ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-13064/23 от 10.08.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда

306/2023-77817(2)





ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10АП-13793/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года  Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2023 года 

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Бикметовой Д.Д.,
при участии в заседании:

от ООО «Экомир»– Жумабаева М.М., представитель по доверенности б/н от 10.01.2023,  паспорт, диплом; Новгородов В.А., генеральный директор, лично по паспорту; 

от Администрации Одинцовского городского округа Московской области – Попков А.В.,  представитель по доверенности № 450 от 28.12.2022, паспорт, диплом; 

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области – представитель не  явился, извещен надлежащим образом; 

от ООО «Городок-2» - представитель не явился, извещен надлежащим образом;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Экомир» на решение  Арбитражного суда Московской области от 08.07.2023 по делу № А41-13064/23, по иску ООО  «Экомир» к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, третьи лица:  Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, ООО «Городок-2», о  взыскании денежных средств, 

УСТАНОВИЛ: 

ООО «Экомир» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с  исковым заявлением к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о  взыскании денежных средств в размере 2 836 054 рубля 85 копеек, в счет возмещения расходов,  связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирном доме по адресу: Московская  область, г. Звенигород, ул. Спортивная, д. 12 подъезд № 1,2, 3. 

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства  Московской области, ООО «Городок-2». 

 Решением Арбитражного суда Московской области от 08.07.2023 по делу № А4113064/23 в удовлетворении иска отказано. 

 Не согласившись с решением суда, ООО «Экомир» обратилось в Десятый арбитражный  апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит 


отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела,  несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. 

В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы  своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить. 

Представитель Администрации Одинцовского городского округа Московской области  возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый  судебный акт без изменения. 

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей  третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том  числе, публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru. 

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта  проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все  имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной  жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого  судебного акта в силу следующего. 

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основным видом  деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем,  обществом получена Лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по  управлению многоквартирными домами. 

Обществом во исполнение Государственной программы Московской области  «Формирование современной комфортной городской среды» утвержденной Постановлением  Правительства Московской области от 17.10.2017 № 864/38, были выполнены 27.07. 2022 г  ремонтные работы в подъездах на общую сумму 5 970 641 руб.80 коп. 

Ссылаясь на то, что субсидия предоставляется из бюджета Муниципального образования  за счет средств бюджета Московской области и собственных средств бюджета Муниципального  образования в пропорциях, предусмотренных распоряжением Министерства экономики и  финансов Московской области от 14.05.2021 № 24РВ-47 «Об утверждении предельных уровней  финансирования расходных обязательств муниципальных образований Московской области из  бюджета Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»,  29.12.2022г. исх. № 582 г. истец в адрес администрации Одинцовского г.о. Московской области  направил заявку на получение субсидии на возмещение затрат на ремонт подъездов  многоквартирных домов. 

Поскольку до настоящего времени указанная субсидия не поступила на счет  управляющей компании, а отказ от предоставления субсидии по основаниям, предусмотренным  Порядком предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат,  связанных с выполнением ремонтом подъездов в многоквартирных домах, утвержденным  Постановлением Администрации Одинцовского городского округа № 23270 от 05.07.2021, не  принимался, истец полагая, что невыполнение ответчиком своих обязательств,  предусмотренных законодательством Российской Федерации, Московской области и  муниципальными правовыми актами, повлекло неблагоприятные последствия в виде убытков,  направил в адрес ответчика претензию с требованием возместить расходы, связанные с  ремонтом подъездов многоквартирных домов в виде перечисления субсидии в размере 2 836 054  рубля 85 копеек. 

Не удовлетворение ответчиком претензии послужило основанием для обращения в суд с  настоящим иском. 

