ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-1411/19 от 13.02.2020 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

20 февраля 2020 года

                                  Дело № А41-1411/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года

Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2020 года

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,     

судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от заявителя: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Московский областной онкологический диспансер»: ФИО1, представитель по доверенности от 4 декабря 2019 года, ФИО2 представитель по доверенности от 12 марта 2019 года, ФИО3 представитель по доверенности от 6 февраля 2020 года;

от заинтересованного лица: Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области - ФИО4, представитель по доверенности от 3 сентября 2018 года

рассмотрев в судебном заседании 13 февраля 2020 года кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области

на решение от 11 апреля 2019 года

Арбитражный суд Московской области,

принятое судьей  Левкиной О.В.,

на постановление от 10 сентября 2019 года

Десятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.,

по делу N А41-1411/19,

по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Московский областной онкологический диспансер»

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области

о признании недействительным акта внеплановой проверки, требования,

УСТАНОВИЛ:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московский областной онкологический диспансер» (далее - учреждение «МООД», медицинская организация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФОМС, фонд, заинтересованное лицо), в котором просило суд:

- признать недействительным акт внеплановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования, проведенной фондом в учреждении «МООД» в период с 15 октября 2018 года по 30 октября 2018 года, в части требования возврата средств обязательного медицинского страхования в бюджет фонда в размере 30 972 416,64 руб., а также начисленного штрафа в размере 3 097 241,66 руб.;

- признать недействительными требование фонда об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе внеплановой комплексной проверки с 15 октября 2018 года по 30 октября 2018 года в учреждении «МООД».

ТФОМС обратилось со встречным заявлением, в котором просило о взыскании с учреждения «МООД» 30 972 416,64 руб. использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, 3 097 541,66 руб. штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по назначению, 997 569,92 руб. пеней за просрочку восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, за период с 07 декабря 2018 года по 10 апреля 2019 года, пеней начисленных на 30 972 416,64 руб. за период с 11 апреля 2019 года по день фактического возврата.

Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2019 года, заявленные требования удовлетворены частично.

Акт внеплановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области «Московский областной онкологический диспансер» от 30 октября 2018 года и требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области от 15 ноября 2018 года N 08-02-09/11170-исх признаны недействительными в части требования возврата средств обязательного медицинского страхования в бюджет фонда в размере 30 566 253 рублей 42 копеек, а также начисленного штрафа в размере 3 056 625 рублей 34 копеек недействительными.

С государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Московский областной онкологический диспансер» в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области взыскано 406 163 рубля 22 копейки средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 40 616 рублей 32 копейки штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, пени за просрочку восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, начисленные на сумму 406 163 рубля 22 копейки за период с 07 декабря 2018 года по день фактической уплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России за каждый день просрочки.

Не согласившись с выводами судов в части удовлетворения требований учреждения «МООД», фонд обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.

В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители учреждения «МООД» возражали против удовлетворения кассационной жалобы, представлен отзыв.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части ввиду следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам внеплановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования, проведенной фондом в учреждении «МООД» в период с 15 октября 2018 года по 30 октября 2018 года, выявлены факты нецелевого использования медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования в проверяемый период, о чем составлен акт от 30 октября 2018 года (далее – акт проверки).

В соответствии с указанным актом проверкой выявлено нецелевое использование учреждением «МООД» 30 972 416,64 руб. средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), предложено устранить нарушения организационного характера.

На основании указанного акта фондом выставлено требование от 15 ноября 2018 года N 08-02-09/11170-исх об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки (далее - требование фонда), в соответствии с которым учреждению «МООД» предложено, в том числе, возвратить 30 972 416,64 руб. средств ОМС, использованных по нецелевому назначению, уплатить 3 097 241,66 руб. штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения «МООД» в арбитражный суд с настоящими требованиями.

ТФОМС заявлены встречные требования о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, соответствующих сумм пеней и штрафа.

Удовлетворяя требования заявителя о признании незаконными акта проверки и требования в части возврата средств обязательного медицинского страхования в бюджет фонда в размере 30 566 253 рублей 42 копеек, а также начисленного штрафа в размере 3 056 625 рублей 34 копеек, судами указано следующее.

Судами установлено, что Учреждением «МООД» поданы возражения на акт проверки.

В соответствии с пунктом 28 Приложения N 2 к приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 апреля 2012 года N 73 «Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования» (далее - Положение о контроле) при наличии письменных возражений на акт проверки в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения территориальный фонд направляет руководителю медицинской организации письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, подготовленное структурным подразделением территориального фонда, ответственным за организацию проведения конкретной проверки, подписанное директором (заместителем директора) территориального фонда, с указанием оснований, по которым возражения признаются необоснованными, или о признании обоснованными возражений (обоснованными частично возражений) медицинской организации. В случае непризнания обоснованными возражений или признания обоснованными частично возражений медицинской организации в письменное сообщение включается информация о том, что сроки устранения нарушения и (или) сроки возврата (возмещения) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплаты штрафов, пеней исчисляются со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки вручается руководителю медицинской организации или лицу, им уполномоченному, под расписку либо направляется медицинской организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копия письменного сообщения территориального фонда о результатах рассмотрения возражений медицинской организации на акт проверки и документ, подтверждающий факт направления медицинской организации указанного письменного сообщения, приобщаются к материалам проверки. В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом возражений на акт проверки медицинская организация вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке.

