить понесенные расходы и о расторжении концессионного соглашения. Повторной претензией от 17.10.2022 концессионер также просил расторгнуть соглашение и возместить понесенные расходы. Претензии оставлены концедентом без удовлетворения.
Немотивированное уклонение концедентом от передачи концессионеру помещения ЕПУ сделало технически невозможным управление и эксплуатацию уже установленных остановочных пунктов.
Данные обстоятельства послужили основание для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно положениям пункта 1 статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
По смыслу пункта 3 статьи 328 ГК РФ ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
При этом в силу пункта 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Исходя из условий концессионного соглашения, в срок до 30 дней после подписания соглашения - до 22.09.2018 концедент обязан передать концессионеру помещение единого пункта управления, а после получения помещения концессионер обязан реконструировать, модернизировать данное помещение и оборудовать его новейшими средствами связи и элементами управления остановками (ЕПУ).
Таким образом, без передачи помещения ЕПУ концессионеру невозможно создать и реконструировать объект концессионного соглашения.
Как подтверждается материалами дела и установлено судебными актами по делу N А41-36787/21, ответчик не представил доказательств надлежащего исполнения встречных обязательств по соглашению, либо иного содействия (участия) в исполнении условий соглашения. Следовательно, истец не смог исполнить свои обязательства по соглашению (т.е. в отсутствие его вины).
Доводы апелляционной жалобы о неисполнении обязательств концессионером отклоняются апелляционным судом, поскольку решением по делу N А41-36787/21 установлено, что концеесионер не имел возможности исполнить обязательства по соглашению без передачи концедентом ЕПУ, в удовлетворении требований Администрации о расторжении соглашения отказано. По данным обстоятельствам суд также отклоняет ссылки ответчика на претензию от 11.06.2020 о расторжении концессионного соглашения.
Направление претензии от 14.11.2022 с приложением акта приема-передачи ЕПУ не имеет правового значения, поскольку актом осмотра от 15.03.2023 и фотоматериалами к нему подтверждается, что помещение ЕПУ фактически разделено на два самостоятельных помещения. Входные двери были заменены Обществом приблизительно в 2018 г., доступ в одно из помещений открытый, ввиду его вскрытия (происходило его затопление), в данном помещении сделан косметический ремонт стен, капитальный ремонт пола с монтажом антистатического покрытия, помещение бывшего санузла оборудовано под серверную - с монтажом гидроизоляционного и шумоизоляционного покрытия, а также двух кондиционеров, проведены электрокабели, также в комнате (изначально задумалась как кухня-столовая) установлена раковина. Доступ во второе помещение получить не удалось, ввиду отсутствия ключей, в настоящее время направлено письмо в Комитет имущественных и земельных отношений с целью вскрытия данного помещения. Акт осмотра составлен представителем Администрации городского округа Химки Московской области и представителем АО "Стабком".
Кроме того, материалами дела подтверждается, что письмом от 15.04.2022 концессионер уведомлял концедента о необходимости передать помещение ЕПУ. Данное требование оставлено Администрацией без удовлетворения.
Следовательно, помещение ЕПУ не используется концессионером ввиду отсутствия факта передачи такого помещения, в том числе передачи ключей от помещения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, также является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Положения статьи 15 ФЗ "О концессионных соглашениях" устанавливают основания досрочного расторжения концессионного соглашения судом, а также определяют мероприятия, которые стороны концессионного соглашения обязаны выполнить до обращения в суд с требованием о расторжении концессионного соглашения.
В соответствии со статьей 15 ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.
Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются: 1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; 2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 3) неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента; 5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.
Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом являются: 1) невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения; 2) передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), в случае, если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента; 3) невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по его расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или выплате платы концедента по концессионному соглашению.
Концессионным соглашением помимо указанных в частях 2 и 2.1 настоящей статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концедента или концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения.
В случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. В случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), возмещение расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения осуществляется исходя из размера расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент расторжения концессионного соглашения. Порядок и срок осуществления указанного возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения.
Поскольку судом установлено и материалами дела подтверждается, что условия концессионного соглашения в полном объеме не исполнены со стороны концедента, и такое неисполнения влечет невозможность исполнения обязательств концессионером, суд приходит к выводу, что имеются основания для расторжения концессионного соглашения в связи с существенным нарушением условий соглашения концедента.
