ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
Дело № А41-13101/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2020 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Кузнецова В. В., Шевченко Е. Е.,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверен. от 29.08.2019,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверен. от 09.12.2019, ФИО3 по доверен. от 09.12.2019,
рассмотрев 28 мая 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение от 31 октября 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гейц И.В.,
на постановление от 22 января 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Немчиновой М.А.,
по делу № А41-13101/19,
по заявлению Центральной акцизной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью «Ивеко Руссия»
о взыскании утилизационного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня Федеральной таможенной службы (далее - таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ивеко Руссия» (далее - общество, ООО «Ивеко Руссия») о взыскании утилизационного сбора в сумме 3 142 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2020 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, таможенный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель таможни в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители общества в судебном заседании суда кассационной инстанции посредством участия с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, В период ноября 2018 года по декабрь 2018 года общество во исполнение внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар: колесные транспортные средства.
С целью таможенного декларирования в отношении ввезенного товара в Центральную акцизную таможню с применением процедуры электронного декларирования обществом поданы электронные таможенные декларации – №№ 10009199/291118/0005433, 10009199/141218/0005763, 10009199/141218/0005765, 10009199/191218/0005858 .
Вышеуказанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Согласно расчету таможенного органа размер суммы неуплаченного обществом утилизационного сбора в отношении 7 единиц ввезенной техники составляет 3 142 500 рублей.
В силу положений пункта 15(1) постановления Правительства РФ от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Изложенное послужило основанием для обращения таможни с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходил из отсутствия у общества обязанности по уплате утилизационного сбора на основании следующего.
Согласно требованиям статьи 24.1 означенного Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи согласно требованиям пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Согласно материалам дела ввозимая обществом техника выпущена таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой «Выпуск для внутреннего потребления».
В силу статьи 134 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС) выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров ЕАЭС и, следовательно, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает у декларанта в момент выпуска колесной техники таможенным органом в свободное обращение на территории Российской Федерации.
В рассматриваемом случае общество является плательщиком утилизационного сбора в смысле пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах, и ввезенные транспортные средства не подпадают под перечень исключений по уплате утилизационного сбора, перечисленных пункта 6 статьи 24.1 Закона об отходах.
Исходя из буквального толкования положений пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства (самоходной машины) в Российскую Федерацию, то есть с моментом выпуска спорной техники в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуре (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений) и не зависит от дальнейшей эксплуатации транспортного средства по назначению, в связи с чем само по себе неиспользование транспортного средства и отсутствие ПТС не освобождают общество как лицо, осуществившее ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, от обязанности уплатить утилизационный сбор.
Вместе с тем, судами установлено, что заявленное при таможенном декларировании ввозимых на территорию Российской Федерации автомобилей намерение ответчика произвести их дальнейший экспорт в Республику Беларусь было фактически осуществлено (колесная техника была вывезена), а в тех странах, в которых они в настоящее время эксплуатируются, утилизационный сбор уплачен.
Так, обществом в материалы дела представлены статистические формы по декларированию автомобилей на экспорт, договоры купли-продажи, транспортные и товарные накладные, подтверждающие фактический вывоз автомобилей из России и передачу их дилерам в Белоруссии. Суды признали совокупность данных документов достаточным доказательством того, что ввезенные обществом автомобили, на территории РФ не эксплуатируются.
Суды, установив факт вывоза за пределы территории Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза колесных транспортных средств (шасси), выпущенных в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления, учитывая цель взимания утилизационного сбора, пришли к обоснованному выводу об отсутствии снований для взимания утилизационного сбора.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, также не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2020 года по делу № А41-13101/19 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья: И. Ю. Григорьева
Судьи: В. В. Кузнецов
Е. Е. Шевченко