ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
13 февраля 2017 года
Дело № А41-13046/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: некоммерческое партнерство индивидуальных застройщиков «Разгуляй-2» - ФИО1, председатель, протокол от 24 августа 2014 года № 17, ФИО2 доверенность от 1 февраля 2017 года,
от заинтересованного лица: Комитет по ценам и тарифам Московской области – ФИО3 доверенность от 30 декабря 2016 года № 29,
рассмотрев 07 февраля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 29 июля 2016 года,
принятое судьей Гапеевой Р.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 03 ноября 2016 года,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по заявлению некоммерческого партнерства индивидуальных застройщиков «Разгуляй-2»
о признании незаконным решения Комитета по ценам и тарифам Московской области, применении последствий недействительности
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство индивидуальных застройщиков "Разгуляй-2" (далее - партнерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - комитет), принятые в отношении НП "Разгуляй-2", отраженные в Выписке из Протокола № 42 заседания Правления Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18 декабря 2015 года по вопросу 11; применении последствия недействительности, обязав Комитет возобновить тарифное дело, открытое на 2014-2016 годы по отношению к партнерству, и установить индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о несоответствии партнерства критериям территориальной сетевой организации, и признается лицом осуществляющим передачу электрической энергии, о непредставлении НП «Разгуляй-2» доказательств эксплуатации и содержания электросетевого хозяйства, необходимого для осуществления регулируемой деятельности.
В судебном заседании представитель комитета доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представители партнерства в судебном заседании и представленном отзыве возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на заявление НП "Разгуляй-2" по поводу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии Комитет по ценам и тарифам Московской области вынес Заключение № 116/15 Отдела балансов и тарифов в электроэнергетике по вопросу "Об отказе в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для НП "Разгуляй-2" на 2016 год", из которого следует, что суммарная установленная мощность силовых трансформаторов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, составляет менее 10 МВА, линии передачи отсутствуют, следовательно, НП "Разгуляй-2" в соответствии с Критериями не может быть отнесено к территориальным сетевым организациям.
На основании указанного заключения Правление Комитета по ценам и тарифам Московской области принято решение о прекращении рассмотрения дела об установлении тарифа на передачу электрической энергии для НП "Разгуляй-2" на 2016 год, регулируемого методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на третий год первого долгосрочного периода регулирования (2014 - 2016 года), об отказе НП "Разгуляй-2" в установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, и что отражено в пункте 11 Протокола от 18 декабря 2015 года № 42.
Полагая, что указанное решение принято незаконно и без достаточных на то оснований, партнерство обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения нормам действующего законодательства.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок исполнения такого договора устанавливается Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, далее – Правила № 861).
Услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольной деятельностью, подлежащей государственному ценовому регулированию. Тарифы на эти услуги устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (статьи 4 и 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 42, 46 - 48 Правил № 861).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178). Услуги по передаче электроэнергии оплачиваются только по установленным государством ценам.
Согласно части 1 статьи 23 Закона б электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Правила регулирования) определено, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Пунктом 12 Правил регулирования установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов), подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
К заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов должны прилагаться обосновывающие материалы, перечень которых определен пунктом 17 Правил регулирования.
В соответствии с Пунктом 18 Правил регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 указанных Правил. Цены (тарифы) в отношении таких организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
Согласно пункту 27 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой ФСТ России.
Форма принятия решений органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов утверждена приказом ФСТ России от 28 марта 2013 года № 313-э. Приложением 12 к указанной форме определен формат решения органа регулирования субъекта РФ об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. Пунктом 2 примечания к данному приложению установлено, что индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту РФ согласно заключенным договорам.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года (далее - Основы ценообразования) органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России), устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы, тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года № 20-э/2 определено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: - двухставочный; - одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: - ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям; - ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт/ч без разбивки по напряжениям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Согласно пункту 19 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
О целесообразности истребования дополнительных документов для проверки соответствия Критериям было указано в Информационном письме ФСТ РФ № ЕП-7170/12, Минэнерго РФ от 26 июня 2015 года № ВК-7135/09.