Оснований для расторжения концессионного соглашения в связи с неисполнением обязательств концессионером в установленный соглашением срок не имеется, поскольку такое неисполнение связано с просрочкой кредитора в форме непредоставления объектов концессионеру (статья 406 ГК РФ).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что в части, доступной для исполнения, обязательства концессионером исполнены, в муниципальную собственность переданы девять остановочных пунктов общественного транспорта.
Согласно пункту 14.3. соглашения оно может быть расторгнуто досрочно на основании решения суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения другой стороной условий настоящего концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также по иными основаниям, предусмотренным законодательством.
В силу пункта 14.6. соглашения в случае его расторжения до даты истечения срока действия концессионного соглашения по вине концедента, концедент возмещает концессионеру расходы на создание и реконструкцию Объекта концессионного соглашения.
В силу пункта 14.6.1. соглашения расходы концессионера должны быть подтверждены документально и определяются на дату решения суда о досрочном расторжении соглашения или на дату подписания соглашения сторон о досрочном расторжении соглашения.
Согласно пункту 14.6.4. соглашения в случае его расторжения концедент обязан возместить расходы концессионера на создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения в течение 4 (четырех) лет равными долями с даты прекращения соглашения.
Согласно расчету АО "Стабком" расходы на создание и реконструкцию объектов концессионного соглашения понесены в общем размере 12139153,31 руб. Факт несения данных расходов подтверждается материалами дела, в том числе первичной бухгалтерской документацией и платежными поручениями об оказании услуг (выполнении работ) подрядчиками концессионера УФК Администрация го Химки, ИП ФИО5, ООО "АСБ", ООО "Век стекла", ООО "Конфлай", ИП ФИО6, ООО "РитейлГрупп", ИП ФИО7, ООО "Стройсимвол", ООО "Форсажэнерго", АО "Химки-СМИ", ООО "Центр инжиниринговых услуг и технической экспертизы", ООО "Эко-свет".
Расчет проверен судом и признан верным, ответчиком данный расчет не оспорен.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил первоначальный иск и отказал во встречном иске.
По доводам Администрации о том, что производство по первоначальному иску подлежало прекращению, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
Определением Арбитражного суда Московской области от 11.04.2022 по делу N А41-41164/21 прекращено производство по делу в связи с отказом от иска АО "Стабком" от требований к Администрации городского округа Химки Московской области о взыскании расходов на создание и реконструкцию объектов по концессионному соглашению от 22.08.2018 N ДС-184.
В рамках настоящего дела истец также просит взыскать расходы на создание и реконструкцию объектов концессионного соглашения в размере в сумме 12 139 153,31 руб., ежемесячно, равными платежами в размере 252 899,03 руб.
По смыслу действующего процессуального законодательства и разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" предмет иска - материально-правовое требование истца к ответчику, основание иска - факты, которыми истец обосновывает свое материально-правовое требование.
Из представленной копии искового заявления по делу №А41-41164/21 следует, что требование АО "Стабком" к Администрации городского округа Химки Московской области о взыскании расходов на создание и реконструкцию объектов по концессионному соглашению от 22.08.2018 №ДС-184 основаны на факте получения претензии от 10.06.2020 о расторжении концессионного соглашения и оставления без удовлетворения претензии о возмещении расходов в связи с досрочным расторжением концессионного соглашения.
Согласно пояснениям истца, на момента предъявления иска по делу №А41-41164/21 намерения прекратить договорные отношения не имел, отказ от иска связан с продолжение переговорного процесса.
Рассматриваемые исковые требования основаны на утрате интереса к дальнейшему исполнению условий концессионного соглашения в связи с существенным нарушением условий соглашения со стороны концедента в порядке пункта 14.6.4 соглашения, исчерпании средств досудебного урегулирования спора.
Кроме того, в рамках делах №А41-41164/21 было предъявлено требование о взыскании убытков, а в рамках настоящего дела - требование о расторжении договора и в качестве способа восстановления нарушенного права - о взыскании денежных средств.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не нашел достаточных оснований для прекращения производства по первоначальному иску.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21.07.2023 по делу № А41-102739/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А. Коновалов
Судьи:
Л.В. Пивоварова
В.Н. Семушкина