ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-16974/2021 от 18.08.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А41-16974/21

25 августа 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2021 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) МУП «Лесной»: ФИО1 (дов. № 583 от 16.09.2020 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;

от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Пушкинского городского округа Московской области: не явились, извещены;

рассмотрев 18 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу МУП «Лесной»

на решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2021 г.,

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2021 г.,

по делу № А41-16974/21

по заявлению муниципального унитарного предприятия «ЖКХ Лесной Пушкинского городского округа Московской области»

к Министерству экологии и природопользования Московской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 01/65/0284/2021 от 24 февраля 2021 г.,

третье лицо: Администрация Пушкинского городского округа Московской области,

УСТАНОВИЛ: постановлением Администрации городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области от 31 декабря 2009 г. № 124 «О принятии экстренных мер по организации обслуживания жилого фонда городского поселения Лесной» все многоквартирные дома городского поселения Лесной были переданы в управление муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ Лесной» (далее – МУП «Лесной»).

Впоследствии заявителем получена лицензия от 19 марта 2015 г. № 13 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению 57 многоквартирными домами.

Договором о закреплении за муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 31 марта 2010 г. № 3/2010 МУП «Лесной» было передано муниципальное имущество, состоящее из зданий, сооружений, сетей, оборудования.

При передаче указанных в договоре объектов и сетей водоснабжения передача земельных участков и участков недр МУП «Лесной» не производилась, земельные участки и участки недр остались в собственности муниципального образования - городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области.

Свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки были получены Администрацией городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области в декабре 2013 года и феврале, мае 2015 года.

МУП «Лесной» была передана лицензия на право пользования недрами серии МОК № 00272 ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой филиала «Лесной» МУП «Дирекция ЖКХ», населения, организаций и предприятий п.п. Лесной, Зеленоградский, выданная муниципальному унитарному предприятию «Дирекция жилищно-коммунального хозяйства Пушкинского района Московской области» (далее - МУП «Дирекция ЖКХ»), сроком действия до 01 декабря 2014 г.

Постановлениями Главы городского поселения Лесной от 10 февраля 2014 г. № 17 «О внесении изменений в постановление главы городского поселения Лесной от 18 ноября 2013 г. № 161 «Об утверждении Схемы теплоснабжения городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области по итогам проведения публичных слушаний» и от 15 апреля 2014 г. № 44 «О внесении изменений в Постановление главы городского поселения Лесной от 18 ноября 2013 г. № 163 «Об утверждении Схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области» МУП «Лесной» было назначено единой тепло- и водоснабжающей организацией городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области.

МУП «Лесной» приступило к процедуре переоформления лицензии на право пользования недрами, а именно:

- обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков, занимаемых водозаборными узлами и о необходимости подготовки документов по зонам санитарной охраны источников водоснабжения для получения лицензии на недра;

- заключило договоры с организацией, оказывающей комплекс услуг по разработке и согласованию документации в области охраны окружающей среды, включающий разработку проектов организации зон санитарной охраны ВЗУ, сопровождение прохождения экспертизы указанных проектов в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», сопровождение согласования проектов в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Московской области;

- разработало проекты зон санитарной охраны артезианских скважин ВЗУ и план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2015 - 2020 годы, в том числе осуществило перекладку водопровода м-н Юбилейный 2 до очистных сооружений и реконструировало трубопроводы ХВС ул. Пушкина № 1 и № 1а по ул. Гагарина, по ул. Советская к <...>;

- разработало и согласовало Рабочую программу производственного лабораторного контроля качества питьевых вод водопровода МУП «Лесной» согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 на 2015 - 2017, впоследствии на 2019 - 2022;

- представило в Департамент по недропользованию по Центральному федеральному округу образцу заявку на получение лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод (пресные воды) исх. № 647 от 24 августа 2015 г.

На этапе согласования документации в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Московской области МУП «Лесной» 23 декабря 2015 г. получило отрицательное Санитарно-эпидемиологическое заключение № 50.14.04.000.М.000230.12.15, согласно которому использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения МУП «Лесной» не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам по причине несоответствия проб питьевой воды, отобранных в распределительной сети, требованиям пункта 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - содержание железа составляет от 0,89 мг/дм.куб. до 1,6 мг/дм.куб. при норме 0,3 мг/дм.куб., что стало препятствием к продолжению процедуры получения лицензии.

Также МУП «Лесной» обращалось к собственнику муниципального имущества - Администрации городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области по вопросу принятия мер к обеспечению качества холодной воды, добываемой из артезианских скважин городского поселения Лесной, по вопросу реконструкции ВЗУ, а также по вопросу оформления прав на земельные участки под объектами МУП «Лесное», что подтверждается многочисленной перепиской. До завершения процедуры создания городского округа Пушкинский Московской области, объединяющего г/о Пушкинский, Ивантеевка и Красноармейск и передачи муниципального имущества вновь созданному муниципальному образованию, вопрос предоставления МУП «Лесной» земельных участков и участков недр не рассматривается.

26 января 2021 г. в отдел северного территориального направления Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования Московской области поступило письмо Комитета по тарифам и ценам Московской области от 21 сентября 2020 г. № 31Исх-3255/09, в котором указано, что МУП «Лесной» является регулируемой ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги в сфере водоснабжения, в тарифной заявке которой отсутствует информация о наличии действующей лицензии на недропользование.

На основании полученных данных 16 февраля 2021 г. Министерством экологии и природопользования Московской области в отношении МУП «Лесной» был составлен протокол об административном правонарушении по делу об административном правонарушении № 01/65/0284/2021.

Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области от 24 февраля 2021 г. № 01/65/0284/2021 МУП «Лесной» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, МУП «Лесной» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области о его отмене.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Пушкинского городского округа Московской области.

Решением Арбитражного Московской области от 14 апреля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2021 г., постановление Министерства экологии и природопользования Московской области от 24 февраля 2021 г. по делу об административном правонарушении № 01/65/0284/2021 изменено в части назначенного административного наказания, заменив штраф в размере 800 000 руб. на штраф в размере 400 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В кассационной жалобе МУП «Лесной» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на то, что заявителем были приняты все возможные действия для получения лицензии на пользование недрами, но по независящим от него объективным обстоятельствам получить лицензию оказалось невозможным.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В заседании кассационной инстанции представитель МУП «Лесной» поддержал доводы кассационной жалобы.

Представители Министерства экологии и природопользования Московской области и Администрации Пушкинского городского округа Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя МУП «Лесной», суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности№ (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Основные права и обязанности пользователя недр установлены в статье 22 Закона о недрах.

Статья 23 Закона о недрах содержит перечень основных требований по рациональному использованию и охране недр, к которым относятся, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Действия, связанные с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях МУП «Лесной» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

При этом суды пришли к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, с учетом характера совершенного правонарушения снизили размер штрафа до 400 000 руб.

Вина МУП «Лесной» в совершении административного правонарушения установлена.

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.

Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В кассационной жалобе МУП «Лесной» приведены доводы о том, что учреждение осуществляло свою безлицензионную деятельность в состоянии крайней необходимости.

Указанные доводы не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку при установленных судами обстоятельствах не свидетельствуют об отсутствии в действиях предприятия выявленного правонарушения.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2021 г. по делу № А41-16974/21 оставить без изменения, кассационную жалобу МУП «Лесной» - без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи Р.Р.Латыпова

Е.Е.Шевченко