В соответствии с пунктом 47 Правил недискриминационного доступа заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в следующем порядке: в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 данных Правил; в иных случаях заявленная мощность определяется на основании информации об объемах услуг по передаче электрической энергии потребителей услуг в предыдущих расчетных периодах, определяемых в соответствии с пунктом 15(1) указанного акта, а также на основании информации о максимальных мощностях энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на момент направления в Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, не завершена.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа и прогнозным балансом, а также величина технологического расхода (потерь), определенная в соответствии с пунктами 34 и 38 указанных Правил.
Как установлено судами, НП "Разгуляй-2" осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и мощности потребителям на основании Приказа ФСТ от 17 сентября 2012 года № 629-э и решения Правления Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19 июня 2015 года № 19, утвержденного распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19 июня 2015 года № 71-Р.
При обращении в комитет с заявлением партнерством были представлены регулирующему органу документы в соответствии с требованием пункта 17 Правил регулирования на предмет соответствия НП "Разгуляй-2" критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - Критерии), установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
Как следует из Заключения № 116/15, регулирующий орган при проведении анализа представленных документов направил запросы в организации с целью установления достоверности представленных сведений. Ответы, подтверждающие недостоверность сведений, на запросы не поступили.
При этом у НП "Разгуляй-2" никаких дополнительных сведений не запрашивалось.
Согласно пункту 46 Приказа ФСТ № 20-э, при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по указанным четырем уровням напряжения не учитываются сети потребителей, находящиеся у них на правах собственности или иных законных основаниях при условии, что содержание, эксплуатация и развитие этих сетей производится за счет средств указанных потребителей.
Потребителем электрической энергии, запитанным от электроустановок ООО "Газэкотехнологии" является ООО "ТЭК-Е". Данная информация имеется у Комитета, поскольку НП "Разгуляй-2" направляло Акты разграничения балансовой принадлежности и Акты разграничения эксплуатационной ответственности (далее - АРБП и АРЭО) между НП "Разгуляй-2" и ООО "ТЭК-Е".
ООО "Газэкотехнологии" имело квалифицированный персонал, оперативную диспетчерскую службу, лабораторию и осуществляло эксплуатацию данного имущества. В связи с этим, НП "Разгуляй-2" и ООО "Газэкотехнологии" приняли совместное решение, что обслуживанием сданных в аренду сетей будет заниматься сам Арендодатель. Данные действия не противоречат законодательству РФ.
Договоры с ООО "Сервисный Центр "Энергия", ООО "Энергоресурс", ООО "Росалко-Интеллект", ООО "ЗЕТКОМ" исключены из-за отсутствия АРБП и АРЭО с ПАО "МОЭСК".
В постановлении Правительства РФ от 28 февраля 2015 года № 184 и информационных письмах ФСТ РФ ЕП-7170/12, Минэнерго РФ от 26 июня 2015 года № ВК-7135/09 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" нет указания на необходимость предоставления АРБП и АРЭО с ПАО "МОЭСК".
Поскольку, часть сетей НП "Разгуляй-2" технологически не присоединено к сетям ПАО "МОЭСК", а присоединено к сетям ПАО "Мособлэнерго", требование предоставления АРБП и АРЭО именно с ПАО "МОЭСК" и отказ от принятия договоров аренды электросетей, ввиду отсутствия АРБП и АРЭО с ПАО "МОЭСК", не соответствует законодательству.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение Комитета принятое в отношении НП "Разгуляй-2", отраженное в Выписке из Протокола № 42 заседания Правления Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18 декабря 2015 года по вопросу 11, не соответствует нормам законодательства.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2016 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2016 года по делу № А41-13046/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-
судья Р.Р. Латыпова
судья Е.А. Ананьина
судья С.В. Краснова