ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
17 сентября 2019 года
Дело № А41-10922/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО1, личность удостоверена, паспорт; ФИО2, представитель по доверенности от 31 января 2017 года;
от заинтересованного лица: Администрации муниципального образования «Городской округ Звенигород» - извещена, представитель не явился;
от третьих лиц:
от Министерства имущественных отношений Московской области – извещено, представитель не явился;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области – извещено, представитель не явился;
от Федерального агентства лесного хозяйства – ФИО3, представитель по доверенности от 24 июня 2019 года;
от государственного бюджетного учреждения Московской области «Мосавтодор» - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании 10 сентября 2019 года кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение от 30 мая 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 9 июля 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Коноваловым С.А., Немчиновой М.А.,
по делу № А41-10922/2019,
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Администрации муниципального образования «Городской округ Звенигород»
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, государственное бюджетное учреждение Московской области «Мосавтодор»
признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Городской округ Звенигород» (далее - Администрация) о признании незаконным решения от 30 января 2019 года № 8858-1 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов»; обязании предоставить в собственность без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером № 50:49:0010101:3857.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Федеральное агентство лесного хозяйства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Главы городского округа Звенигород от 03 декабря 2018 года № 1230 «Об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд» у ФИО1 изъято 33/100 доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:49:0010109:1454, по адресу: М.О., <...>, площадью 2472 кв. м.
По результатам произведенной оценки рыночной стоимости изъятой доли в праве собственности, а также земельных участков с кадастровым номером 50:49:0010101:3856, площадью 833 кв. м. и с кадастровым номером 50:49:0010101:3857, площадью 767 кв. м., предприниматель обратился в Администрацию с заявлением № Р001-6243387128-19880907 о предоставлении без торгов земельного участка с кадастровым номером 50:49:0010101:3857, общая площадь 767 кв. м. - взамен изъятого.
В ответ на обращение администрацией принято решение от 30 января 2019 за № 8858-1 об отказе в предоставлении в собственность участка.
Считая отказ незаконным, ИП ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу, что указанные Администрацией основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствуют, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным и нарушает права предпринимателя.
Кассационная коллегия не может согласиться с выводами судов.
Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:49:0010101:3857 взамен изъятого (Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса).
Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.2 «Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности».
Статьей 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
В соответствии с частью 3 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
В рамках настоящего дела судами не было установлено, предусматривался ли обмен изымаемой 33/100 доли предпринимателя в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:49:0010109:1454 на земельный участок с кадастровым номером 50:49:0010101:3857. В материалах дела указанное соглашение отсутствует, как отсутствует и решение уполномоченного органа об изъятии 33/100 доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:49:0010109:1454 для муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 39.22 Земельного кодекса Российской Федерации здания, сооружения, расположенные на земельных участках, являющихся предметом договора мены, также должны быть предметом этого договора мены.
Судами, при рассмотрении настоящего спора, не был исследован вопрос, расположены ли на земельном участке с кадастровым номером 50:49:0010101:3857 какие либо объекты недвижимого имущества.
Также не исследован вопрос образования испрашиваемого земельного участка, а именно на основании каких распорядительных документов и когда образован указанный земельный участок. При этом оставлены судом без внимания и оценки доказательства свидетельствующие о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:49:0010101:3857 образован из земельного участка с кадастровым номером 50:49:0010101:1366, на котором располагались объекты недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером 50:49:0010101:1517, нежилое здание с кадастровым номером 50:49:0010101:1531, асфальто-бетонное покрытие с кадастровым номером 50:49:0010101:1530.
Не принято во внимание судами и то обстоятельство, что указанные объекты принадлежали на праве собственности ИП ФИО1 и, в соответствии с вступившим в законную силу решением Звенигородского городского суда от 01 августа 2017 года по делу № 2-267/2017, подлежали сносу, как самовольно возведенные. Сведения относительно указанных объектов и их расположения содержатся в ЕГРН.
Обстоятельства, установленные решениями Звенигородского городского суда от 01 августа 2017 года по делу № 2-267/2017, от 06 июня 2016 года по делу № 2-395/2016, апелляционным определением Московского областного суда по делу № 33-28174/2016, судами, в нарушение части 3 статьи 69 АПК РФ, также не приняты во внимание. В то время как 6 июня 2016 года судебная коллегия Московского областного суда в рамках дела № № 33-28174/2016 обязала ФИО1, возвратить Администрации муниципального образования «Городской округ Звенигород» земельный участок площадью 1600 кв.м. с кадастровым номером 50:49:0010101:1366 (исходный земельный участок).
С 4 апреля 2017 года в отношении исходного земельного участка площадью 1600 кв.м. с кадастровым номером 50:49:0010101:1366 применены обеспечительные меры с целью исполнения решений судов. Обстоятельства установленные вступившими в законную силу судебными актами судами проигнорированы.
Соответственно подлежит установлению правомерность образования испрашиваемого земельного участка, поскольку принятие решение об обязании Администрации предоставить спорный земельный участок без проведения торгов является ни чем иным как преодоление состоявшихся судебных актов судов общей юрисдикции.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, установить, правомерность образования испрашиваемого земельного участка, предполагалась ли возможность мены земельных участков в соглашение об изъятии доли в праве, расположены ли на спорном земельном участке какие-либо объекты недвижимого имущества и не противоречат ли действия заявителя и Администрации вступившим в законную силу судебным актам, правильно применив нормы материального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2019 года по делу № А41-10922/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий-судья
Р.Р. Латыпова
Судьи
Е.А. Ананьина
И.Ю. Григорьева