ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-13065/2023 от 15.11.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10АП-22003/2023

г. Москва

21 ноября 2023 года Дело № А41-13065/23

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2023 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Погонцева М.И.,

судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,

при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЖКХ ЗАРЕЧЬЕ" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.09.2023 по делу № А41-13065/23, принятое судьей Степаненко А.В., по иску ООО "ЖКХ ЗАРЕЧЬЕ" (ИНН 5015010709, ОГРН 1095015000695) к АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН 5032004222, ОГРН 1025004066966) третьи лица – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, ООО «Городок-2» о взыскании денежных средств в размере 909 924 рубля 45 копеек, в счет возмещения расходов, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Звенигород, пер. Зареченский, д. 27 подъезды № 1, 2, 3, 4,

УСТАНОВИЛ:

ООО "ЖКХ ЗАРЕЧЬЕ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА о взыскании денежных средств в размере 909 924 рубля 45 копеек, в счет возмещения расходов, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Звенигород, пер. Зареченский, д. 27 подъезды № 1, 2, 3, 4, расходов по оплате государственной пошлины в размере 21 198 руб.

Решением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.

Представитель ООО "ЖКХ ЗАРЕЧЬЕ" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем, обществом получена Лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Как указывает истец, обществом во исполнение Государственной программы Московской области «Формирование современной комфортной городской среды» утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 № 864/38, были выполнены 29.08.2022 и 23.09.2022 ремонтные работы в подъездах на общую сумму 1 915 630 руб.42 коп.

Ссылаясь на то, что субсидия предоставляется из бюджета Муниципального образования за счет средств бюджета Московской области и собственных средств бюджета Муниципального образования в пропорциях, предусмотренных распоряжением Министерства экономики и финансов Московской области от 14.05.2021 № 24РВ-47 «Об утверждении предельных уровней финансирования расходных обязательств муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». 27.12.2022г. исх.№ 582 г. истец 29.12.2022 в адрес администрации Одинцовского г.о. Московской области направил заявку на получение субсидии на возмещение затрат на ремонт подъездов многоквартирных домов.

Поскольку, как ссылается истец, до настоящего времени указанная субсидия не поступила на счет управляющей компании, общество направило в адрес ответчика претензию с требованием возместить расходы, связанные с ремонтом подъездов многоквартирных домов в виде перечисления субсидии в размере 909 924 рубля 45 копеек. Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующим обстоятельствами.

Порядок предоставления выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 стать 75 БК РФ).

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2013 № 208/8 «Об утверждении Порядка разработки реализации государственных программ Московской области» Правительством Московской области утверждена программа Московской области «Формирование современной комфортной городской среды» на 2018-2022 г.г.

В рамках данной программы утверждена подпрограмма III «Создание условий для обеспечения комфортного проживания жителей в многоквартирных домах Московской области», которая направлена на решение следующих основных мероприятий: приведение в надлежащее состояние подъездов в многоквартирных домах; создание благоприятных условий для проживания граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области; повышение эффективности капитального ремонта многоквартирных домов. Постановлением от 5.06.2021 № 2370 Главой Одинцовского городского округа Московской области утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на возмещение части затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в многоквартирных домах и признании утратившим силу постановлений администрации Одинцовского городского округа Московской области от 27.02.2020 № 546 от 17.03.21 №735 (далее - Порядок предоставления субсидии).

Указанным порядком определены критерии отбора получателей субсидии, цели, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности (раздел 2 Порядка предоставления субсидии).

Предоставление субсидии получателем субсидии осуществляется по результатам отбора проведенного Администрацией, на основании Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования Московской области, заключенного между Администрацией и получателем субсидии.

Согласно пунктам 22-24 Порядка предоставления субсидии по результатам рассмотрения заявки, комиссией принимается решение о возможности заключения Соглашения с получателем субсидии, которое оформляется соответствующим протоколом. Основаниями для принятия положительного решения являются:

соответствие получателя субсидии критериям отбора получателей субсидии; представление полного пакета документов, соответствующего требованиям пункта 13 настоящего Порядка;

достоверность сведений, содержащихся в Заявке. Основаниями для отказа являются:

несоответствие получателя субсидии критериям отбора получателей субсидии; непредставление (предоставление не в полном объеме) пакета документов и/или несоответствие представленных документов требованиям, указанным в пункте 35 настоящего Порядка;

наличие просроченной задолженности по возврату в бюджет округа ранее предоставленной субсидии

предоставление недостоверной информации.

Целью предоставления субсидии является возмещение получателем субсидии части затрат, связанных с выполненными работами по ремонту подъездов МКД по адресам, включенным в согласованный АП, с учетом указанных в согласованном АП источников финансирования в отношении каждого подъезда.

Согласно п. 4 раздела 1 Порядка Субсидия предоставляется из бюджета Одинцовского городского округа Московской области за счет средств бюджета Московской области и средств бюджета Округа в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели в бюджете Округа на соответствующий финансовый год.

Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в силу подпункта «г» пункта 3 раздела 5.1 Правил предоставления субсидии из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на ремонт подъездов в многоквартирных домах одним из условий предоставления субсидии из бюджета Московской области является наличие в бюджете муниципального образования Московской области на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия ремонт подъездов в МКД за счет собственных средств бюджета муниципального образования Московской области в размере не менее суммы, установленной в подразделе 7.1.

Материалами дела подтверждается, что по результатам проведенного в 2020 году мониторинга технического состояния подъездов в многоквартирных домах и в целях реализации государственной программы «Формирование современной комфортной городской среды» (далее — государственная программа) Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» сформирован список подъездов, рекомендованных к проведению ремонта.

На основании предоставленной информации, Администрацией Одинцовского городского округа сформирован адресный перечень подъездов, требующих ремонта по состоянию на 01 января 2022 года (далее АП- 2022), в который были включены спорные подъезды.

Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2021 №1385/45 «О внесении изменений в государственную программу Московской области «Формирование современной комфортной городской среды»» определено количество подъездов, к распределению субсидии бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области, бюджету Одинцовского городского округа — 82 подъезда.

Со 2 квартала 2022 года, принимая во внимание текущую социально экономическую ситуацию, Правительством Московской области проводились мероприятия к пересмотру объемов финансирования мероприятия по ремонту подъездов в рамках государственной программы Московской области «Формирование современной комфортной городской среды».

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области письмом от 11.03.2022 №12Исх-2596 доведена информация о выделении бюджетам ОМСУ лимитов финансирования из бюджета Московской области исключительно на отремонтированные подъезды.

Во исполнение вышеуказанного письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Администрацией Одинцовского городского округа посредством заполнения формы «Оплата выполненных работ в 2022 году (до 30.04.2022)», размещенной в системе ГАС «Управление» МО, предоставлена информация о 18 подъездах, где фактическая дата завершения работ до 30.04.2022.

В соответствии с данными содержащимися системе СКПДИ МО, в подъездах по вышеуказанным адресам, даты начала работ: с 29.04.2022 по 19.06.2022.

В соответствии с предоставленной Истцом исполнительной документацией (КС-2) дата окончания работ- 29.08.2022 и 23.09.2022.

Во исполнение письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 04.07.2022 № 12Исх-8309, Администрацией Одинцовского городского округа, в целях актуализации потребности в субсидии из бюджета Московской области на ремонт подъездов в многоквартирных домах, предоставлена информация о подъездах, находящихся в высокой стадии готовности и/или находящихся на стадии завершения работ, и которые планируются к оплате из бюджета Московской области, в том числе и по подъездам, находящимся по адресу: Московская область, г. Звенигород, пер. Зареченский, д. 27 подъезды № 1, 2, 3, 4.

Указанная информация доведена в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области посредством заполнения формы «Оплата выполненных работ в 2022 году (2 уточнение ГП)» в системе ГАС «Управление» МО.

Письмом от 15.11.2022 № 12Исх-14864 Министерство жилищно — коммунального хозяйство Московской области уведомило о выделении средств бюджетам ОМСУ на часть отремонтированных подъездов с приложением адресного перечня подъездов, утвержденных к софинансированию. В соответствии с вышеуказанным письмом, бюджету Одинцовского городского округа утверждено 10 подъездов, в число которых указанные выше подъезды не вошли.

Письмом от 21.12.2022 в Администрацию Одинцовского городского поступило постановление Правительства Московской области от 01.12.2022 № 1299/44 «О внесении изменений в государственную программу Московской области «Формирование современной комфортной городской среды»», с актуализированным количеством подъездов, к распределению субсидии бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области, бюджету Одинцовского городского округа — 28 подъездов.

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 01.12.2022 № 1299/44, и на основании вышеизложенной информации программа по ремонту подъездов в Одинцовском городском округе, в рамках выделенных на 2022 год бюджетом Московской области лимитов, исполнена.

Вместе с тем, заявка на получение субсидии по возмещению затрат от общества поступила в Администрацию 29.12.2022.

Как обосновано указано судом первой инстанции, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, на момент подачи заявок не были соблюдены условия предоставления субсидии, предусмотренные подпунктами «в» и «г» раздела 5.1 Правил предоставления субсидии, спорные подъезды в перечень не были включены, соглашение о предоставлении субсидии с обществом заключено не было, в связи с чем требование о взыскании денежных средств с администрации является необоснованным.

Кроме того, обращаясь с иском в суд в заявленном размере к ответчику, истцом не учтено, что Субсидия предоставляется из бюджета Одинцовского городского округа Московской области за счет средств бюджета Московской области (62.7% и средств бюджета Округа 37.3%).

Управляющая компания должна осуществлять те услуги по содержанию и ремонту дома, которые прямо предусмотрены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

На основании приведенных норм действующего законодательства истец, как управляющая организация, обязан обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого имущества.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 06.09.2023 по делу
№А41-13065/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.

Председательствующий cудья

М.И. Погонцев

Судьи

С.А. Коновалов

В.Н. Семушкина