ТФОМС МО обязан был вручить письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки руководителю медицинской организации или лицу, им уполномоченному, под расписку либо направить медицинской организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Копия письменного сообщения территориального фонда о результатах рассмотрения возражений медицинской организации на акт проверки и документ, подтверждающий факт направления медицинской организации указанного письменного сообщения, приобщаются к материалам проверки.

Как верно указали суды, в нарушение требования пункта 28 Положения о контроле, не был соблюден вышеуказанный порядок вручения письменного сообщения руководителю медицинской организации, что является одним из оснований для признания акта проверки и требования года недействительными.

В части выявленных нарушений использования средств ОМС, судами указано, что требования к оформлению акта проверки установлены пунктом 23 Положения о контроле.

Суды пришли к выводу, что в действиях заявителя отсутствовали отраженные в акте проверки нарушения Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 года N 158нт, Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 и 2017 годы и иных нормативно-правовых актов.

В частности, суды указали, что фондом сделаны неправомерные выводы о нецелевом использовании 19 545 108,96 руб. средств ОМС, отнесенных медицинской организацией на расходы по выплате заработной платы; о нецелевом использовании 5 522 420,70 руб. средств ОМС, направленных на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; о нецелевом использовании медицинской организацией 5 069 693,51 руб. средств ОМС, направленных на произведение ремонта, не являющегося ремонтом текущего характера; о нецелевом использовании медицинской организацией 260 268,00 руб. средств ОМС, направленных на монтаж системы пожарной сигнализации в здании морга; о нецелевом использовании 77 972,62 руб. средств ОМС, направленных на техническое обслуживание лабораторного оборудования патологоанатомического отделения и аптечного оборудования, используемого в изготовления лекарственных препаратов, а также 78 029,62 руб. средств ОМС, направленных на техническое обслуживание помещения морга и отделения переливания крови; о нецелевом использовании средств ОМС в размере 11 760 руб., направленных на приобретение чековой ленты для контрольно-кассового аппарата, используемого для оказания платных услуг.

Выводы судов в данной части сделаны на основании правильного применения норм материального права.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными акта проверки и требования в части возврата средств обязательного медицинского страхования в бюджет фонда в размере 406 163,22 руб. и удовлетворяя в данной части встречные требования фонда, суды указали следующее.

Фондом сделан вывод о нецелевом использовании средств ОМС в размере 406 163,22 руб., направленных на развитие информационно-коммуникационных технологий по программе «Эффективная власть» (ЕМИАС)

Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Согласно заключенным между страховыми медицинскими организациями и заявителем договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, полученные средства обязательного медицинского страхования должны быть использованы в рамках выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (пункты 1, 4.1, 5.2, 5.10 Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 1355н).

Произведенные в 2017 году ответчиком расходы в сумме 406 163,22 руб. не связаны с деятельностью медицинской организации по оказанию медицинской помощи в рамках Московской областной программы на 2017 год.

Указанные расходы направлены медицинской организацией на реализацию другой программы, утвержденной Правительством Московской области, источником финансирования которой средства обязательного медицинского страхования не являются: подпрограмма «Развитие информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности процессов управления и создания благоприятных условий жизни, ведения бизнеса в Московской области» программы «Эффективная власть» на 2014-2018 годы.

Государственная программа Московской области «Эффективная власть» на 2014-2018 годы (далее - программа) утверждена постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 года N 660/37 «Об утверждении государственной программы Московской области «Эффективная власть» на 2014-2018 годы». В составе указанной программы утверждена подпрограмма 2 «Развитие информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности процессов управления и создания благоприятных условий жизни, ведения бизнеса в Московской области» (далее - подпрограмма 2).

В соответствии с паспортом программы (раздел 1) целью программы является повышение эффективности государственного управления, развитие информационного общества в Московской области.

Источником финансирования мероприятий являются средства бюджета Московской области.

В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Исходя из принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, определенного в статье 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица, не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Такие расходные обязательства могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов только в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Законом N 326-ФЗ или законами Московской области не установлена обязанность Фонда финансировать иные, кроме территориальной программы обязательного медицинского страхования, программы, утверждаемые Правительством Московской области.

В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона N 326-ФЗ, пунктом 14 Положения о ТФОМС МО средства бюджета средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

На основании изложенного, в Московскую областную программу обязательного медицинского страхования на 2017 год не входили расходы на реализацию государственной программы Московской области «Эффективная власть» на 2014-2018 годы.

На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что медицинской организацией средства обязательного медицинского страхования, в части оплаты расходов в 2017 году на оплату работ по техническому проектированию инфраструктуры доступа к региональному информационному ресурсу в учреждении здравоохранения Московской области (ЕМИАС) в сумме 406 163,22 руб. использованы не по целевому назначению, в связи с чем в удовлетворении требований учреждения «МООД» в данной части отказали.

В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Учитывая вышеизложенное, суды признали обоснованным встречный иск фонда в части взыскания с учреждения «МООД» 406 163,22 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 40 616,32 руб. штрафа за использование средств ОМС не по целевому назначению, пеней за просрочку восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, начисленных на сумму 406 163,22 руб. за период с 07декабря 2018 года по день фактической уплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России за каждый день просрочки.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.

Доводы фонда, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2019 года по делу № А41-1411/19 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья

Р.Р. Латыпова

Судьи

Е.А. Ананьина

В.В. Кузнецов