Отказывав в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что на момент  подачи заявок истцом не были соблюдены условия предоставления субсидии, предусмотренные 


подпунктами «в» и «г» раздела 5.1 Правил предоставления субсидии, спорные подъезды в  перечень не были включены, соглашение о предоставлении субсидии с обществом заключено не  было. Кроме того, обращаясь с иском в суд в заявленном размере к ответчику, истцом не учтено,  что Субсидия предоставляется из бюджета Одинцовского городского округа Московской  области за счет средств бюджета Московской области (62.7% и средств бюджета Округа 37.3%). 

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам  апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного  рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и  процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отказе в  удовлетворений исковых требований. 

Порядок предоставления выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного  кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии  юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным)  учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям  товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях  возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией)  товаров, выполнением работ, оказанием услуг. 

Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных  решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и  принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной  администрации (подпункт 3 пункта 2 стать 75 БК РФ). Предоставление субсидии оформляется  договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской  Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми  актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон,  вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское  законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом  Российской Федерации. 

В силу пункта 4 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые  акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям,  физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и  (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных)  учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров,  работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления  субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их  предоставлении. 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Постановлением  Правительства Московской области от 25.03.2013 № 208/8 «Об утверждении Порядка  разработки реализации государственных программ Московской области» Правительством  Московской области утверждена программа Московской области «Формирование современной  комфортной городской среды» на 2018-2022 г.г. 

В рамках данной программы утверждена подпрограмма III «Создание условий для  обеспечения комфортного проживания жителей в многоквартирных домах Московской  области», которая направлена на решение следующих основных мероприятий: приведение в  надлежащее состояние подъездов в многоквартирных домах; создание благоприятных условий  для проживания граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской  области; повышение эффективности капитального ремонта многоквартирных домов. 

Постановлением от 5.06.2021 № 2370 Главой Одинцовского городского округа  Московской области утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам,  индивидуальным предпринимателям, осуществляющим управление многоквартирными домами,  на возмещение части затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в 


многоквартирных домах и признании утратившим силу постановлений администрации  Одинцовского городского округа Московской области от 27.02.2020 № 546 от 17.03.21 № 735  (далее – Порядок предоставления субсидии). 

Указанным порядком определены критерии отбора получателей субсидии, цели, условия  и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности (раздел 2 Порядка  предоставления субсидии). 

Предоставление субсидии получателем субсидии осуществляется по результатам отбора  проведенного Администрацией, на основании Соглашения о предоставлении субсидии из  бюджета муниципального образования Московской области, заключенного между  Администрацией и получателем субсидии. 

Согласно пунктам 22-24 Порядка предоставления субсидии по результатам рассмотрения  заявки, комиссией принимается решение о возможности заключения Соглашения с получателем  субсидии, которое оформляется соответствующим протоколом. 

Основаниями для принятия положительного решения являются: соответствие получателя  субсидии критериям отбора получателей субсидии; представление полного пакета документов,  соответствующего требованиям пункта 13 настоящего Порядка; достоверность сведений,  содержащихся в Заявке. 

Основаниями для отказа являются: несоответствие получателя субсидии критериям  отбора получателей субсидии; непредставление (предоставление не в полном объеме) пакета  документов и/или несоответствие представленных документов требованиям, указанным в пункте  35 настоящего Порядка; наличие просроченной задолженности по возврату в бюджет округа  ранее предоставленной субсидии предоставление недостоверной информации. 

Целью предоставления субсидии является возмещение получателем субсидии части  затрат, связанных с выполненными работами по ремонту подъездов МКД по адресам,  включенным в согласованный АП, с учетом указанных в согласованном АП источников  финансирования в отношении каждого подъезда. 

Согласно п. 4 раздела 1 Порядка Субсидия предоставляется из бюджета Одинцовского  городского округа Московской области за счет средств бюджета Московской области и средств  бюджета Округа в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие  цели в бюджете Округа на соответствующий финансовый год. 

