ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
Дело № А41-16682/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2020 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверен. от 13.01.2020,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверен. от 17.01.2020,
от третьих лиц:
от Администраци городского округа Химки Московской области – ФИО3 по доверен. от 23.01.2020,
от МУП «Жилищник городского округа Химки» - ФИО4 по доверен. от 12.01.2020,
рассмотрев 29 сентября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии сервиса»
на постановление от 17 марта 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу №А41-16682/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии сервиса»
к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»
об оспаривании решения,
третьи лица: Администрация городского округа Химки Московской области, муниципальное унитарное предприятие «Жилищник городского округа Химки», Муниципальное предприятие «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг»,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Современные технологии сервиса» (далее - заявитель, общество,ООО «Современные технологии сервиса») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее - ГЖИ, Госжилинспекция, административный орган) с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- признать незаконным и отменить решение Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» от 30.11.2018 № 29182 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области - сведений об осуществлении Муниципальным предприятием «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» МП «ДЕЗ ЖКУ» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...>;
- признать незаконными действия Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» по внесению сведений об осуществлении Муниципальным унитарным предприятием «Жилищник городского округа Химки» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>;
- признать незаконными действия Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» по внесению сведений об осуществлении Муниципальным унитарным предприятием «Жилищник городского округа Химки» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>;
- обязать Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» восстановить в реестре лицензий Московской области сведения об осуществлении ООО «Современные технологии сервиса» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...>.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Администрация городского округа Химки Московской области, муниципальное унитарное предприятие «Жилищник городского округа Химки»,муниципальное предприятие «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг»
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2020 годарешение Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2019 года отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель общества в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ГЖИ в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представители третьих лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Современные технологии сервиса» осуществляло управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...> д., <...>, на основании лицензии, договора управления МКД, о чем в реестре лицензий Московской области содержались соответствующие сведения.
МП «ДЭЗ ЖКУ» обратилось в Госжилинспекцию с заявлениями от 30.11.2018 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с заключением договоров управления по многоквартирным домам по указанным адресам.
По результатам проверки данного обращения ГЖИ внесены соответствующие изменения в реестр лицензий, в соответствии с которыми из реестра лицензий исключены сведения об управлении ООО «Современные технологии сервиса» многоквартирными домами по указанным адресам.
10.12.2018 МП «ДЕЗ ЖКУ» обратилось в Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция» с заявлением о прекращении действий лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ввиду наличия кредиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями в размере 929 389 307,95 руб., по содержанию общего имущества многоквартирных домов, в том числе домов, расположенных по адресу: <...>.
В рамках предусмотренных полномочий, в целях недопущения чрезвычайной ситуации Администрация городского округа Химки Московской области 21.01.2019 издала постановление № 33 «Об определении управляющей организации, временно исполняющей обязанности по управлению многоквартирными домами», которым передала во временное управление МУП «Жилищник городского округа Химки» спорные многоквартирные дома. Соответствующие изменения внесены ГЖИ в реестр лицензий Московской области 31.01.2019.
Полагая действия Госжилинспекции незаконными, ООО «Современные технологии сервиса» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из существенного нарушения ГЖИ норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр (далее - Порядок) в части внесения в реестр лицензий сведений об управлении спорными многоквартирными домами, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционная коллегия верно руководствовалась следующим.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления.
Пунктом 3 Порядка определен перечень документов, которые прилагаются к заявлению лицензиата о внесении изменений в реестр, одним из которых является протокол общего собрания, утвержденный решением общего собрания.
Так в силу подпункта «а» п. 3 Порядка, перечень документов в том числе входит: копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что вместе с заявлениямиМП «ДЕЗ ЖКУ» от 30.11.2018 в Госжилинспекцию были переданы полные пакеты документов, в том числе, проекты договора управления, договоры управления, подписанные собственниками помещений, и решения собственников помещений, предусмотренные п. 3 Порядка.
Также согласно пунктам 6 решения (протокола) общего собрания принято решение, не только утвердить проект договора в качестве договора управления, но и его заключить.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание, что на общих собраниях принято решение отказаться от услуг ООО «Современные технологии сервиса» (п. 2 протоколов).
На основании изложенного и с учетом систематического толкования положений статьи 450.1 ГК РФ и ст. 161 ЖК РФ апелляционной коллегией сделан вывод о расторжении договора управления, заключенного сООО «Современные технологии сервиса».
Довод заявителя о том, что Госжилинспекция не запрашивала информацию на стадии принятия оспариваемого решения, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку административный орган обладал необходимыми сведениями (о факте расторжения прежнего договора управления в силу обстоятельств, указанных в законе), а сам запрос сведений не был необходим.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Порядка, апелляционная коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения о внесении изменений реестр лицензий Московской области от 30.11.2018 № 29182 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области - сведений об осуществлении МП «ДЕЗ ЖКУ» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская обл., г. Химки, мкр. Левоборежный, ул. Совхозная, дома 2, 11 - приняты Госжилинспекцией в установленные законом сроки, в рамках компетенции и с соблюдением жилищного законодательства.