Подпунктом «в» пункта 3 раздела 5.1 Правил предусмотрено, что условиями  предоставления субсидии являются, в том числе наличие Соглашения о предоставлении  субсидии на ремонт подъездов в МКД, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области и органом местного самоуправления  муниципального образования Московской области (далее - Соглашение). Соглашение должно  содержать основные положения, определенные пунктом 39 Порядка разработки и реализации  государственных программ Московской области, утвержденного постановлением Правительства  Московской области от 25.03.2013 N 208/8 "Об утверждении Порядка разработки и реализации  государственных программ Московской области", и предусматривающие возможность его  поэтапной реализации. Соглашением устанавливается форма Справки-расчета о подтверждении  фактических затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирных домах  на территории муниципального образования Московской области (далее - Справка-расчет). 

Однако, как установлено судом первой инстанции, такое соглашение с истцом заключено  не было. 

В силу подпункту «г» пункта 3 раздела 5.1 Правил предоставления субсидии из бюджета  Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на ремонт  подъездов в многоквартирных домах одним из условий предоставления субсидии из бюджета  Московской области является наличие в бюджете муниципального образования Московской  области на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на реализацию  мероприятия ремонт подъездов в МКД за счет собственных средств бюджета муниципального  образования Московской области в размере не менее суммы, установленной в подразделе 7.1. 


Из представленных документов следует, что по результатам проведенного в 2020 году  мониторинга технического состояния подъездов в многоквартирных домах и в целях реализации  государственной программы «Формирование современной комфортной городской среды» (далее  — государственная программа) Главным управлением Московской области «Государственная  жилищная инспекция Московской области» сформирован список подъездов, рекомендованных к  проведению ремонта. На основании предоставленной информации, Администрацией  Одинцовского городского округа сформирован адресный перечень подъездов, требующих  ремонта по состоянию на 01 января 2022 года (далее АП- 2022), в который были включены  спорные подъезды. 

Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2021 № 1385/45 «О  внесении изменений в государственную программу Московской области «Формирование  современной комфортной городской среды»« определено количество подъездов, к  распределению субсидии бюджетам муниципальных образований Московской области из  бюджета Московской области, бюджету Одинцовского городского округа — 82 подъезда. 

Со 2 квартала 2022 года, принимая во внимание текущую социально экономическую  ситуацию, Правительством Московской области проводились мероприятия к пересмотру  объемов финансирования мероприятия по ремонту подъездов в рамках государственной  программы Московской области «Формирование современной комфортной городской среды». 

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области письмом от  11.03.2022 № 12Исх-2596 доведена информация о выделении бюджетам ОМСУ лимитов  финансирования из бюджета Московской области исключительно на отремонтированные  подъезды. 

Во исполнение вышеуказанного письма Министерства жилищно — коммунального  хозяйства Московской области, Администрацией Одинцовского городского округа посредством  заполнения формы «Оплата выполненных работ в 2022 году (до 30.04.2022)», размещенной в  системе ГАС «Управление» МО, предоставлена информация о 18 подъездах, где фактическая  дата завершения работ до 30.04.2022. 

В соответствии с данными содержащимися системе СКПДИ МО, в подъездах по  вышеуказанным адресам, даты начала работ: с 29.04.2022 по 19.06.2022. 

Однако, из предоставленной Истцом исполнительной документацией (КС-2) следует, что  дата окончания работ- 27.07.2022. 

Во исполнение письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской  области от 04.07.2022 № 12Исх-8309, Администрацией Одинцовского городского округа, в  целях актуализации потребности в субсидии из бюджета Московской области на ремонт  подъездов в многоквартирных домах, предоставлена информация о подъездах, находящихся в  высокой стадии готовности и/или находящихся на стадии завершения работ, и которые  планируются к оплате из бюджета Московской области,в том числе и по подъездам,  находящимся по адресу: г. Звенигород, ул. Спортивная, д. 12 (под. № 1,2, 3). 

Указанная информация доведена в Министерство жилищно-коммунального хозяйства  Московской области посредством заполнения формы «Оплата выполненных работ в 2022 году  (2 уточнение ГП)» в системе ГАС «Управление» МО. 

Письмом от 15.11.2022 № 12Исх-14864 Министерство жилищно - коммунального  хозяйство Московской области уведомило о выделении средств бюджетам ОМСУ на часть  отремонтированных подъездов с приложением адресного перечня подъездов, утвержденных к  софинансированию. 

В соответствии с вышеуказанным письмом, бюджету Одинцовского городского округа  утверждено 10 подъездов, в число которых указанные выше подъезды не вошли. 

Письмом от 21.12.2022 в Администрацию Одинцовского городского поступило  постановление Правительства Московской области от 01.12.2022 № 1299/44 «О внесении  изменений в государственную программу Московской области «Формирование современной  комфортной городской среды»«, с актуализированным количеством подъездов, к распределению 


субсидии бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской  области, бюджету Одинцовского городского округа — 28 подъездов. В соответствии с  постановлением Правительства Московской области от 01.12.2022 № 1299/44, и на основании  вышеизложенной информации программа по ремонту подъездов в Одинцовском городском  округе, в рамках выделенных на 2022 год бюджетом Московской области лимитов, исполнена. 

Вместе с тем, заявка на получение субсидии по возмещению затрат от общества  поступила в Администрацию 29.12.2022. 

Основанием настоящего иска является невыполнение ответчиком своих обязательств,  предусмотренных законодательством Российской Федерации, Московской области и  муниципальными правовыми актами, что повлекло по мнению истца, неблагоприятные  последствия в виде убытков. 

Между тем, истцом не учтено следующее.

 В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право  которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если  законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Возмещение  убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее  возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных  убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. 

 Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные  гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих  органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта  государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению  Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или  муниципальным образованием.. 

 В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред,  причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных  лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному  правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит  возмещению. 

 Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта  Российской Федерации или казны муниципального образования. 

 Для взыскания убытков необходимо доказать факт нарушения права, наличие и размер  понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. 

Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием  для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков. 

В соответствии с части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно  доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 

Между тем, истец, предъявляя настоящий иск о взыскании убытков не доказал факт  нарушения права, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. В то  время как суд установил, что какого-либо незаконного действия (бездействия) ответчиком не  допущено, поскольку на момент подачи заявок истцом не были соблюдены условия  предоставления субсидии, предусмотренные подпунктами «в» и «г» раздела 5.1 Правил  предоставления субсидии, спорные подъезды в перечень не были включены, соглашение о  предоставлении субсидии с обществом заключено не было. 

Апелляционный суд также считает необходимым отметить, что на основании статьи 210 

Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания,

принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.


Содержание, упомянутое в указанной статье, включает в себя расходы на текущий и 

капитальный ремонт, поддержание имущества в работоспособном состоянии. В ряде случаев

законодатель предусматривает переход бремя содержания имущества от собственника к другим

лицам.

В соответствии со статьей 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники

помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в

таком доме.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации

собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов

управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей

организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 Жилищного

кодекса РФ договора управления многоквартирным домом.

Таким образом, управляющая компания должна осуществлять те услуги по содержанию и

ремонту дома, которые прямо предусмотрены Правилами содержания общего имущества в

многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации

от 13.08.2006 № 491.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда

определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда,

утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по

строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила

эксплуатации), которые являются обязательными для исполнения как собственниками

помещений, так и управляющими организациями.

На основании приведенных норм действующего законодательства истец, как

управляющая организация, обязан обеспечивать благоприятные и безопасные условия

проживания граждан, совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или

привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого

имущества.

Учитывая вышеизложенное, 

суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об

отказе в иске.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не  были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы  юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и  законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем  признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием  для отмены состоявшегося решения. 

 Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене  судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого  судебного акта не имеется. 

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269,  статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 08.07.2023 по делу № А41-13064/23  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в  Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия  (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции. 


Председательствующий : В.Н. Семушкина 

Судьи : С.А. Коновалов  М.И. Погонцев