В отношении требований о признании незаконными действия ГЖИ по внесению сведений об осуществлении МУП «Жилищник городского округа Химки» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домов, расположенных по адресам: <...> <...>, суд апелляционной инстанции указал следующее.
10.12.2018 в Госжилинспекцию, поступило заявление МП «ДЕЗ ЖКУ» о прекращении действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с финансовой несостоятельностью.
Основанием для прекращения действия лицензии явилась кредиторская задолженность МП «ДЕЗ ЖКУ» перед ресурсоснабжающими организациями, недостаточность денежных средств для исполнения обязательств или невозможность оплачивать счета из-за ареста расчетного счета и невозможность выполнять лицензионные требования по управлению многоквартирными домами.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.12.2019 по делу № А41-71951/16 МП «ДЕЗ ЖКУ» признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Согласно подпункту «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение о лицензировании), предусмотрено, что одним из лицензионных требований, установленных к лицензиату, является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого, в том числе, не определена управляющая организация, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
В силу части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Судом второй инстанции установлено, что в связи с указанными обстоятельствами в рамках представленных полномочий Госжилинспекция направила в адрес Главы городского округа Химки письмо (№ 08Исх-33032/К от 17.12.2018), о необходимости принятия мер направленных на предотвращение нарушения прав граждан и создания угрозы безопасности проживания в многоквартирных домах, при которых в отношении многоквартирных домов возникает риск остаться без управления.
В рамках предусмотренных полномочий, в целях недопущения чрезвычайной ситуации Администрацией городского округа Химки Московской области 21.01.2019 издано постановление № 33 «Об определении управляющей организации, временно исполняющей обязанности по управлению многоквартирными домами», в том числе спорными МКД.
22.01.2019 в Госжилинспекцию поступило обращение Администрации г.о. Химки Московской области с приложением постановления № 33 от 21.01.2019 «Об определении управляющей организации, временно исполняющей обязанности по управлению многоквартирными домами», в соответствии с которым МКД находящиеся в управлении МП «ДЕЗ ЖКУ» на 21.01.2019 переданы в МУП управляющей организацией «Жилищник городского округа Химки», во временное управление, в соответствии с порядком утвержденным, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616.
Госжилинспекцией также рассмотрено заявление МУП г.о. Химки «Жилищник городского округа Химки» от 22.01.2019 г. № 08Вх/04-2489 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с изменением перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, на основании указанного постановления Администрации г.о. Химки.
По результатам рассмотрения указанных обращений Госжилинспекцией 31.01.2019 принято решение № 2489 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области сведений об осуществлении с 01.02.2019 МУП «Жилищник городского округа Химки» управляющей организацией, временно исполняющей обязанности по управлению спорными МКД.
Вступившим в законную силу решением Химкинского городского суда Московской области от 08.07.2019 по делу № 2а-3182/2019 решение Администрации городского округа Химки Московской области, оформленное постановлением № 33 от 21.01.2019 «Об определении управляющей организации, временно исполняющей обязанности по управлению многоквартирными домами» признано соответствующим законодательству и не нарушающим прав административных истцов и иных жителей г. Химки.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Госжилинспекции оснований для отказа МУП «Жилищник городского округа Химки» во внесении изменений в реестр лицензий Московской области сведений об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Также при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции учтено, что вступившим в законную силу решением Химкинского городского суда от 12.03.2019 по делу № 2-8458/2018 решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Химки, мкр. Левобережный, ул. Совхозная, д. 2, проведенного в очно-заочной форме в период с 30.09.2018 по 30.10.2018, оформленного протоколом № 1 от 08.11.2018 признано недействительным.
В силу части 3.1 статьи 198 ЖК РФ в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
Апелляционным определением Московского областного суда от 05.06.2019 решение Химкинского городского суда по делу № 2-731/2019 об удовлетворении требования о признании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Химки, мкр. Левобережный, ул. Совхозная, д. 11, проведенного в очно-заочной форме в период с 01.10.2018 по 30.10.2018, оформленного протоколом № 1 от 09.11.2018 отменено, производство по делу прекращено.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Химки, мкр. Левобережный, ул. Совхозная, д. 11, проведенного в очно-заочной форме в период с 11.08.2019 по 22.09.2019, оформленного протоколом № 2 от 27.09.2019, управляющей организацией выбран МУП «Жилищник г.о. Химки».
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом второй инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2020 года по делу №А41-16682/19 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья: И.Ю. Григорьева
Судьи: В.В. Кузнецов
Р.Р. Латыпова